Проводниками уголовно-исполнительной психологии (в той или иной степени) являются все сотрудники ИУ, на каких бы должностях они не состояли (оперативно-режимный работник, воспитатель, производственник, медик, психолог и т.д.). В их служебной деятельности необходимо отметить, по крайней мере, четыре направленности психологического воздействия на осужденных, на каждой из которых мы остановимся ниже.
1.Воспитательная направленность – это главная из них социальная сторона. Сотрудники ИУ обязаны прививать осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других необходимых психологических качеств: нравственность, гуманность, честность, патриотизм и т. д. Для того, чтобы выработать эти качества, все работники ИУ (прежде всего воспитатели) должны твердо верить в конечный результат своей работы, с какими бы трудностями им ни пришлось столкнуться, быть примером в поведении, обязательным в выполнении положенного довольствия осужденным и при даче им обещаний в чем - либо. Они обязаны уметь заражать своей верой самых апатичных из числа работников ИУ. Эта их вера должна передаваться и осужденным во время различных контактов на производстве, в столовой, общежитии, медицинской части и т.д.
При создании у осужденного положительной перспективы на активную перестройку личности во имя будущего освобождения и приобщения к трудовой жизни, администрация ИУ получает в его лице хорошего союзника. Такой осужденный вольно или невольно будет помогать сотрудникам ИУ в решении сложных психологических и педагогических задач по перестройке личности других (если не прямо – словом, внушением, то своим примером). Одна из главных задач в этом процессе – постановка правильного психологического диагноза, определение индивидуальных положительных качеств у осужденного, которые следует укреплять и развивать, и с какими негативными качествами, взглядами, чертами и привычками следует бороться. Уголовно-исполнительная психология при анализе и оценке личности осужденного исходит из оптимистического прогноза: в каждом человеке можно обнаружить положительные черты, какие бы преступления он ни совершил. Опираясь на эти положительные черты, можно приступить к перестройке личности и формированию социально-положительной направленности осужденного.
Сложность воспитательного процесса в ИУ, как уже отмечалось ранее, имеет ряд трудностей, прежде всего связанных с тем, что основная масса осужденных представляет собой человеческий материал, имеющий пороки в правосознании, моральных и этических программах. Не так уж редки случаи, когда осужденные оказывают скрытое, порой и открытое сопротивление воспитательному процессу. К сожалению, в какой то степени этому способствуют условия изоляции в ИУ, которые не позволяют использовать все меры воспитательного воздействия на личность, принятые в демократическом обществе. Среди осужденных имеется большое количество педагогически запущенных людей и лиц с психическими дефектами, требующих строго индивидуального педагогического и медико-психологического подхода к ним.
2.Коммуникативная направленность – это повседневная работа и общение с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателями обмен информацией. Здесь действует следующая закономерность: важно не только то, что говорится, как говорится, кем говорится, но и как делается (прежде всего, на личном примере). Уголовно-исполнительной психологии известны многочисленные случаи, когда умный и идейный воспитатель не может донести свои слова до сознания и сердца осужденных в связи с возникшим между ними так называемого «психологического барьера», когда слова не подкрепляются делом.. Сотрудники ИУ и, прежде всего воспитатель, должны уметь слушать осужденных и, разговаривая с ними, находить индивидуальный подход к каждому из них. Большое значение в решении этих вопросов имеет знание воспитателями индивидуальных особенностей психики осужденных.
К психологическим особенностям осужденного относятся, в первую очередь, темперамент, черты характера, направленность и тип личности, а также состояние его соматического и психического здоровья. Например, суровый строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сангвинического темперамента принесет положительные плоды. Но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с осужденным меланхоликом, у которого взаимоотношение с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за таких черт характера, как робость и застенчивость. В последнем случае осужденному надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе.
3.Организационная направленность. Любой сотрудник ИУ, работая с осужденными и решая режимные, производственные и воспитательные задачи, должен быть хорошим организатором, авторитетным и обязательным человеком с безупречной репутацией, всегда в той или иной степени психологом и педагогом. Талант воспитателя как организатора должен проявляться в создании коллектива осужденных с положительной направленностью, в руководстве этим коллективом, постоянной работе с ним и его членами из числа осужденных. Мало наметить стратегию воспитательного воздействия, нужно уметь про-вести в жизнь свои замыслы и при этом преодолеть сопротивление осужденных с негативной направленностью.
Для решения организаторских задач работник ИУ должен обладать определенным авторитетом у осужденных. Этот авторитет предполагает:
- во-первых, знание своего дела, обладание специальными и психологическими навыками, психологическими и педагогическими умениями;
- во-вторых, творческое решение воспитательных задач;
- в-третьих, высокое чувство ответственности, как за свои действия, так и за действия подчиненных;
- в-четвертых, высокий уровень общей культуры;
- в-пятых, индивидуальный стиль в работе с осужденными.
4.Конструктивная направленность. Такая направленность связана с отбором психологических композиций, созданием планов воспитательной тактики и стратегии, нестандартными решениями. Она реализует психологические качества сотрудника ИУ, творческое начало его личности: интеллектуальный уровень, память, мышление, воображение, творческую интуицию, педагогические возможности и т.д.
Конструктивная деятельность является основанием, на котором строятся организационная и коммуникативная деятельность воспитателя ИУ, и включает в себя следующие аспекты работы с осужденными:
а) планирование и реальное содержание воспитательной работы;
б) создание системы воспитательных мероприятий (тактику и стратегию воспитательного воздействия);
в) психологическую отработка оптимального варианта системы воздействия (при этом проектируется деятельность коллектива в целом, а также отдельных групп и отдельных осужденных).
Для достижения успеха в работе с осужденными необходимо знание каждой личности, индивидуальные особенности и черты, специфику ее направленности, искренние взгляды и убеждения, а не просто высказывания осужденного, которые нередко у них диктуются корыстными соображениями, а подчас являются просто бравадой.
Как уже отмечалось, кроме главных факторов (труд, режим, коллектив и воспитание), которые действуют постоянно, на осужденного могут влиять и так называемые факультативные факторы. К ним относятся семья осужденного, его дружеские связи с людьми вне зоны ИУ, участие в художественной самодеятельности, занятия художественными ремеслами, учеба в школе и некоторые другие. Однако наличие указанных факторов вовсе не означает, что гарантировано положительное их влияние. Так, неурядицы в семье осужденного могут негативно сказаться на его настроении, дружеские связи с людьми, находящимися на воле, далеко не всегда положительно, но и они влияют на перестройку личности осужденного и т.д. Но неверно и вообще игнорировать факультативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результаты воспитательного процесса, когда это возможно. Одним из наиболее сильных факторов этой категории является семья осужденного. При наличии у него детей, жены, родителей целесообразно использовать этот фактор как доминирующий при воспитании чувства перспективы на будущее. Осужденный, любящий своих родственников, должен видеть в своем будущем возможность соединиться с ними и осознавать, что эта возможность тем быстрее реализуется, чем лучше он будет работать, соблюдать требования режима и способствовать положительной перестройке своей личности.
Чрезвычайно важен для превентивной практики повторных преступлений осужденных и тот факт, что механизмы неосознаваемой регуляции поведения психологически формируются и закрепляются еще в раннем детстве. При этом важнейшее влияние на них оказывает семья, личный пример родителей, их поведение, которые запечатлеваются у ребенка, характер эмоциональных отношений родителей с детьми, что, в частности, оказывается решающим фактором для формирования эмоциональной сферы, чувства эмпатии, (сопереживания), внушающие воздействия, оказываемые на детей родителями, система мер наказания и поощрения и т.д.
Отсюда и предупреждение такого рода преступлений также должно и может быть осуществлено путем социальных программ, включающих разнообразные психотерапевтические, суггестивные, психолого-педагогические воздействия. Вместе с тем, организация превентивной практики преступлений с неосознаваемой мотивацией имеет ряд специфических особенностей. Разберем их.
1. Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенческих регуляторов, и в первую очередь сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость.
2. Применение суггестивных методов в перестройке несознаваемых регу-ляторов преступного поведения отнюдь не означает отказа от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов педагогической коррекции, применяемых, в том числе и к несовершеннолетним с делинквентным поведением. Напротив, эффективность воспитательно-профилактических воздействий может быть обеспечена лишь в том случае, когда суггестивные методы закрепляются в системе воспитания, осуществляемого на основе коллективной, трудовой, общественно-полезной деятельности, в процессе, где могут формироваться новые установки позитивной социальной ориентации.
3.Сфера неосознаваемой регуляции имеет раннее онтогенетическое происхождение и закладывается в первую очередь в семье, в процессе наглядности примера родителей, когда факторы семейного общения и воспитания могут способствовать формированию асоциального поведения.
То есть, неосознаваемая мотивация отнюдь не является неким необъяснимым психическим образованием, которое не зависит от социальных факторов, условий воспитания и жизнедеятельности индивида. Так же, как и сознательная психическая регуляция поведения человека, сфера неосознаваемой регуляции – продукт и результат социализации личности, происходящий под влиянием различных организованных, целенаправленных и стихийно действующих социальных факторов.
Таким образом, определенное значение для практической организации воспитательной работы в ИУ имеет массивное психологическое воздействие ее сотрудников, усвоивших основы психологии, на осужденных. И, в частности, способствуют этому заключение психологов о структуре личности и ее связи с индивидуальной деятельностью, в процессе которой может происходить формирование новых и перестройка прежних установок у осужденных. Эти принципы организации позволяют так построить воспитательно-профилактическую работу в коллективе лиц, отбывающих наказание, что становится возможным эффективное психологическое воздействие и педагогическая коррекция как осознаваемых, так и неосознаваемых регуляторов их поведения в настоящем и будущем.