Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темперамент и личность



 

В процессе общения люди всегда на интуитивном уровне ищут наиболее оптимальные и приемлемые формы, пути и методы контактов с учетом особенностей нервной системы человека. Каждый тип нервной системы (и соответственно темперамент) имеет положительные и отрицательные стороны.

У сангвиника, например, нужно использовать его большая выносливость и работоспособность, уравновешенность, рационализм.

У холерика, например, необходимо использовать такие положительные стороны, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность. И сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, импульсивность, резкость, раздражительность.

У флегматика, например, лучше использовать устойчивость интересов, постоянство, склонность к выполнению однообразных, но привычных действий. Таким людям необходимо преодолевать вялость и бледность эмоций, быть более активным, энергичным, инициативным. Им всегда нужно выполнение порученных заданий обуславливать временными факторами.

У меланхолика, например, желательно использовать присущую ему мягкость, отзывчивость, тактичность, тонкую реактивность. И преодолевать такие качества как нетребовательность, слабоволие, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность. Таким людям необходимо дать возможность больше действовать самостоятельно и проявлять большую активность. И в тоже время нельзя их переутомлять. Систематические упражнения и тренировка в действиях и поступках укрепляют слабую нервную систему и повышают их работоспособность.

Темперамент надо не столько изменять, сколько создавать на его основе необходимые (недостающие) черты человека. Зная темперамент, можно так организовать деятельность личности, чтобы более интенсивно закреплялись положительные свойства его темперамента и преодолевались отрицательные. Некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно вырабатывали усилия (методы), чтобы овладеть ими. Так, А.П. Чехов, будучи холериком (резким, вспыльчивым и т.д.), путем самовоспитания поборол отрицательные негативные черты своего характера. А.М. Горький также сознательно сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он на высоте возбуждения осознанно переключался на другие побочные действия (чистил трубку, крутил усы, нетерпеливо стучал пальцами по столу, делал из бумаги кораблики).

Таким образом, целенаправленное обучение и индивидуальное воспитание могут преодолевать недостатки темперамента у личности, создавать благоприятные условия для жизнедеятельности человека, вырабатывать привычные и правопослушные формы поведения, особенно при многократном их воздействии.

 

 


6.3. Характер и его взаимосвязь с темпераментом

 

Различные отношения людей выражаются в их поступках, проступках и поведении. И если эти определенные отношения к действительности и соответствующие им формы поведения неслучайны для данной личности, а носят более или менее устойчивую и постоянную форму, – это значит, что они стали свойствами личности, основой того, что называют характером.

Характер – это совокупность индивидуальных и основных свойств личности, выражающих отношение человека к реальной действительности и проявляющихся в его поведении и поступках в привычной для него форме в определенной ситуации. Например, когда мы говорим о скромности как об особенности характера человека, то тем самым обращаем внимание на отношение такого человека к самому себе, о его поведении в определенной ситуации, и возможности тех или иных его поступков при этом.

Характер следует рассматривать как своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, самому себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности. Обычно в структуре сложившегося характера выделяют темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект. Но главное – их содержание и форма, которые неотделимы друг от друга.

Содержание характера – составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности и интересы, идеалы и социальные установки. Оно проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека.

Форма характера – выражается в различных способах проявления отношений личности, закрепившихся эмоционально-волевых особенностях поведения.

Характер человека взаимосвязан с темпераментом. Установлено, что темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Но и сам темперамент перестраивается под влиянием характера. Так, например, сангвиник – сознательно подавляет отрицательные стороны своего темперамента, контролирует их проявления, холерик – сознательно свою настойчивость выражает в служебной и деловой деятельности, флегматик – в сосредоточенном обдумывании своего поведения, неспешной и методичной работе, меланхолик – сознательно активизирует себя в работе.

Характер человека неразрывно связан с его способностями. Сильная личность способна преодолевать трудности, работать организованно, не падать духом под влиянием неудач, проявлять инициативу и развивать свои способности (трудолюбие, решительность, настойчивость, инициативу и т.д.).

Физиологические основы характера. Еще И.П. Павлов (1934) указывал, что привычный образ поведения обусловлен множеством сложных, устойчивых систем временных связей, которые формируются в коре больших полушарий под влиянием различных внешних воздействий и воспитания. Он считал, что физиологической основой характера является «сплав» отдельных черт темперамента и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. Но качества личности, формирующие характер, заметно отличаются у представителей различных типов высшей нервной деятельности, и их проявление несет индивидуальное своеобразие в зависимости от ее особенностей. Например, решительность характера легче воспитать у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, чем у представителя слабого типа. Но они эти качества при их реализации будут разными, во многом зависящие от типа темперамента.

Характер не наследуется и не является постоянным и неизменным свойством личности. Он формируется и развивается под влиянием воспитания, учебы, окружающей среды, приобретенного жизненного опыта. Эти влияния носят как общественно-исторический, так и индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельность каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Из этого следует, что характер человека определяется как общественным, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров.

Индивидуальные черты характера выражены в своеобразии типичных свойств в производственной и бытовой деятельности, волевых качествах (настойчивости, выдержки, целеустремленности) и т.д. В процессе жизни они заостряются, но не изменяются.

Но у людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего. Поэтому и в характере их будут как общие стороны, типичные для многих, так и черты, отражающие индивидуальные особенности и обстоятельства их жизни.

Характер у человека – неразрывное целое. При его изучении необходимо не только понимать его как нечто целое, но и выделять отдельные стороны, типичные проявления или черты характера.

Черты характера – это индивидуальные, привычные формы поведения человека (в соответствующих ситуациях), в которых реализуется его отношение к действительности. Их необходимо рассматривать и оценивать только во взаимосвязи друг с другом. При этом каждая черта характера приобретает свое, часто различное значение, в зависимости от ее соотношения с другими чертами (например, смелость хороша, когда она сочетается с осторожностью, а не с импульсивностью, настойчивость – с критичностью и волевыми усилиями, иначе это упрямство; в то же время осторожность, – без сочетания с решительностью превращает личность в бездеятельного человека).

Рассмотрим характер как целостное образование (по их определенности, т.е. доминирующим стержневым качествам). В этом случае могут быть цельные и противоречивые характеры.

Цельный характер – это целеустремленный, единый в мыслях, действиях, поступках.

Противоречивый характер – это нецелеустремленный и не единый в достижении цели, противоположный в мыслях и несовместимый в действиях, отличающийся разладом убеждений и деятельности, словами и делом (что часто приводит к внутреннему конфликту).

Рассмотрим отдельные черты характера по группам.

В первой группе – выражена направленность личности, то есть система отношений отдельных черт характера к реальной действительности (например, отношение к обществу, коллективу, семье; отношение к самому себе, к своей личности; отношение к труду и его результатам). Направленность отдельных черт характера данной группы определяет цели и устремления человека.

Во второй группе – выделяют волевые черты характера, так как с их помощью можно добиться выполнения цели в жизни человека, преодолеть препятствия на пути к поставленной цели.

В тоже время в зависимости от развития у человека волевых черт характера можно говорить о сильном или слабом характере. Однако следует знать, что слабоволие – возможно отрицательное качество у положительной личности, а. сильный характер при ложной направленности также не является положительным качеством личности.

Примерами отрицательных черт характера являются эгоизм, эгоцентризм, жадность, грубость, замкнутость, черствость, косность и др.; а положительных – чуткость, общительность, трудолюбие, добросовестность, аккуратность, порядочность и др. Следует указать и на то, что противоположностью добросовестности и аккуратности выступают лень и небрежность, то есть черты характера, выражающиеся в отрицательном или безразличном отношении к труду, в формальном выполнении своих обязанностей и порученных задании.|

Рассмотрим черты характера, выражающие отношение личности к самому себе на примере скромности и волевых черт.

Скромность как черта характера – это простота и естественность в обращении с людьми, поведении, одежде, манерах и речи. В этом случае человек никогда не подчеркивает и не преувеличивает своих заслуг, достижений и личных качеств. Скромность тесно связана с самокритичностью, требовательностью к себе, с чувством собственного достоинства, самоуважением и др. Она ничего общего не имеет с зазнайством, заносчивостью, высокомерием.

Волевые черты характера – они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.

Волевые черты ценны при условии высокой морали, направленной на достижение общественно значимых целей. В то же время эти черты должны учитывать направленность личности. Поэтому не являются положительными чертами целеустремленность и настойчивость карьериста, смелость хулигана, эгоизм и себялюбие жадного и т.д.

Таким образом, юрист должен понимать, что характер каждого человека представляет собой единство типического и индивидуального. При этом большое значение в характере имеет, прежде всего, направленность личности и ее волевые черты, и ряд других черт характера упомянутых выше.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.