Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическое воздействие на воспитательный процесс осужденных



 

Проводниками уголовно-исполнительной психологии (в той или иной степени) являются все сотрудники ИУ, на каких бы должностях они не состояли (оперативно-режимный работник, воспитатель, производственник, медик, психолог и т.д.). В их служебной деятельности необходимо отметить, по крайней мере, четыре направленности психологического воздействия на осужденных, на каждой из которых мы остановимся ниже.

1.Воспитательная направленность – это главная из них социальная сторона. Сотрудники ИУ обязаны прививать осужденным принятое в обществе мировоззрение, а также ряд других необходимых психологических качеств: нравственность, гуманность, честность, патриотизм и т. д. Для того, чтобы выработать эти качества, все работники ИУ (прежде всего воспитатели) должны твердо верить в конечный результат своей работы, с какими бы трудностями им ни пришлось столкнуться, быть примером в поведении, обязательным в выполнении положенного довольствия осужденным и при даче им обещаний в чем - либо. Они обязаны уметь заражать своей верой самых апатичных из числа работников ИУ. Эта их вера должна передаваться и осужденным во время различных контактов на производстве, в столовой, общежитии, медицинской части и т.д.

При создании у осужденного положительной перспективы на активную перестройку личности во имя будущего освобождения и приобщения к трудовой жизни, администрация ИУ получает в его лице хорошего союзника. Такой осужденный вольно или невольно будет помогать сотрудникам ИУ в решении сложных психологических и педагогических задач по перестройке личности других (если не прямо – словом, внушением, то своим примером). Одна из главных задач в этом процессе – постановка правильного психологического диагноза, определение индивидуальных положительных качеств у осужденного, которые следует укреплять и развивать, и с какими негативными качествами, взглядами, чертами и привычками следует бороться. Уголовно-исполнительная психология при анализе и оценке личности осужденного исходит из оптимистического прогноза: в каждом человеке можно обнаружить положительные черты, какие бы преступления он ни совершил. Опираясь на эти положительные черты, можно приступить к перестройке личности и формированию социально-положительной направленности осужденного.

Сложность воспитательного процесса в ИУ, как уже отмечалось ранее, имеет ряд трудностей, прежде всего связанных с тем, что основная масса осужденных представляет собой человеческий материал, имеющий пороки в правосознании, моральных и этических программах. Не так уж редки случаи, когда осужденные оказывают скрытое, порой и открытое сопротивление воспитательному процессу. К сожалению, в какой то степени этому способствуют условия изоляции в ИУ, которые не позволяют использовать все меры воспитательного воздействия на личность, принятые в демократическом обществе. Среди осужденных имеется большое количество педагогически запущенных людей и лиц с психическими дефектами, требующих строго индивидуального педагогического и медико-психологического подхода к ним.

2.Коммуникативная направленность – это повседневная работа и общение с осужденными, в ходе которого происходит направляемый воспитателями обмен информацией. Здесь действует следующая закономерность: важно не только то, что говорится, как говорится, кем говорится, но и как делается (прежде всего, на личном примере). Уголовно-исполнительной психологии известны многочисленные случаи, когда умный и идейный воспитатель не может донести свои слова до сознания и сердца осужденных в связи с возникшим между ними так называемого «психологического барьера», когда слова не подкрепляются делом.. Сотрудники ИУ и, прежде всего воспитатель, должны уметь слушать осужденных и, разговаривая с ними, находить индивидуальный подход к каждому из них. Большое значение в решении этих вопросов имеет знание воспитателями индивидуальных особенностей психики осужденных.

К психологическим особенностям осужденного относятся, в первую очередь, темперамент, черты характера, направленность и тип личности, а также состояние его соматического и психического здоровья. Например, суровый строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сангвинического темперамента принесет положительные плоды. Но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с осужденным меланхоликом, у которого взаимоотношение с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за таких черт характера, как робость и застенчивость. В последнем случае осужденному надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе.

3.Организационная направленность. Любой сотрудник ИУ, работая с осужденными и решая режимные, производственные и воспитательные задачи, должен быть хорошим организатором, авторитетным и обязательным человеком с безупречной репутацией, всегда в той или иной степени психологом и педагогом. Талант воспитателя как организатора должен проявляться в создании коллектива осужденных с положительной направленностью, в руководстве этим коллективом, постоянной работе с ним и его членами из числа осужденных. Мало наметить стратегию воспитательного воздействия, нужно уметь про-вести в жизнь свои замыслы и при этом преодолеть сопротивление осужденных с негативной направленностью.

Для решения организаторских задач работник ИУ должен обладать определенным авторитетом у осужденных. Этот авторитет предполагает:

- во-первых, знание своего дела, обладание специальными и психологическими навыками, психологическими и педагогическими умениями;

- во-вторых, творческое решение воспитательных задач;

- в-третьих, высокое чувство ответственности, как за свои действия, так и за действия подчиненных;

- в-четвертых, высокий уровень общей культуры;

- в-пятых, индивидуальный стиль в работе с осужденными.

4.Конструктивная направленность. Такая направленность связана с отбором психологических композиций, созданием планов воспитательной тактики и стратегии, нестандартными решениями. Она реализует психологические качества сотрудника ИУ, творческое начало его личности: интеллектуальный уровень, память, мышление, воображение, творческую интуицию, педагогические возможности и т.д.

Конструктивная деятельность является основанием, на котором строятся организационная и коммуникативная деятельность воспитателя ИУ, и включает в себя следующие аспекты работы с осужденными:

а) планирование и реальное содержание воспитательной работы;

б) создание системы воспитательных мероприятий (тактику и стратегию воспитательного воздействия);

в) психологическую отработка оптимального варианта системы воздействия (при этом проектируется деятельность коллектива в целом, а также отдельных групп и отдельных осужденных).

Для достижения успеха в работе с осужденными необходимо знание каждой личности, индивидуальные особенности и черты, специфику ее направленности, искренние взгляды и убеждения, а не просто высказывания осужденного, которые нередко у них диктуются корыстными соображениями, а подчас являются просто бравадой.

Как уже отмечалось, кроме главных факторов (труд, режим, коллектив и воспитание), которые действуют постоянно, на осужденного могут влиять и так называемые факультативные факторы. К ним относятся семья осужденного, его дружеские связи с людьми вне зоны ИУ, участие в художественной самодеятельности, занятия художественными ремеслами, учеба в школе и некоторые другие. Однако наличие указанных факторов вовсе не означает, что гарантировано положительное их влияние. Так, неурядицы в семье осужденного могут негативно сказаться на его настроении, дружеские связи с людьми, находящимися на воле, далеко не всегда положительно, но и они влияют на перестройку личности осужденного и т.д. Но неверно и вообще игнорировать факультативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результаты воспитательного процесса, когда это возможно. Одним из наиболее сильных факторов этой категории является семья осужденного. При наличии у него детей, жены, родителей целесообразно использовать этот фактор как доминирующий при воспитании чувства перспективы на будущее. Осужденный, любящий своих родственников, должен видеть в своем будущем возможность соединиться с ними и осознавать, что эта возможность тем быстрее реализуется, чем лучше он будет работать, соблюдать требования режима и способствовать положительной перестройке своей личности.

Чрезвычайно важен для превентивной практики повторных преступлений осужденных и тот факт, что механизмы неосознаваемой регуляции поведения психологически формируются и закрепляются еще в раннем детстве. При этом важнейшее влияние на них оказывает семья, личный пример родителей, их поведение, которые запечатлеваются у ребенка, характер эмоциональных отношений родителей с детьми, что, в частности, оказывается решающим фактором для формирования эмоциональной сферы, чувства эмпатии, (сопереживания), внушающие воздействия, оказываемые на детей родителями, система мер наказания и поощрения и т.д.

Отсюда и предупреждение такого рода преступлений также должно и может быть осуществлено путем социальных программ, включающих разнообразные психотерапевтические, суггестивные, психолого-педагогические воздействия. Вместе с тем, организация превентивной практики преступлений с неосознаваемой мотивацией имеет ряд специфических особенностей. Разберем их.

1. Важной отличительной чертой неосознаваемых поведенческих регуляторов, и в первую очередь сформированных в раннем детстве установок, является их прочность и устойчивость.

2. Применение суггестивных методов в перестройке несознаваемых регу-ляторов преступного поведения отнюдь не означает отказа от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов педагогической коррекции, применяемых, в том числе и к несовершеннолетним с делинквентным поведением. Напротив, эффективность воспитательно-профилактических воздействий может быть обеспечена лишь в том случае, когда суггестивные методы закрепляются в системе воспитания, осуществляемого на основе коллективной, трудовой, общественно-полезной деятельности, в процессе, где могут формироваться новые установки позитивной социальной ориентации.

3.Сфера неосознаваемой регуляции имеет раннее онтогенетическое происхождение и закладывается в первую очередь в семье, в процессе наглядности примера родителей, когда факторы семейного общения и воспитания могут способствовать формированию асоциального поведения.

То есть, неосознаваемая мотивация отнюдь не является неким необъяснимым психическим образованием, которое не зависит от социальных факторов, условий воспитания и жизнедеятельности индивида. Так же, как и сознательная психическая регуляция поведения человека, сфера неосознаваемой регуляции – продукт и результат социализации личности, происходящий под влиянием различных организованных, целенаправленных и стихийно действующих социальных факторов.

Таким образом, определенное значение для практической организации воспитательной работы в ИУ имеет массивное психологическое воздействие ее сотрудников, усвоивших основы психологии, на осужденных. И, в частности, способствуют этому заключение психологов о структуре личности и ее связи с индивидуальной деятельностью, в процессе которой может происходить формирование новых и перестройка прежних установок у осужденных. Эти принципы организации позволяют так построить воспитательно-профилактическую работу в коллективе лиц, отбывающих наказание, что становится возможным эффективное психологическое воздействие и педагогическая коррекция как осознаваемых, так и неосознаваемых регуляторов их поведения в настоящем и будущем.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.