Рассказывание истории подтверждает опыт. Костям истории требуется плоть, а в пересказе новые и более яркие воспоминания всплывают опять. Это очень целительно для скорбящих.
Проблема, которую так называемые профессионалы имеют с горюющими людьми, касается периода длительности, в течение которого они должны хранить артефакты, принадлежащие умершим. Многие полагают, что от одежды и т.д. необходимо избавиться как можно скорее после кремирования/похорон. Я считаю, что никто не вправе диктовать такие действия. Умерший человек знает — никто другой нет. Это совсем другое, если после трех или четырех лет место у стола по-прежнему занято, а одежда в гардеробе по-прежнему висит на вешалках; тогда мне приходится говорить с человеком и увидеть, какая часть активной скорби еще не завершена.
Когда мои отец и мать вернулись домой, проведя несколько дней с сестрой отца после похорон второго ребенка, в доме нельзя была заметить и следов детских игрушек или даже одежды. Вся детская одежда и безделушки исчезли, причем не попадалось даже и баночки с тальком. Когда мама спросила, есть ли где-нибудь какие-нибудь куклы маленькой дочери, она столкнулась с полным замешательством отовсюду. Они избавились от всего, что предполагало существование младенца или маленького ребенка. Это вызвало огромное горе у родителей, которым отчаянно требовались хоть какие-нибудь безделушки, чтобы утешить их чувствительные и разбитые сердца. Как ребенку нужно его удобное одеяло в периоды недомоганий и когда умирает, так родителям нужно удобное одеяло из игрушек детей или еще лучше одежды, сохранившей запах их маленьких тел.
Я была с родителями, когда они держали куклу своей дочери, ища ее запах, прижимаясь к ней, чтобы найти присутствие. В начале 90-х я украла детские госпитальные фуфайки и влажные пеленки, которые должны были сжечь после смерти ребенка, и отдала их матери, когда она покидала больницу без ребенка в руках. Несколькими годами позже она сказала мне, что это был величайший подарок, который она когда-либо получала, так как у родителей не было никакой одежды, напоминавшей им о запахе ребенка.
Запахи также утешают во времена потерь, они ассоциируются с любимыми, приносят глубокое утешение, когда другая помощь не поможет. Это примитивно, но когда сердце раздавлено и разбито, мы возвращаемся в нашу примитивную натуру и наши чувства все больше осознают.
Многие люди, которые страдают от депрессивной стадии скорби, не хотят, чтобы к ним прикасались. Это как будто их кожа стала сверхчувствительной, а тело защищает себя от слишком обильного прикосновения. Я не раскрываю объятия и не обнимаю очень горюющего человека. Я предлагаю две руки, и, если хотят дальнейшего контакта, его начинают. Я становилась свидетельницей того, как родных горюющих людей сжимают в объятиях другие, даже хотя все их существо говорит: «Нет, спасибо, не сейчас». Я часто видела, как их хлопают по плечам и спине. Определенно, это потребность сочувствующего в выражении соболезнования, а не потребность оплакивающего получить его.
Я также верю в великую исцеляющую силу фотографии; так много воспоминаний захлестывает, когда скорбящие садятся вместе и визуально помогают вспомнить различные сцены из прошлого. Так много проливается слез, которые нужно пролить, и слезы смешиваются со смехом, когда они вспоминают наполненные радостью времена на фоне печали. Если умирают родители, важно, чтобы дети, вне зависимости от возраста, присутствовали на такого рода семейных посиделках. Они должны принимать участие во всем, что происходит, чтобы они смогли открыто погоревать с более взрослыми людьми и понять, что выплакивание и ощущение нашего чувства потери естественно и не должно подавляться.
Я часто испытывала ощущение вины и стыда в горюющих сердцах родственников людей, которые отобрали у себя жизнь. Возникает ощущение: «Я должен был что-то сделать» или «Я никогда ничего не замечал; он/она были немного подавлены, но я ничего такого не думал, они были подавленными и ранее, но выбрались из этого состояния нормально». Они всегда ощущают, что должны были что-нибудь сделать для человека, который умер. Я помогаю им преодолеть сначала вину, а затем следует горе. Я показываю им, насколько молитвы и заступничество полезны для души мертвых и как скорбящие могут предложить реальную помощь сейчас там, где действительно нужна помощь. Это великая благодать, так как они могут провести время, помогая душе найти свет и покой вместо того, чтобы обвинять себя и ощущать стыд за просьбу о помощи. Я действительно верю, что нет безнадежной ситуации. Мы все можем найти способ выразить нашу любовь и благодарность, наше чувство сожаления и боли, не беря груз вины и стыда.
В католической церкви существовала практика, в соответствии с которой тело того, кто совершил самоубийство, не дозволялось хоронить на кладбище, оно должно было быть положено в другое место подальше от церкви. Это была самая нечеловеческая традиция, которая становилась для бедных родственников позором, виной и раскаянием. Акт самоубийства должен был рассматриваться и осуждаться всеми как греховный, и мертвый человек не заслуживал церковного помазания или похорон. Дети, умершие при рождении, до того, как их крестили, или которые были мертворожденными, также лишались церковных похорон или церемонии. Представьте горе родителей, которым не дозволялся утешительный ритуал церковных похорон и церемонии. Такое правило было предательством веры без милосердия, непонимания человеческой порядочности. Приходят на ум слова Иисуса Христа: «Не суди и не судим будешь» и «Дети, пришедшие ко мне от страданий, и есть царствие божье».
Для многих скорбящих людей, живущих в одиночестве, время после кремирования/похорон может быть временем страшного одиночества и скорби. Друзья ушли, семья разошлась, нет никого, с кем можно было бы поговорить, и дом становится для многих пустым и невыносимым. Это время, когда визит соседа может оказаться замечательной исцеляющей помощью. Некоторые общества формируют группу «сострадательных друзей», включающую людей, которые навещают скорбящих каждую неделю и помогают как могут. Это так утешительно и целительно, и это есть реальная работа сострадания. Эти люди делают то, что я называю работой милосердия, и я действительно уважаю безусловную любовь, с которой они взаимодействуют с другими. Спасибо. Прочие скорбящие люди хотят, чтобы их оставили одних, так как им нужно время для собственных размышлений и слез. Все, что мы можем сделать, это предложить наше любящее сердце и позволить им решить, хотят ли они принять его или нет. Огромная чувствительность и ненавязчивость очень важны в обращении со скорбящими людьми. Им нужно контролировать себя как можно больше. Их жизнь была непредсказуема со смерти и умирания любимых, и для их исцеления необходима любая видимость нормальности. Им нужно давать выбор все время.
После времени активной печали — а она для каждого разная, как я говорила ранее — очень важно, чтобы скорбящие имели шанс освободиться и перейти на стадию исцеления и вновь дотянуться до мира. Внутри себя они узнают, когда наступило подходящее время для этого, и если им позволить активно оплакать их потери, то для того, чтобы достичь этого места, потребуется меньше времени.
Ритуал освобождения поможет им сконцентрироваться на их собственной жизни, раскрыть радость в своей душе и планировать свою жизнь без партнера, друга или родственника. Один человек, жена которого умерла, доверился мне: «Филида, я не думаю, что когда-нибудь буду снова улыбаться». Он не нуждался в моих советах. Я просто взяла его руку и подержала некоторое время. Он освободится от этого в свое время. Человек улыбался снова.