Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям определенной деятельности и являющиеся условием их успешного выполнения. Они отличают одного человека от другого, в то же время это и психологические особенности, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.
Основанием способностей человека являются быстрота овладения какой-либо деятельностью и качество ее достижения. Способный человек – это тот, кто быстро и успешно овладел той или иной деятельностью, легко по сравнению с другими приобретает соответствующие умения и навыки, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень возможностей других..
К способностям человека относят психические (функциональные) качества (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, интеллект и др.), музыкальный слух (ритм и т.д.), физические (двигательные реакции) и т.д., а не анатомические. В тоже время практическая деятельность человека требует применения не одного из способностей (качеств), а целого ряда их (например, литературные способности включают в себя впечатлительность, наблюдательность, память, творческое воображение, способность к точному анализу и выразительному языку и т.д.).
Следует всегда помнить, что способность обнаруживается только в процессе какой-либо деятельности. Вне специальной деятельности способности не могут развиваться. Они формируются, складываются и развиваются только при правильно организованной деятельности, направленной на удовлетворение пот-ребностей человека.
Юристам следует помнить о тесной и неразрывной связи способностей со знанием, умением, навыками, которые их развивают. Способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладевать индивиду ими (например, математикой).
Следует признать известную роль у человека (или животного) биологических факторов как природных предпосылок развития способностей, которые называют задатками. Они облегчают формирование и развитие способностей, но являются лишь их условием. Задатки не заключают в себе способности, но гарантируют их развитие. И в жизни много примеров, когда люди так и не смогли себя реализовать, имея благоприятныеврожденные задатки. При прочих равных условиях человек с задатками добивается развития способностей и успеха путем труда и систематических тренировок.
Юристам следует помнить, что нейрофизиологами установлено: для успешного овладения творческой деятельностью необходимо определенное сочетание общих и отдельных (частных) способностей, образующих в совокупности единство, качественно своеобразное целое. Поэтому различают общие и специальные способности.
Общие способности – необходимы для многих видов деятельности, отвечающие требованиям целого ряда (а не одного вида) относительно родственных способностей. Например: критичность, гибкость и продуктивность ума, быстрая умственная ориентировка, высокая аналитико-синтетическая деятельность, хорошая память, сосредоточенность внимания и т.д.
Специальные способности – обязательны для успешного выполнения какой-нибудь определенной деятельности. Например, музыкальной, литературной, художественной, математической, конструктивно-технической, спортивной и т.д.
Рассматривая способности, необходимо также дать определение термину «талант». Талант – это высокий уровень развития способности и труд, умноженные на терпение. В этом случае происходит яркое сочетание способностей и склонность к данному виду деятельности, носящей характер увлечения занятиями этим видом. Он всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и трудолюбием.
Человек стремится заниматься той деятельностью, к которой у него сформировались определенные способности. То есть, для успеха в той или иной деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд таких черт характера, как трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Кроме этого важны такие качества личности как принципиальность, сознательность, требовательность к себе.
Таким образом, способности формируются, развиваются в процессе жизни, обучения, воспитания, трудовой деятельности. Но успешное осуществление любой деятельности даже при наличии способностей зависит от определенного сочетания качеств личности, ее направленности, соответствующих эмоционально-волевых свойств, активного положительного отношения, интереса к ней, от заинтересованности заниматься избранной проблемой, переходящей в жизненную потребность.
Контрольные вопросы:
1.Что такое темперамент человека и зависимость от динамики нервных процессов?
2.Каковы основные характеристики темпераментов, их влияние на поведение и поступки людей?
3.Что такое характер, его основные черты и их зависимость от темперамента?
4.Что такое способности человека, их виды и особенности?
5.Что такое задатки и талант человека, общее и отличие?