Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чувства и их классификация



 

Чувствами (эмоциями) называются психические состояния, выражающие отношение человека к другим людям, самому себе, окружающей жизни.

Источниками чувств является объективная реальность. Но отношение человека к предметам и явлениям реального мира различное. Они вызывают у него положительные или отрицательные эмоции. Чувства пронизывают и окрашивают в определенный тон все стороны психической деятельности человека: ощущения, восприятия, сознание, память, мышление, воображение и т. д. И то, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека, вызывает у него положительные чувства (удовольствие, радость, любовь), а то, что препятствует – отрицательные чувства (неудовольствие, горе, печаль).

Физиологический механизм чувств представляется следующим: при восприятии человеком какого-либо объекта в коре головного мозга возникает процесс возбуждения, который распространяется через подкорковые центры на вегетативную нервную систему, тем самым определяя соответствующие внутренние изменения в организме и внешнее проявление чувств. Причем положительные эмоциональные переживания связаны с подъемом жизненного тонуса организма человека, повышением его работоспособности и самочувствия, отрицательные – с изменениями, снижающими психическую деятельность, ухудшающими работоспособность человека и его самочувствие.

В ряде случаев у людей чувства выражаются и во внешних проявлениях (например, при смущении краснеют, при страхе – бледнеют), в том числе и в выразительных – мимике (движение мышц лица) и пантомимике (движениях мышц всего тела). Примерами этого являются такие эмоциональные возбуждения как страх и гнев. Рассмотрим их.

Страх – вызывает резкое торможение в коре головного мозга и парализует движения человека вплоть до оцепенения или, наоборот, резкое возбуждение – вплоть до бегства. При этом люди бледнеют, дрожат, волосы у них нередко становятся «дыбом», зрачки глаз расширяются, появляется холодный пот, голос изменяется и становится прерывистым, хриплым .

Гнев – делает человека резким и сверхэнергичным. В этом состоянии он краснеет, дыхание становится глубоким и учащенным, голос – громким и угрожающим. Но возможны и волевые усилия по торможению страха и гнева.

Чувства, кроме того, довольно часто выражаются в речи, интонации и тембре голоса, и этим можно определить эмоциональное состояние человека.

У человека различают чувства стенические (бодрящие, повышающие жизнедеятельность, увеличивающие силу и энергию) и астенические (угнетающие, понижающие жизнедеятельность, уменьшающие силу и энергию).

В зависимости от длительности и интенсивности протекания чувства у людей, они бывают слабые, сильные, бурные (взрывные). С этой точки зрения в психологии выделяют:

- настроение – это такое эмоциональное состояние, которое захватывает личность, отражаясь на деятельности и поведении человека, и влияет на его самочувствии; оно может быть хорошим, плохим, ровным;

- аффекты – они бывают физиологические, при которых чувства в виде ответной реакции протекают интенсивно, энергично и скоротечно (например, гнев, ярость, страх, отчаяние, вандализм); кумулятивные, при которых чувства в виде ответной реакции имеют тенденцию к накоплению и последующему взрыву; и патологические, при которых чувства в виде ответной реакции протекают более остро с сужением сознания, потерей контроля за своим поведением и действиями (чаще такой аффект наступает у лиц, перенесших заболевание или травму головного мозга, со слабой волей и критическими способностями, у подростков и других лиц с незрелой психикой);человека

- страсти – это длительные, устойчивые и интенсивные чувства, харак-теризующиеся постоянным стремлением к определенным предметам, объектам, действиям; по своему содержанию и направленности они могут быть положительные и отрицательные;

- стресс – это острые переживания человека, возникающие при опасности (больших физических и умственных перегрузках, боевых действиях, внезапно изменившейся ситуации, конфликтах), и необходимости принятия быстрых и ответственных решений. Такое состояние может возникать при различных видах человеческой деятельности, выполнении важной и значимой для личности работы и т.д. По интенсивности стрессы различают сильные, средние, слабые.

Следует всегда помнить, что при стрессах происходят те или иные изменения в соматической сфере и нервно-психической деятельности, в поведении и действиях человека. Поэтому и его реакция на стресс может быть различной. При сильном стрессе возникает в одном случае – возбуждение (дезорганизация поведения, острое двигательное беспокойство, беспорядочные и не координированные движения и жесты, сбивчивая и несвязанная речь), в другом – торможение (отказ от деятельности, скованность, оцепенение), в третьем (в значительно более редких случаях) – падение артериального давления, резкое учащение с последующим урежением числа сердечных сокращений и пульса, вплоть до полной остановки сердца.

И всё-таки, в основе стресса лежат психологические изменения, ведущие к нарушению сознательного контроля, трудностям в распределении и переключении внимания, усилению роли автоматических действий, вытесняющих сознательные, произвольные действия. Именно при стрессе возможны ошибки восприятия, мышления, памяти, появления непривычных реакций на различные раздражители.

При повторяющихся стрессовых воздействиях человек изменяет отношение к ним (например, в этих случаях снижается напряжение), происходит адаптация (приспособление) человека к сильным стрессам. Во многом это зависит от его индивидуальных особенностей, цельности и силы характера, воли, прошлого опыта и знаний, тренированности к таким состояниям, моральных качеств и т.д.

Кроме того, у человека в зависимости от характера потребностей различают следующие виды чувств:

- низшие чувства – они имеют биологическое значение и сигнализируют о физическом состоянии организма, его здоровье, заболевании, об удовлетворении или неудовлетворении простейших физиологических потребностей (голода, жажды, задержки или учащения мочеиспускание и стула и др.);

- высшие чувства – они возникают при удовлетворении или неудовлетворении духовных потребностей, имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к различным сторонам и явлениям общественной жизни (это моральные, интеллектуальные и эстетические чувства).

Причем содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, его правилами нравственного поведения, эстетическими оценками. К проявлению высших чувств относятся моральное чувство, совесть, интеллектуальное чувство, практическое чувство и др. Разберем их:

- моральные чувства, в их основе лежит осознание человеком общественных интересов и своих обязанностей по отношению к своему народу; это патриотизм, дружба, интернационализм, коллективизм, долг и др.;

- совесть – это оценка человеком своих мыслей, действий, поступков;

- интеллектуальные чувства – это чувства, выражающие отношение человека к мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности; например, это чувства удивления, сомнения, уверенности, удовлетворения; они возникают только в процессе познавательной интеллектуальной деятельности, сопровождают ее и окрашивают в определенный эмоциональный тон;

- практические чувства – ее предметом является сама деятельность человека, его труд в науке, искусстве, спорте, повседневной работе. Источником эстетических чувств являются музыка, живопись, скульптура, проза, поэзия, а также произведения архитектуры, достижения в области техники, медицины и даже созерцание природы и т.д. Эстетическое отношение к действительности переживается как чувство прекрасного и красивого, героического, драматического и комического.

Следует помнить, что о личности человека всегда судят не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по чувствам, которые всегда на что-либо направлены. В то же время чувства человека могут быть глубокими и поверхностными, устойчивыми и неустойчивыми

Таким образом, чувства человека определяет его мировоззрение, взгляды, направленность и убеждения. Если нет постоянных убеждений, и отмечается внутренняя противоречивость, такой человек характеризуется эмоциональной разбросанностью. У него чувства возникают по случайным мотивам, отражают неустойчивость внутреннего мира, непостоянство принципов и убеждений.

 

5.2. Волевые качества

 

Воля – это одно из специфических свойств психической деятельности человека, проявляющееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осуществление которой связано с преодолением определенных трудностей и препятствий.

Но всякое достижение цели связано с преодолением тех или иных трудностей и препятствий, которые бывают внешними и внутренними. Разберем их подробней.

Внешние трудности и препятствия – это объективные внешние помехи и противодействия других людей.

Внутренние трудности и препятствия – это стойкое, но нежелание человека делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность, отсутствие соответствующего настроения, привычка действовать необдуманно, преобладание лени, чувства страха, ложного самолюбия, амбициозности и т.д.

Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к достижению цели, в какой степени он способен для этого идти на лишения и жертвы, управлять своим поведением, подчинять этому свою деятельность.

Воля постоянно проявляется в повседневной жизни, особенно в сложных и ответственных ситуациях.

Различают также и волевое усилие – это особое состояние психического напряжения, мобилизующие физические и психические силы человека на выполнение поставленной цели.

Воля тесно связана с мышлением, так как она связана с целенаправленной и сознательной деятельностью человека. Ведь совершая волевое действие, всегда человек сталкивается с ним, прежде всего, в мыслительной деятельности. Так как те или иные трудности и препятствия требуют от него интенсивного мышления по планированию, поиску вариантов и реализации цели.

Волевая деятельность связана с чувствами человека, которые являются стимулом к действию (например, получение специальности или высшего образования, служение Отчизне, патриотизм и любовь к Родине и др.). Волевой человек должен уметь подавлять чувства, которые он осознает как ненужные и недостойные (например, равнодушие, трусость и др.). Именно поэтому воля – это власть и контроль над чувствами.

Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Например, труд (как и наука, спорт, учеба и т.д.) немыслим без волевого усилия, без осознания цели труда и его результатов, без умения противостоять посторонним раздражителям и преодолевать усталость. Следует иметь в виду, что волевые действия (усилия) обусловлены психическим складом личности, ее мировоззрением, определенными жизненными условиями и воздействием внешней среды.

Физиологической основой волевых действий является одна из функций головного мозга. Большую роль в ее организации играет вторая сигнальная система человека – речь. Волевые (произвольные) действия возникают в основном под влиянием речевых сигналов, словесных указаний, исходящих от других. Слово – это пусковой сигнал для волевого действия, оно направляет и регулирует протекание волевого акта. Ведь обдумывание и формулирование цели и способов ее осуществления, оценка результатов, – все это происходит в речевой форме человека (например, строевая подготовка, учебная, производственная или коммерческая деятельность).

Волевые действия выражаются также и в сознательном отказе от какого-либо действия (например, от совершения кражи). Эти нежелательные действия тормозятся второй сигнальной системой. Выдержка, самообладание и трудолюбие, как проявление воли, связаны с избирательным торможением ответных двигательных реакций, выработкой способности задерживать нежелательные действия, что создает барьер для импульсивных реакций, принятия поспешных решений и заставляет человека обдумывать свои поступки.

При анализе волевого усилия выделяют несколько этапов.

1-й этап подготовительный – осознаются цель, задачи, пути и средства её достижения; это этап сугубо мыслительных действий. Он заключается в обдумывании и взвешивании возможностей, осознании доступности осуществления цели, знании мотивов побуждения к действию, которыми руководствуется конкретная личность. На этом этапе возможна и борьба мотивов, то есть борьба между сознанием или чувством долга и противоречащими долгу побуждениями. Подготовительный этап волевого действия заканчивается принятием решения.

2-й этап исполнительный – во время данного этапа происходит выполнение принятого решения в форме внешнего действия (волевого поступка к совершению чего-либо) или в форме воздержания от внешнего действия (волевого поступка к отказу совершить что-либо).

3-й этап заключительный – это этап является результатом волевого действия в достижение цели.

Юристы при анализе поведения правонарушителя (человека) должны выделять следующие его волевые качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество, смелость, дисциплинированность, трудолюбие.

Таким образом, воля человека формируется в процессе труда и жизни. Он как активное существо не только отражает и воспринимает мир, но и реагирует на его влияние, сам воздействует на окружающих, преобразует в своих целях и в соответствии со своими потребностями. Только человек волевым усилием сознательно регулирует и контролирует свою деятельность и управляет своим поведением.

 

Контрольные вопросы:

1.Что такое чувства (эмоции), их классификация?

2.Какие чувства констатируют при эмоциональном возбуждении и торможении?

3.Какие чувства различают в психологии в зависимости от длительности и интенсивности течения?

4.Что общего и в чем различие аффектов физиологического, кумулятивного и патологического?

5.Что такое стресс? Каковы условия его образования и формы реагирования?

6.Что такое воля, условия ее формирования и связь с мышлением?

7.Что такое волевое усилие и каковы его этапы?

8.Какова роль воли и волевых усилий в поведении человека?

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.