Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативная и эмпирическая демократия



Сказанное, однако, всего лишь очерчивает границы употребления формулы «демократия-народовластие», но никак не является ее отрицанием. Поэтому продол­жим рассуждения относительно определения демокра­тии. Целесообразность этого, по нашему мнению, не должна вызывать сомнений, как у некоторых исследо­вателей. Например, Бертран Жювенель высказал мысль (1945), что дискуссии о демократии интеллектуально бессмысленны, потому что мы не знаем, о чем говорим. Это утверждение по меньшей мере чересчур категорично. Современное знание о политике многое излагает с большой долей достоверности. К числу его наработок от­носится и положение о нормативной (идеальной) и эм­пирической (реальной) демократии. Понятие демократии как народовластия нормативно, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, что пред­полагает построение категории, исходя из человеческих идеалов и пожеланий. В этом случае демократия харак­теризуется как идеал, основанный на таких ценностях, как свобода, равенство и справедливость, которые, к слову сказать, остаются такими же, как в IV в. до н.э.

Демократические идеалы, безусловно, сыграли и продолжают играть (при условии опоры их на факты) конструктивную роль. Привлекательность содержащихся в демократическом идеале ценностей подвигла многих людей на практические действия по осуществлению этого идеала. Можно смело утверждать, что без «идеа­лизированной концепции демократии» не могло бы

быть демократии реального мира. Вместе с тем норма­тивное понятие демократии имеет и слабую сторону, состоящую прежде всего в отрыве от действительности, ее идеализации. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, что означало бы негосударст­венное самоуправление. С момента возникновения по­нятия «демократия» она связана с государством, а зна­чит с принуждением и подчинением. В лучшем случае демократия является властью большинства, осуществ­ляемой при этом не иначе как хорошо организованным меньшинством.

Демократия обязана своим существованием собст­венным идеалам, но из этого не следует, что мир стро­ился сознательно по этим идеалам вследствие созна­тельно разработанной конструкции. Демократия — результат и продукт взаимодействия между идеалами и реальностью. Процесс демократизации общества можно в самом общем виде представить так: то, что должно быть, то есть проистекает из идеала, тянет вперед, а действительность сопротивляется этому и тянет назад. На выходе — современная цивилизация.

Выявление элемента утопизма, несоответствия меж­ду идеалом и жизнью — следствие эмпирического (реального, описательного) подхода к анализу демокра­тии. Этот подход требует исследовать демократию такой, какой она есть на деле (описание существующего), а не и идеальном представлении. Идеалы не должны зани­мать место фактов, они должны накладываться на них. Демократия нуждается как в реализме (знание фактов), так и в идеализме (влияние ценностей на факты).

Односторонний подход к демократии — норматив­ный либо эмпирический — способен привести к негативным последствиям. 'Гак, абсолютизация реализма мо­жет породить неверие в демократию и даже отрицание ее, поскольку реальность противоречит идеалам. В соответ­ствии с такой логикой вместе с водой выплескивается и ребенок. В свою очередь, демократии может быть на­несен ущерб игнорированием фактов жизни. По не ме­нее странной логике, чем в предыдущем случае, неко­торые демократы склонны считать: если факты противоречат демократическим идеалам, тем хуже для них, и с ними можно не считаться. В таком случае де­мократия способна превратиться в утопию и демагогию. Сартори в уже цитированной работе пишет: «Демократия, лишенная внутренних реалистических корректив, становится все более и более «нереальной» демократи­ей, в которой краснобайство и деяния, идеалы и прак­тика все более расходятся». В действительности между реалистическим познанием и демократическим кредо нет непреодолимого противоречия. Если реализм — это «оценка фактов», тогда возможен и демократический реализм (как существует недемократический реализм).

Анализ демократии в этом срезе полезен не для про­стой гимнастики ума. Из непонимания или вследствие игнорирования анализируемой двойственной природы демократии, например, видные итальянские социологи и политики второй половины XIX и начала XX в. Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс по сути отрицали демократию как наиболее оптимальный способ социальной и политической организации жизни общества. Первый из них не был поклонником демократии, вто­рой, восхищаясь швейцарской прямой демократией, абсолютно не верил в парламентскую демократию, а третий вовсе отказался от демократии. И это в то время, когда именно им принадлежат такие важные выводы современного политического, в том числе демократического дискурса, как закон «политического класса» (Г. Моска), закон «циркуляции политических элит» (В. Парето), «железный закон олигархии» (Р. Михельс).

Дабы устранить неудобства, вытекающие из норма­тивного и эмпирического понятия демократии, некото­рые исследователи (Роберт Даль) предложили ввести для обозначения реально существующих государств, называемых демократиями, специальный термин «по-лиархия». По Далю, полиархия не осмысливается бук­вально, то есть как система, характеризующаяся слож­ностью власти и ее распространением. У него это — правление меньшинства, избираемого народом на кон­курентных выборах. Она распространяется на античные полисы (города-государства), и на средневековые рес­публики, и на современные конституционные государ­ства со всеобщим избирательным правом и соперни­чающими в борьбе за власть политическими партиями. И все же полиархия — это не просто электоральная де­мократия. Полиархии осмысливаются Р. Далем вне буквального значения термина (много властей) как систе­мы, в которых власть над должностными лицами осуществляется посредством достаточно жесткого контроля над лидерами со стороны рядовых граждан. Види­мо, можно утверждать, что конкурирующе-полиархиальная теория демократии является в основном описа­тельной теорией, которая на самом деле объясняет, как работают демократии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.