В процессе жизни человек контактирует с окружающей средой (познает ее) с помощью ощущения, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека, его потребности, интересы, чувства, волю, развитие, воспитание, интеллект и др. Рассмотрим эти познавательные отношения более подробно.
Ощущения
Ощущения – это элементарная форма чувственного отражения отдельных свойств предметов, объектов и явлений реального мира в коре головного мозга, воздействующих на органы чувств человека. Именно через систему анализаторов, расположенных как снаружи, так и внутри человеческого тела, головной мозг получает информацию о тех или иных свойствах окружающих предметов. То есть, ощущения являются источником наших знаний об окружающем мире.
Установлено, что собственно анализатор состоит из трех отделов:
-периферического (рецепторного, принимающего), который улавливает раздражители;
-проводникового, по которому проходит возбуждение;
-мозгового (коркового), именно здесь возникает то, что называется непосредственно ощущениями и происходит тот тончайший анализ, неразрывно связанный с синтезом, который и определяет взаимодействие организма с внешней средой.
Различают внешние и внутренние анализаторы. Разберем их.
Внешние анализаторы – это те, у которых рецепторы вынесены на поверхность тела (зрительные, слуховые, кожные, вкусовые, обонятельные).
Внутренние анализаторы – это те, у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях, сигнализирующих об изменениях внутри организма (часто их ощущают при болях, спазмах и т.д.). Их разновидностью являются двигательные анализаторы – это те из них, у которых рецепторы расположены в мышцах и связках. Они вызывают ощущения при движении, ощупывании и осязании предмета рукой, ногой и т.д. (например, баскетболист, футболист и т.д.).
Общими для всех анализаторов являются болевые ощущения, сигнализирующие об очень сильных раздражителях.
В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и возникающих при этом ощущений, различают отдельные виды ощущений:
- зрительные – возникающие в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть глаза;
- слуховые – воспринимающие и контролирующие свою и чужую речь, высоту, громкость и тембр звука;
- обонятельные – раздражителями для них служат пахучие вещества, попадающие в носовую полость вместе с воздухом;
- вкусовые – вызывающие раздражение при воздействии пищи, воды, слюны на рецепторы вкусовых почек языка, глотки, неба, надгортанника, которые дают ощущения сладкого, горького, соленого и кислого;
- двигательные (кинетические) – дающие ощущения движения органов тела или изменения их положения;
- осязательные – складывающиеся из кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов (например, руками);
- равновесия – сигнализирующие о движении и положении головы и тела (что имеет большое значение у летчика, космонавта, водителя и т.д.); в тоже время при сильном перевозбуждение органа равновесия (расположенного в среднем ухе) наблюдаются тошнота и рвота (морская или воздушная болезнь);
- органические – сигнализирующие об ощущение голода, насыщения, жажды, тошноты, внутренних болей и других нарушений (как правило, при нормальных условиях работы внутренних органов эти ощущения незаметны);
- вибрационные – возникающие при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущими или вибрирующими предметами (у нормально слышащих людей этот вид ощущений развит слабо; у потерявших слух, особенно при слепоглухоте, вибрационные ощущения заметно развиваются и участвуют у таких людям даже в ориентировании их в окружающей обстановке).
При характеристике ощущений также различают чувствительность и порог ощущений.
Чувствительность ощущения – это способность анализатора ощущать раздражения различной силы и интенсивности.
Порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, при которой возникает заметное различие в ощущениях.
Необходимо подчеркнуть компенсационную роль анализаторов при дефекте одного из них: потеря слуха вызывает обострение зрения, у слепоглухих больше, чем у других развито осязание, обоняние, вибрационная чувствительность и т.д.
В то же время чувствительность анализаторов непостоянна. Она изменяется под влиянием приспособления человека к действующему раздражителю, – это явление называется адаптацией.
Таким образом, ощущения следует рассматривать как результат воздействия окружающего материального мира на головной мозг людей через систему анализаторов. Следует помнить, что их работа постоянно направлена как на взаимодействие человека с окружающей средой, так и приспособление к ней при ее изменениях. Поэтому следует говорить не об ответном действии на раздражитель отдельных анализаторов, а об ответной деятельности человека в целом, во всей сложности взаимодействия с окружающей действительностью и единстве системы нейрофизиологических, нейрогуморальных, нейробиохимических и психических механизмов его организма с системой анализаторов.
Восприятие
Восприятие – это целостное суждение о предметах, объектах и явлениях реального мира, отраженных в коре головного мозга человека через систему анализаторов. Восприятие отличается от ощущения тем, что познает отдельные свойства предметов и явлений.
Физиологической основой восприятия является сложная система временных нервных связей, когда предметы или явления окружающего мира обладают рядом свойств и при контакте комплексно воздействуют ими на различные анализаторы человека (например, лимон: округлой формы, желтого цвета, мягкий, шероховатый, кислый и т.д.). То есть, в основе восприятия лежат связи между различными анализаторами.
Виды восприятия. Их классифицируют по типам анализаторов, играющим основную роль в восприятии: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Человеческая деятельность чаще состоит из сложных видов восприятия (например, чтение в слух, то есть сочетания зрительного и слухового восприятия).
Особенности восприятия заключаются:
- в активности – человек осознанно или неосознанно воспринимает окружающее и те процессе, которые идут как по его воле, так и не по его воле;
- в осмысленности – благодаря прошлому опыту общего и частного восприятия, выделяется группа предметов (явлений), осмысливается их образ и отдельные черты;
- в узнавании – новый образ накладывается на образ прежнего восприятия и узнается;
- в избирательности – преобладает склонность воспринимать предметы и явления, вызывающие интерес и наиболее зафиксированные в коре головного мозга;
- в константности – в постоянном сохранении неизменного зрительного восприятия предметов при изменении их освещенности, положения в пространстве, различном расстоянии и других изменениях, что обеспечивает уверенную ориентировку в окружающем мире;
- в апперцепции – в различном восприятия предметов и явлений в зависимости от особенностей личности;
- в ошибочности – восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предмете и явлении.
Таким образом, восприятие – это сложная психическая деятельность, в процессе которой человек познает как единое целое предметы, объекты и явления окружающий мир зрением, слухом, осязанием, обонянием и т.д. Виды восприятия классифицируются по типу анализаторов, что позволяют выделить ряд особенностей. Следует подчеркнуть, что в основе восприятия лежит взаимная связь и взаимная обусловленность анализаторов между собой.
Память и ассоциации
Все, что мы узнаем нового, обогащает знания человека, надолго сохраняется в нашем головном мозгу, который не только сохраняет в памяти наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания, устанавливать ассоциативную связь между событиями. Необходимо помнить, что память и ассоциации тесно связаны между собой.
Памятью называют процесс запоминания, сохранения и последующего припоминания или узнавания того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал.
Особенности памяти у человека следующие:
- избирательность;
- влияние интереса на продуктивность памяти;
- эмоциональное отношение к тому, что запоминает;
- преобладание волевых качеств в сохранении в памяти фактов, действий, материала (например, слабовольные и ленивые, не способны к длительным волевым усилиям, обладают плохой памятью).
Память человека зависит: от общей культуры, интеллекта (умственного кругозора), особенностей личности и характера.
Физиологической основой памяти человека является пластичность. Пластичность головного мозга – это свойство присущее нервной системе человека изменяться под влиянием раздражителей, оставлять и сохранять в себе следы их воздействий. Показателем пластичности головного мозга является скорость образования в коре больших полушарий временных нервных связей, длительность сохранения, быстрота и легкость их оживления. Но ее степень у различных людей различна и она с возрастом заметно снижается. При этом у пожилых людей нередко наблюдается низкая способность к запоминанию нового, при сохранении памяти на прошлое. От степени-пластичности головного мозга и ее выраженности зависит и качество памяти человека. Она может изменяться и развиваться в прямой зависимости от активной и разнообразной деятельности (тренировки).
Необходимо помнить, что временные нервные процессы служат физиологическими предпосылками образований ассоциаций. Разберем это подробней.
Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами и явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, когда представление одного вызывает мысли о другом.
Ассоциативные процессы в коре головного мозга обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений реальной действительности в определенной связи и последовательности. Ассоциации выделяют:
- по смежности, когда человек воспринимает расположенные рядом пред- меты (на столе телефон, справа, рядом с ним на книгах ключи от квартиры т.д.) или родственные связи (по конкретным людям и т.д.);
- по сходству (новый предмет напоминает старый);
- по контрасту из-за резко отличающихся, нередко противоположных фактов и явлений (дождь и ясный день, богатство и нищета, радость и горе и т.д.).
В основу видовой классификации памяти в психологии заложены три критерия (признака):
- объект (предмет) запоминания;
- цель и способы запоминания и воспроизведения;
- длительность сохранения в памяти (событий и т.д.).
Виды памяти:
- двигательная (моторная) – проявляется в запоминании и воспроизведении движений; она лежит в основе выработки и формирования физической ловкости, сноровки в труде, спорте, ходьбе, письме, но при этом большое значение приобретает сознательный характер, связанный с мышлением, волей, другими видами памяти; в то же время следует указать, что на разных возрастных этапах качественные особенности такой памяти будут разными (например, тренировка у молодых и пожилых людей управлять автомобилем);
- эмоциональная – это реакция (ответ) на пережитые чувства (например, положительные и отрицательные чувства не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся); она влияет на формирование личности и позволяет регулировать свое поведение в зависимости от ранее пережитых чувств; именно эти чувства являются побудительной силой к совершению тех или иных действий, либо к отказу от действия, если с ними связаны отрицательные переживания в прошлом (например, радость и удовлетворение – стимул к повторению, дурной поступок – слабое побуждение к повторению и т.д.); вторичное эмоциональное чувство в памяти слабее первоначального (первая любовь), так как обычно ослабевает в памяти, но возникает при повторном восприятии и припоминании;
- образная – направлена на сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности; она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой; такая память наиболее высокого развития достигает у художников, музыкантов, писателей, дегустаторов, когда точность воспроизведения объекта зависит от его закрепления в памяти;
- словесно-логическая – выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, слов и высказываний, но при этом припоминается только общий их смысл, суть выраженных мыслей (в тоже время при заучивании возможно точное словесное выражение мыслей, например, стихотворение, которое даже и без понимания смысла, можно механически заучить); запоминание и воспроизведение тесно связано с мышлением, умственным развитием и запасом знаний человека;
- произвольная – это активная память, когда ставится специальная цель – запомнить, и после этого при необходимости, сознательно прилагаются волевые усилия для ее воспроизведения;
- непроизвольная – данный вид память занимает значительно больше времени в жизни человека, но такой процесс идет произвольно, пассивно, без цели и волевых усилий, и воспроизводится плохо;
- кратковременная – в этом случае память фиксирует процесс, который длится небольшое время (секунды, минуты), достаточное для точного воспроизведения происшедших явлений или событий (например, память стенографистки или переводчика, которые механически точно фотографируют их в памяти и воспроизводят в тех или иных материалах);
- долговременная – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала, реконструируется и запоминается по смыслу, избирательно и обобщенно в зависимости от задач и характера самой деятельности, то есть осмысленно, обслуживая более сложную интеллектуальную и практическую работу человека (например, учебную деятельность, основанную на приобретенных знаниях, необходимых для успешного решения задач по обучению в школе, институте, университете и т.д.).
Основные процессы памяти: запоминание, узнавание, воспроизведение, припоминание и забывание. Кратко рассмотрим их.
Запоминание – это закрепление образов и впечатлений, которые возникают в сознании человека под воздействием предметов и явлении окружающей действительности в процессе ощущения и восприятия (с него начинается деятельность памяти). Оно может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным(произвольным).
Узнавание – повторное восприятие человеком предмета, воспринимавшегося ранее.
Воспроизведение – актуализация образов, закрепленных в памятичедовека, которые оживляются без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов; то есть практически происходит оживление образа (предмета) в его отсутствие. Оно бывает произвольным и непроизвольным.
Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, связанная с психическим напряжением человека и требующая определенных сознательных и волевых усилий. Оно будет более успешным, если факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти (например, припоминание потерянной книги всегда ассоциируется с тем, где человек был перед этим, и воспроизводит последовательность событий, что облегчает этот процесс).
Забывание – процесс постепенного (со временем) исчезновения того, что было в памяти человека. Оно может быть полным, частичным, длительным, непродолжительным, временным. Следует помнить, что процесс забывания протекает неравномерно, вначале быстрее, затем медленнее (например, в памяти студента от учебного материала интенсивно проработанного на занятиях остается: через день – 75%, через пять дней 66%, через десять дней 60%).
Физиологической основой забывания у человека является торможение временных нервных связей в коре головного мозга, возникающее в результате отсутствия их подкрепления (тренировки), особенно при механическом процессе без понимания материала.
Важнейшим условием борьбы с забыванием является повторение и применение усвоенных знаний на практике.
Особенности памяти как свойства личности. В жизни людей наблюдаются значительные индивидуальные различия в качестве памяти. Индивидуальные особенности памяти становятся свойствами личности (типами памяти), характеризующими ее деятельность, так как люди запоминают различный материал (события, явления и т.д.), по-разному и разными способами.
Следует отметить, что люди обладают различными возможностями врожденного запоминания. В зависимости от этого различают следующие типы памяти:
- наглядно-образный, когда лучше развито запоминание образов, картин, лиц, предметов и т.п.;
- словесно-логический, когда лучше запоминаются мысли, словесные формулировки, понятия, формулы и т.п.;
- смешанный, когда развито запоминание и наглядно-образное (на конкретный предмет) и словесно-логическое (на отвлеченный материал).
Кроме того, у человека различают типы памяти в зависимости от степени участия анализаторов в процессе запоминания и воспроизведения. Это зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный). Но наиболее распространенным является смешанный тип (в 97% случаев).
Следует особо заметить, что индивидуальные различия памяти у человека зависят:
- от характера деятельности;
- от тренировки (упражнения) анализаторов, включенных в конкретную деятельность (учебную, научную, профессиональную), но и они могут изменяться в соответствии с изменением характера деятельности;
- от наследственного фактора;
- от тренировки памяти (особенно в детстве);
- от последствий заболеваний и травм головного мозга;
- от недостаточного (плохого) внимания к изучению той или иной проблемы;
- от сильного переутомления, голода, физического недомогания.
Развитие памяти. Условиями повышения продуктивности памяти у человека являются способности к произвольному запоминанию, умственная активность, которая возникает в процессе усвоения знаний, и самоконтроль. Например, дошкольник тренирует память заучиванием стихов, песен, танцев. Школьник же, помимо этого, пересказывает прочитанное или услышанное, воспроизводит своими словами содержание учебного материала с учетом понимания его смысла, связывает новый материал с усвоением уже изученного или услышанного; и т. д.
Непременным условием развития памяти человека является степень развития самоконтроля, умение проверять возможность более полно и точно сохранять в памяти прочитанное, усвоенное с тем, чтобы запоминание носило активный и осознанный характер.
Таким образом, память немыслима без плодотворной деятельности того, что человек знает и умеет. Она активно участвует в психической деятельности наряду с другими психическими процессами. Наиболее прочны в памяти людей факты, события и явления, которые имеют для личности и его деятельности индивидуально значимое, особое значение. А все то, что для человека малозначимо, запоминается хуже и быстрее забывается.
Мышление
Мышление – это психический процесс опосредованного и обобщающего отражения в головном мозге человека связей и отношений меду предметами и явлениями объективной действительности, обусловленный и связанный с речью. Само мышление начинается с возникающей потребности (желания, стремления) ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения. И чем больше человек знает, тем больше у него возникает вопросов и проблем, тем активнее и самостоятельнее его мышление.
Физиологические механизмы мышления. В основе мышления – постоянная, сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга челоека. Именно в результате анализа (выделения из общего) и синтеза (соединения в общее) внешних и внутренних раздражителей в головном мозге образуются временные нервные связи или ассоциации, которые и являются физиологическими механизмами процесса мышления человека. Эти временные связи делятся:
- на первосигнальные, непосредственно связанные с ощущениями, восприятиями и представлениями об окружающем мире;
- на второсигнальные, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов и речи и отражающие существенные отношения между предметами.
Прежде всего, это обусловлено взаимодействием первой и второй сигнальных систем, в которой ведущая роль принадлежит второй. Мышление человека непрерывно связано с речью. Ведь мыслим мы словами, которые произносим в слух или проговариваем про себя, как правило, на родном языке, то есть мышление происходит, по сути, в речевой форме.
Мышление по своей природе социально, то есть познание человеком окружающего мира, его умственное развитие совершаются путем усвоения знаний, выработанных до него человечеством в процессе общественно-историче-ского развития и закрепленных с помощью языка и письменной речи и переданные ему во время воспитания, учебы, жизнедеятельности.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощимыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, конкретизации. Рассмотрим их подробнее:
Сравнение – это мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности; оно всегда целенаправленно для решения какого-либо вопроса.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств; онвсегда направлен на решение определенной задачи, поэтому ему подвергаются лишь те элементы, признаки и свойства предмета, которые имеют значение для изучения целого предмета; его особенностью является то, что он возникает вначале в практической деятельности, а затем перерастает в мыслительное выделение отдельных частей и их разбор.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое;данный вид мышление позволяет переходить от более частных понятий к общим и их системам; следует всегда помнить, что в основе синтеза (обобщения) лежит абстракция, при этом происходит объединение предметов в группы по сходным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.
Синтез обобщает суммирующая деятельность, производит простое подведение итогов, полученных в результате анализа отдельных признаков предмета. Наиболее высокая и сложная форма – обобщающий синтез, то есть изучение составных частей, теоретическое обобщение полученных знаний и выведение из них определенных правил (закономерностей) и т.д.
Физиологическим механизмом анализа и синтеза является анализаторная и синтезирующая работа коры головного мозга, которая обеспечивает широту и глубину приспособления, взаимодействие и адаптацию организма человека с окружающей средой.
Анализ и синтез неразрывно связаны и находятся в единстве друг с другом в процессе познания, образуя аналитико-синтетический процесс мышления. Это важнейшие мыслительные процессы. Только в единстве они дают полное и всестороннее знание человеку об окружающей действительности. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом. Без анализа и синтеза невозможны элементарные формы психической деятельности человека – ощущение и восприятие, не говоря уже о мышлении.
Абстракцией (абстрагированием) это процесс отвлечения человека от признаков несущественных и единичных, и сохранение в мышлении признаков существенных и общих для данной группы предметов (например, движение автомашин, животных, людей; для них общий признак движение, и мы мыслим о движении как о самостоятельном объекте). Процесс абстракции противоположен процессу конкретизации.
Конкретизация – это мыслительный процесс человека, которому придается предметный, наглядный характер той или иной абстрактно-обобщенной мысли (понятию, правилу, закону). То есть, при конкретизации совершается переход от абстракции и обобщения обратно к предметам и явлениям действительности. Именно она связывает теоретические знания с жизнью, практикой и помогает правильно понять реальную действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализации знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.
Мыслительная деятельность протекает вопределенных формах: понятиях, суждениях, умозаключениях это понятия, суждения, умозаключения, понимание. Их необходимо разобрать, так как они между собой различаются.
Понятие – это такой вид мышления человеком, при которой отражаются общие и при том существенные свойства предметов и явлений (например, понятие «металл», «атом»), закрепленного словом; то есть оно присуще всем однородным предметам и явлениям. Понятие может расширяться, углубляться, изменяться.
Суждение – это вид мышления человека, которая содержит простейшие утверждения или отрицания какого-либо положения (например, это река судоходная), позволяющий устанавливать связи между познаваемыми феноменами. Но для того, чтобы высказать суждение, человек должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения (например, психика – функция головного мозга). В итоге истинность суждений проверяется практикой человека.
Умозаключение – это сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим или частным выводам (например, постановка диагноза при заболевании). Человек в своей деятельности пользуется двумя видами умозак-лючений: индуктивным и дедуктивным.
Индукция – это способ рассуждения человека от частных суждений к общему суждению (например, к общим правилам).
Дедукция – это способ рассуждения человека от общего суждения к частному суждению (например, отдельных явлений).
В результате индуктивного умозаключения человек устанавливает причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями; дедуктивное – дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах предмета на основе знания общих законов и правил (например, железнодорожные рельсы при повышении температуры расширяются, поэтому при прокладке между ними оставляют зазор). Индуктивные и дедуктивные умозаключения связаны между собой так же как мыслительные операции анализа и синтеза.
Помимо психологии, человеческое мышление, и в частности умозаключение, изучает такая общественная наука как логика. Она изучает законы и формы правильного мышления, в том числе построение правильного умозаключения, приводящего к последовательным и вытекающим из этого рассуждениям, выводам. Поэтому логическое мышление – это обоснованное, доказательное мышление, которое от правильных исходных суждений (посылок) приводит к объективным выводам.
Понимание – это мыслительный процесс человека по раскрытию сущности и свойств предметов и явлений действительности и установление связей и отношений между элементами и предметами (как процесс отражения действительности в сознании человека). Понимание основано на определенной системе знаний (представлений или понятий), опираясь на которую, человек может понять и объяснить каждое новое явление. Следовательно, понимание у человека включает в себя процесс узнавания в новом знании элементов старого, уже известного ему.
Решение (алгоритм) мыслительных задач. Динамика мышления человека происходит в следующей последовательности:
- осознание вопроса или проблемы (на которую надо ответить или объяснить);
- анализ данных (чем располагает человек);
- сопоставление данных с имеющимися знаниями и прошлым опытом;
- выдвижение предположения (рабочей гипотезы);
- поиск способов действия (наметка методов решения);
- решение поставленной задачи (непосредственно сами действия);
- проверка выполненного решения (для исключения ошибок);
- переосмысление полученных данных (их соответствие поставленной задаче).
Особенности мыслительной деятельности человека. Процесс мышления у людей неодинаков. Именно индивидуальные особенности мыслительной деятельности, это, прежде всего, результат развития ума каждого человека в процессе жизни и ее познания, воспитания, образования, трудовой деятельности. Безусловно, развитие этих особенности также зависят от типа темперамента, динамики основных нервных процессов возбуждения и торможения, и наконец, от преобладания первой или второй сигнальной системы.
Наиболее существенными качествами мышления (ума) человека являются широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость, быстрота и продуктивность ума. Они в процессе жизни становятся своеобразными свойствами личности человека. Рассмотрим их более детально.
Широта ума – определяет обширность познания человеком окружающей его действительности, во всестороннем и творческом подходе к изучаемым вопросам теории и практики. Это качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.
Глубина ума – заключается в умении человека проникнуть в сущность сложнейших вопросов жизни, науки, искусства, ремесла. При этом ему свойственно понять причины возникновения тех или иных явлений и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие и находить пути и способы познания окружающей действительности.
Развитие широты и глубины ума обусловливается интеллектом человека, его опытом и знаниями, практической деятельностью, наличием устойчивых познавательных процессов.
Самостоятельность мышления – характеризуется умением личности находить нужные решения и ответы, не прибегая к частой помощи других людей. Но людям свойственно также сознательное понимание и творческое применение опыта и знания других. Отсюда и меткость пословицы: умный учится на ошибках других, дурак – на своих. Человек, не обладающий самостоятельным мышлением, усваивает чужие знания и опыт, опираясь исключительно на готовые формулы, шаблоны и трафареты, не стремясь находить собственные пути и способы их решения.
Критичность ума – определяется умением человека объективно оценивать свои и чужие мысли, дела и поступки, доказывать и проверять выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания как абсолютно верные, непогрешимые. Он стремится их проверить на практике. Критичный ум – это, прежде всего дисциплинированный ум, строгий и ответственный, ничего не принимающий на веру, особенно то, что он познает и усваивает, который при суждениях, несоответствующих действительности, не колеблясь, отбрасывает их и ищет новые доказательства и методы решения.
Гибкость ума – характеризуется у человека легкостью свободой мысли при выборе способа решения новых задач, умением при необходимости быстро переключаться с одного способа решения на другой.
Быстрота ума – это способность человека разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять оптимальное решение. Находчивые и сообразительные это люди с быстрым умом. В то же время быстрота мышления результат всестороннего развития умственных способностей человека. Она зависит от: знания предмета, образования, опыта, темперамента, степени владения логическим мышлением, развития мыслительных навыков, индивидуального темпа мыслительной деятельности (в основе которой лежит ее большая подвижность в коре головного мозга).
Психологи выделяют также и торопливость ума – но это уже отрицательный признак, при котором доминирует своеобразная лень ума, отсутствует критика, воля и привычка к длительной и упорной работе. Человек с ленивым умом стремится меньше думать, быстрее перестает мыслить. В принципе, это поверхностный ум с односторонним мышлением и более прямолинейным рассмотрением проблемы.
Продуктивность ума – это обобщенная функция памяти человека, складывающаяся из ее объема, быстроты запоминания, точности воспроизведения, длительности сохранения (ретенции) и готовности.
Таким образом, несмотря на то, что мышление человека носит обобщенный характер, в тоже время оно имеет дело с признаками предмета, отражает общие закономерности, связи между ними, и дает возможность знать и судить о том, что личность непосредственно не наблюдает и не воспринимает; но может предвидеть ход событий и предполагать результаты действия в будущем.
Речь
Речь и речевой процесс являются средством передачи мысли, орудием общения людей, способом передачи чувств и переживаний от одного человека другому. Как известно, мышление также осуществляется в речевой форме.
В то же время язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Язык и речь представляют единое целое. Но если люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком (например, каким в настоящее время является латынь).
Речь всегда связана со всеми психическими процессами: восприятием, наблюдением, запоминанием и т.д. Большое значение в речи придается интонациям. Именно ее оттенки помогают передавать свои чувства людям.
Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Люди воспринимают слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, и произносят сами звуки при помощи мышечного голосового аппарата. Речь опирается на координированную работу нервных клеток коры головного мозга, в которой участвуют три центра речи (слуховой, двигательный, зрительный).
Слуховой центр речи (центр К. Вернике, 1874 г.) расположен в левой височной доле мозга. Он обеспечивает понимание воспринимаемой речи. При его разрушении наступает словесная глухота, нарушается устная и письменная речь (чтение и письмо). Этот слуховой центр доминирует над другими.
Двигательный центр речи (центр П. Брока, 1861 г.) определяется в области нижней лобной извилины левого полушария головного мозга. Это так называемая речевая зона. Она обеспечивает произношение слов. При ее разрушении нарушается речевая артикуляция (произношение слов) и человек не способен произносить слова, хотя и слышит их. У него остается способность к крику и пению (без слов). Но, хотя он слышит и узнает, такой человек не знает и не помнит, как произноситься то или иное слово. При заболевании или травме головного мозга нарушается как внутренняя речь, так и письменная (не узнает буквы).
Зрительный центр речи находится в теменно-затылочной области коры головного мозга. Это так называемая оптическая зона. Она взаимодействует с другими центрами речи.
Виды речи. По её особенностям и функционированию различают речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю.
Устная речь – это обычная звуковая разговорная речь, которая используется при непосредственном общении людей; она может быть диалогической (диалог, беседа) и монологической (монолог, лекция, доклад).
Письменная речь – эта речь, которая изображается графически, с помощью знаков и должна быть развернутой и связанной, с полным выражением мысли, действий, намерений, желаний, обстановки и т.д. Она отличается от устной способами и средствами выражения, способствует и закрепляет познавательную деятельность в культуре, истории и т.д.
Внутренняя речь – это речь внутри себя, которая используется в процессе мышления, как правило, на основе родного языка даже тогда, когда человек ее не произносит. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек проговаривает ее про себя во внутренней речи. Она более короткая, свернутая, не требует развернутых словесных формулировок. При решение мыслительных задач повышается и активность органов речи, но процесс внутреннего проговаривания увеличивается по времени.
Речь и личность человека. Установлено, что индивидуальные особенности речи в известной степени отражают особенности личности человека. Содержание речи, преобладающая тематика его разговоров в той или иной степени подтверждают эти особенности.
Личность проявляется и во внешних особенностях речи: наиболее часто употребляемых в выражениях, стиле речи, искренности, лживости, культуре речи, жестикуляции и т.д. В то же время речь может показать и умственную ограниченность человека, несдержанность, болтливость, а также скрытность, и его замкнутость.
Таким образом, личная и общественная жизнь и коллективный труд вызывают необходимость общения людей при помощи речи. Она опирается на членораздельные звуки, интонацию, мимику и систему контактов между людьми. Именно в тематике разговора человек обычно высказывает свои основные интересы и жизненные установки. Нередко по речи судят о воспитанности, внимательности, живости характера, степени общительности, а также о желании произвести впечатление, выделиться.
Воображение
Воображение – это мысленное создание человеком образов и представлений нового, то есть того, что он в прошлом не воспринимал, с чем не встречался, но что будет возможно создано заново в процессе труда.
Источником воображения у человека является представление об образах предметов и явлений реальной действительности, которые в данный момент не воспринимаются, но которые воспринимались в прошлом. Возбудителем представления является не внешний предмет, а слово или мысль об этом предмете. Именно они вызывают образ представление о предмете, оживляют сохраненные в мозгу следы физиологических реакций, соответствующих прошлым процессам восприятия. Но образ этот расплывчатый, лишенный деталей. Представление обычно бледнее восприятия. Но мастера искусства (например, писатели, художники, композиторы) могут отчетливо видеть и слышать своих героев. Представление не является устойчивым и представляет собой не зафиксированную подвижную картину, а процесс, который постепенно угасает. Представления бывают: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные (кинестетические). Надо знать, что двигательно-речевые представления основа звуковой речи, и их точная координация лежит в основе человеческой речи.
Различают воображение произвольное и непроизвольное.
Произвольное воображение – возникает в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.
Непроизвольное воображение – констатируют при непреднамеренности возникновения образов или предметов под влиянием слов или звуков. Следует иметь в виду, что вся деятельность воображения человека может быть в состоянии вдохновения, и сосредоточена на предмете творчества. Но никогда вдохновение не приходит к ленивым людям. Да и вдохновение возможно тогда, когда накоплен большой опыт наблюдения, выяснен замысел произведения, понятна идея. Вот тогда возникает вопрос, как выразить задуманное. Причем чем оригинальней и дерзновенней замысел, тем труднее его осуществить.
Мечта – это тоже воображение, но направленное в будущее, на перспективу жизни и деятельности человека. Она вдохновляет человека, заставляет искать пути ее осуществления, помогает бороться с трудностями.
Таким образом,воображение – это создание у человека нового в форме образов представлений (например, человек, читающий книгу, живет жизнью литературных героев). Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности, с индивидуальными особенностями восприятия и мышления человека, со своеобразием его эмоций и чувств с его интересами, волевыми качествами.