Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Режим и труд как факторы ресоциализации осужденных



Режим в исполнительных учреждениях – это система выполнения осужденными обязательных правил и необходимых ограничений. Режим выполняет функцию психологической выработки определенного динамического стереотипа у лиц, отбывающих наказание, в связи со специфическими особенностями их жизни и трудовой деятельности в исполнительных учреждениях.

Соблюдение режима в ИУ осужденными обеспечивается посредством: изоляции, охраны и надзора; использования мер поощрения и взысканиия; а в строго определенных случаях особых мер безопасности (вплоть до помещения в условия изоляции и строгого ограничения, применения наручников, специальных средств и оружия).

Основной базой действия режима в ИУ как фактора является его жесткость, пунктуальность и неуклонность требований его выполнения. В связи с этим осужденный вынужден смириться с действием режима и, осознавая его неотвратимость, принять его без внутренних протестов и конфликтов. Повторность циклов режимных мероприятий и четкое выполнение распорядка дня в ИУ, обычно ломает сложившиеся ранее формы поведения. Оно способствует воспитанию у осужденного таких качеств как аккуратность, исполнительность, дисциплинированность и т. п. Именно многократность воздействия и повторность цикла режимных мероприятий у лиц, отбывающих наказание в ИУ, является той средой целенаправленных действий, которые психологически формируют привычку действовать однообразно. А, как известно, привитая привычка рассчитана на то, что она с течением времени диктует не только определенные действия, но и потребность в них. Так, психологически проявляется воздействующая и преобразующая сила режима на осужденных.

Все элементы и средства обеспечения режима призваны создать жесткую и неукоснительную психологическую основу поведения, из которой лицо, отбывающие наказание в ИУ, не мог бы «выпасть». Охрана и надзор создают внешние рамки, в пределах которых осужденный может регулировать свое поведение, не нарушая режима. Однако сами по себе эти ограничения не могут оказать эффективного влияния на поведение, если не будут применены средства стимулирования, призванные привлечь и помочь использовать для исправления и перевоспитания психологические факторы самого осужденного (сознание, мораль, нравственность, совесть, воля, критика, ответственность и др.).

В отличие от надзора и охраны, которые действуют главным образом как средства торможения и пресечения негативных действий и отрицательных поступков, средства стимулирования призваны вызвать нравственную положительную активность осужденного. Психологическое значение средств стимулирования состоит в том, что они обуславливают осознание непрерывно действующей причинно-следственной связи между социальной значимостью поведения осужденного и его повседневным моральным самочувствием и даже материальным положением. А это, в свою очередь, побуждает осужденного сознательно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями режима, вызывает у него удовлетворение при его выполнении, формирует чувство личного достоинства, вселяет веру в свои силы, и тем самым способствует повторению положительных поступков. Стимулируя повторение этих поступков поощрением, администрация учреждения содействует закреплению начавшегося исправления и перевоспитания осужденного.

Субъективное восприятие и переживание кары осужденным зависит от вида режима, установленного законом, отношения его к приговору суда, числа судимостей, времени нахождения в ИУ, индивидуальных его особенностей, возраста, пола, образования, семейного и социального положения и т.д.

В тоже время все осужденные отмечают, что изоляция от внешнего мира в тюрьме переживается тяжелее, чем в исправительном учреждении (колонии) даже строгого режима (не говоря уже о других). Осужденный в прошлом сельский житель, в связи с особенностями воздействия большого и объемного пространства, сложившимися на свободе, более болезненно переживает лишение свободы в помещениях камерного типа ИУ, чем горожанин. Осужденные-женщины, как правило, сильнее, глубже и мучительней, чем мужчины, переживают ограничение связей с семьей, детьми и мужем.

Юристам, важно знать, что как каждый осужденный, так и каждая группа осужденных болезненно воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения. Несмотря на большое воспитательное значение карательных элементов, режим обладает вполне самостоятельной воспитывающей функцией. И действительно, четкое выполнение распорядок дня (время подъема, отбоя, физзарядки, развода на работу, принятия пищи, отдыха и т. д.), высокая организованность жизни и быта, определенные ограничения и изоляция от общества и семьи, – непосредственно накладывают отпечаток на характер осужденного, на его поведение, дисциплинированность, вырабатывают качества, необходимые в жизни на свободе (исполнительность, точность, аккуратность, дисциплинированность, правопослушность и др.).

Однако, ставя осужденного в строго контролируемые условия, лишая его возможности распоряжаться своим временем, ограничивая его поведение и т.п., режим может воспитывать и отрицательные качества личности (например, несамостоятельность), которые затрудняют процесс адаптации к жизни в обществе осужденных, освобождаемых из ИУ. Поэтому, по мере выработки и закрепления стереотипов, в режим необходимо вносить смягчающие элементы, которые бы давали возможность лицам, отбывающим наказание в ИУ, проявить известную самостоятельность и выбор вариантов поведения, что имеет немалое значение в подготовке к жизнесуществованию на свободе. Этому способствует установленная законодателем прогрессивная система вида режимов ИУ (от тюремного в маломестной камере до общего в колонии в большом коллективе), согласно которой необходимо изменять условия содержания и труда в зависимости от поведения, степени исправления и перевоспитания осужденного.

Функции режима необходимо рассматривать в единстве, во взаимосвязях с взаимопроникновением, каждой из её составляющих:

- карательная функция, воздействуя главным образом на потребности осужденного, несет в себе и элементы воспитания;

- воспитательная функция, регулируя поведение осужденного и труд, вырабатывая привычки, включает элементы принуждения;

- обеспечивающая функция включает в себя элементы и кары и воспитания осужденного и, главным образом, психологического обеспечения.

Вместе с тем, в некоторых случаях эти функции режима противоречат друг другу, их трудно согласовать между собой. Например, известно, что лучшими воспитывающими свойствами обладает труд на современном автоматизированном и механизированном производстве. Однако на первом этапе трудового воспитания особо опасные рецидивисты привлекаются к тяжелому физическому труду. Это диктуется необходимостью усиления карательной стороны их наказания. Так возникает противоречие между карательной и воспитывающей функциями режима. Умелое разрешение этих противоречий, – одна из задач, стоящих перед воспитателями и психологами ИУ. В ходе ее решения индивидуальные психологические исследования режима помогают воспитателям определить и применить наиболее эффективные нормы уголовно-исполнитель-ного права, отвечающие психологическим возможностям человека, а педагогике – исследовать методику применения режима в педагогических целях.

Определение принципов режима должно быть всегда психологически обоснованным и педагогически целесообразным, соответствующим научным и практическим требованиям организации жизни и трудовой деятельности осужденных. В этом случае они окажут максимальное воздействие на психику осужденных, разовьют у них необходимые морально-психологические качества. Использование данных общей и уголовно-исправительной психологии позволит так построить режим, чтобы нагрузки распределялись оптимально и, с одной стороны, создавали определенную напряженность, благоприятную для развития личности осужденных, а с другой не вели бы к срыву у них нормальной психологической деятельности.

Психологическое значение прогрессивной системы перевоспитания в ИУ состоит в том, что, представляя льготы осужденным, снимая ограничения и расширяя в зависимости от степени их исправления связи и контакты с внешним миром, она способствует активному включению самих осужденных в процесс исправления, перевоспитания и практической подготовки к жизни в обществе. Градация мер лишения свободы в зависимости от степени усердия в труде и стремления осужденного встать на правильный, честный путь жизни способствует закреплению этого стремления. Создание определенной системы параллельных и последовательных целей и рубежей (далеких и близких), а также конкретных стимулов благотворно отражается на личных перспективах осужденного, поддержание у него психологической напряженности, связанной со стремлением такой личности улучшить свое положение путем получения поощрения и льгот, благоприятствует более быстрому закреплению складывающихся положительных взглядов, установок и форм поведения. Все это способствует эффективной перестройке направленности личности в местах отбывания наказания, а, следовательно, и интенсификации исправления и перевоспитания осужденных.

Труд в исполнительных учреждениях, как особому фактору воздействия, отводится особое место. Однако это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные, как уже отмечалось выше, не имеют трудовых навыков и в связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию в трудовом процессе.

Особую сложность в трудовой жизни представляют осужденные, которые до ареста длительное время вообще ни где не работали и не хотели этого. Наряду с отсутствием профессиональных знаний и трудовых навыков; они испытывают отвращение к труду и презрение к трудолюбивым людям.

В процессе воспитательной и педагогической подготовки осужденных к систематическому труду, и во время непосредственно самой трудовой деятельности, у них должна сформироваться психологическая готовность трудиться не только в условиях ИУ, но и на свободе. А это не тождественные явления. Выборочное обследование группы лиц, ведущих после освобождения из исправительных учреждений паразитический образ жизни (Е.Г.Самовичев, 1987), показало, что многие из них активно трудились в ИУ, перевыполняли нормы выработки. Однако их трудовая деятельность в колониях побуждалась неискренними, узкоэгоистическими мотивами и установками: активным трудом «приблизить свое освобождение», а потом продолжать «вольную жизнь». Кроме того, это было обусловлено тем, что не трудиться в ИУ нельзя, трудиться кое-как невыгодно, но в тоже время хочется «иметь прибавку к общему котлу», «когда работаешь – то быстрее идет время» и т.д. Такая мотивация не способствует выработке общей психологической готовности к труду в обществе после освобождения, ибо она для них остается вынужденной мерой облегчения своего жизнесуществования существования в колонии. К тому же в настоящее время в производственной сфере уголовно-исполнительной системы ФСИН устойчивые и многолетние экономические связи оказались нарушены, государственный заказ не обеспечивает нормальный режим работы предприятий ИУ, сокращается количество рабочих мест. Стало нормой задержка платежей за выпускаемую продукцию, которая к тому же не выдерживает конкуренции из-за несовершенства и малой производительности, плохо находит сбыт. Осужденные не находят потребности в своем труде и не видят психологического удовлетворения от результатов своего труда. И поэтому, как только возникает, возможность жить, не работая, они, не имея искренней психологической готовности к труду, стремятся реализовать такую негативную установку.

Таким образом, юристы знают, что режим и труд, совместно с воспитательными, педагогическими и психологическими мероприятиями, являются теми факторами, которые легли в основу принципа перевоспитания и дальнейшей ресоциализации осужденных. Эти факторы являются также условием по предупреждению повторных преступлений, после их ухода из ИУ по окончании срока отбытия наказания или перевода на условно-досрочный вид наказания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.