Психическая деятельность человека состоит из ряда элементов: умения, навыков, динамического стереотипа, привычек. Разберем их.
Умения – это закрепленные способы применения знаний на практике. В процессе жизни, учебы, труда человек приобретает знания. Они передаются из поколения в поколение стихийно или во время обучения. Только на основе знаний формируются умения. В процессе повторения знания, умения совершенствуются. Но и то же время иметь определенные знания, это еще не значит обладать тем или иным умением. Постепенно в процессе жизни действия и умения становятся навыками.
Навыки – это такие действия, при котором отдельные элементы в результате упражнений доводят их до автоматизма. Причины, влияющие на продуктивность навыка делятся на объективные (конструкции и состояние оборудования, условия работы), субъективные (состояние здоровья, утомление, напряжение) и психологические (отношение к деятельности, уверенность в силах, настроение, динамика навыка).
И действительно, человек, отрабатывая то или иное действие, делает это осознанно. В процессе многократных упражнений, наступает такая высокая мера освоения этих действий, что их выполнение уже не требует высокой степени осознанности, и они становятся автоматическими (например, навыки лыжника, конькобежца и др.).
Другой пример: в начале обучения будущий водитель осознанно и под постоянным самоконтролем пытается овладеть навыками управления автомобилем. Это достигается регулярными и систематическими упражнениями, в результате которых его действия приобретают такой степень навыка, когда он производимые действия не осознает. Но сознание опытного водителя может быть включено в любой момент, когда он замечает посторонний шум, сбой в двигателе, неполадки, нарушения правил дорожного движения и т.д.
Итак, для формирования навыка нужны знания и умения. Однако, с физиологической точки зрения, навыки следует понимать как систему условно-рефлекторных связей, сформировавшихся в коре головного мозга человека. Эта система временных нервных связей, закрепившаяся в результате повторений (упражнений) и действующая под влиянием определенных раздражителей, создает динамический стереотип. При этом кора головного мозга постепенно освобождается от прямого участия в управлении звеньями этих связей, управляя в целом всей системой. Кора головного мозга включается только тогда, когда нарушается сложившаяся система этих связей.
Следует также знать, что навыки делят на двигательные (моторные) и интеллектуальные (мыслительные). К двигательным навыкам относят упражнения в области движений, физкультуры и спорта. Интеллектуальные навыки получают при умственной работе и учебе, при написании статьи или доклада, или проведения научной работы и т.д.
Усвоение навыка дает возможность человеку экономить время, увеличивать темпы работы, совершенствовать ее качество и результаты. Успешность его формирования зависит:
- от четкости и понимания поставленной цели и реальности задач, осознания возможных результатов деятельности;
- от оптимального и рационального планирования деятельности, осознания способа ее выполнения;
- от эффективности динамического контроля в процессе формирования навыка в начале, середине и конце работы (деятельности);
-от профессиональной оценки деятельности (отрицательная, положительная).
Основным показателем овладения навыком является результат работы. В процессе отработки навыка сокращается время ее выполнения, появляется своеобразная, индивидуальная манера в работе (устойчивость навыка), формируется умение изменять способ действия (формируется гибкость навыка или мастерство).
Но навык может разрушаться, если длительное время нет упражнений. Поэтому, для его восстановления требуется вновь повторить соответствующие упражнения.
Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым действием называется переносом навыка (например, конькобежец или роллер). Но существует и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых, которое называется интерференцией (при совершенствовании, например, нового стиля в плавании).
Привычки – это устойчивые способы действия человека, выполнение которых в определенных условиях становится потребностью. Физиологической основой привычек является динамический стереотип.
Привычка, как привычное действие, отличается от навыка потребностью совершить то или иное действие (например, привычка к режиму сна в определенное время; невыполнение этого приводит к ухудшению состояния, настроения и т.д.). Привычки формируются в результате повторений и не требуют его совершенствования, а навыки же всегда формируются в результате упражнения, осознанно с заранее поставленной целью. Привычки могут быть полезными и вредными.
Полезные привычки – дают возможность человеку быстро и уверенно совершать нужные действия, соблюдать правила поведения, труда, режима. Это трудовые, санитарно-гигиенические, культурного поведения (вежливость), нравственные (честность, правдивость), умственные (привычный способ мышления, способ рассуждения), физические (делать физическую зарядку, заниматься спортом) и др.
Вредные привычки – возникают скоротечно, в результате подражания, закрепления неправильных форм поведения (например, курить, употреблять алкоголь, наркотики, токсические средства, нецензурно выражаться, передразнивать, гримасничать и т.д.).
Привычки формируются личным примером и воспитываются родителями, учителями, товарищами, требованиями общества и социальной средой, в результате самовоспитания или подражания.
Таким образом, умения, навыки и привычки – это различные стороны единой деятельности человека. Они тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и обеспечивают наилучшее протекание его деятельности. В то же время следует помнить, что деятельность человека всегда остается сознательной, автоматизируются лишь элементы его деятельности, ее составные части.
Внимание человека
Всякая деятельность человека требует сосредоточенности и направленности, то есть внимания, – этого важнейшего условия протекания всех психических процессов у человека.
Вниманием называется направленность психической деятельности человека на определенные предметы или явления реальной действительности при отвлечении от всего остального. В тоже время внимание – это выделение предмета или явления действительности из множества других, окружающих человека. Практически это означает полное и отчетливое отражение в головном мозгу человека предметов, наблюдаемого явления.
Следует помнить, что в психических явлениях внимание проявляется как сосредоточенность и направленность сознания на что-либо конкретное, единственное из всех, окружающих человека, которое становится центром внимания.
У людей различают такие качества внимания, как активность (произвольное и непроизвольное); направленность (внешнее и внутреннее); широта (объем и распределение); переключаемость (легкое и трудное); интенсивность (высокая и низкая); устойчивость (устойчивое и неустойчивое).
В то же время вниманию присущи и такие качества какизбирательность психической деятельности;внешнее выражение (проявляющееся в установке на определенный объект деятельности); содействиебыстрейшему включению в познавательную деятельность (т.е. создается предварительная готовность к предстоящей работе); определение хода и результатов трудового процесса.
Физиологической основой внимания человека является механизм взаимодействия основных нервных процессов – торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга, когда выделяется один предмет (объект) из множества других, окружающих человека (т.е. возбуждаются и доминируют одни нервные центры и тормозятся другие). В настоящее время доказано, что в участках коры головного мозга, находящихся в состоянии возбуждения, создаются наиболее благоприятные условия, обеспечивающие наилучшее протекание познавательной и творческой деятельности, ее продуктивности, даже в условиях, когда вокруг действуют слабые (побочные) раздражители. Установлено, что «мертвая тишина» не повышает, а снижает внимание, и может привести к тотальному торможению коры головного мозга. Но отвлекают внимание сильные раздражители или раздражители, вызывающие значительный интерес у человека (например, радио или телевидение, музыка и т.д.).
Внимание человека проявляется как черта характера в виде выражения привычных форм его поведения по отношению к себе, другим людям, труду и т.д. Внимание и внимательность необходимо воспитывать, и из временного состояния формировать именно как черту характера.
Внимание человека связано с его волевыми действиями, который мобилизует сознательно свое внимание волевым усилием, настойчиво добиваясь поставленной цели. Оно формируется и проявляется только в какой-либо целенаправленной деятельности. Последняя оказывает определенное влияние на качество и особенности внимания (например, профессиональное внимание водителя и др.), выработку переключения внимания, распределение и сосредоточенность внимания.
Виды внимания – оно может быть у человека непроизвольным (непреднамеренным), произвольным (преднамеренным) и послепроизвольным (после его действия).
Непроизвольное внимание – возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и вызывается особенностями действующих на человека раздражителей:
- силой раздражителя при его относительности (например, шорох при полной тишине);
- контрастностью раздражителя (например, светлый предмет среди темных);
- значимостью раздражителя (например, плач ребенка для матери среди шума);
- новизной (необычность) раздражителя (например, автомобиль новой марки среди других на стоянке);
- подвижностью раздражителя или предмета, то есть начало или прекращение его действия (например, человек в лесу неподвижен – его не замечают, при каких либо движениях – он заметен для других).
Но непроизвольное внимание у человека во многом зависит также и от состояния и самочувствия, настроения и переживаний, ожиданий и мечтаний, потребностей и интересов.
Произвольное внимание – возникает и развивается у человека преднамеренно, вследствие сознательно поставленной цели, как правило, в процессе труда. Без произвольного внимания невозможно осуществлять и поддерживать трудовую деятельность. Но такое внимание возможно при четкой постановке цели, реальных задачах, интересе, морально-нравственном обеспечении, материального оснащения, поддержке руководства и окружающих. Кроме того, сохранение произвольного внимания зависит от осознания долга и обязанностей; понимания цели и задач выполняемой деятельности; устойчивости интересов; привычных условий работы; наличия благоприятных условий для выполнения деятельности.
Произвольное и непроизвольное внимание связаны между собой и могут дополнять друг друга (например, студент читает и учит заданное для подготовки к семинару без интереса, но делает усилие для концентрации внимания, одна мысль его заинтересовала, напряжение исчезло и он продолжает подготовку, не делая усилия для сосредоточения).
Послепроизвольное внимание – его выделяют тогда, когда пытаются сохранить какое-то время в себе в периоде последействия некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания. Данный вид внимания возникает на основе произвольного (когда оно носит целенаправленный характер) и непроизвольного (когда не нужно волевых усилий для его поддержания), при увлечении чем-либо.
Основные свойства внимания.К ним относятся рассеянность, сосредоточенность, устойчивость, отвлекаемость, переключение. Их содержание в основном известно, остановимся лишь на рассеянности.
Рассеянность – это недостаточное внимание человека к работе, учебе, исследованию. Рассеянность часто дающее о себе знать при обучении в школе, институте, университете. Ее особенность заключается в непроизвольном, (непреднамеренном) отвлечении от основной деятельности, в том числе из-за неустойчивого внимания, нецелеустремленности, неудовлетворительного воспитания, утомления, напряжения, плохого самочувствия, отвлекающих раздражителей. Она может возникать вследствие чрезмерной сосредоточенности человека на своей работе, когда он не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях или ситуации, не умеет распределять внимание или не обладает способностью переключать внимание (так называемая малая подвижность внимания).
Таким образом, основные качества внимания неотделимо от свойств личности человека. Направленность, мировоззрение, убеждения, потребности и другие свойства личности наиболее действенны тогда, когда внимание является главным, и его необходимо поставить в центр внимания при решении какой либо проблемы. При этом важно определить, почему человек так много уделяет внимания данной деятельности; понять мотивы и сосредоточенность его деятельности. Только такой подход может и должен способствовать формированию устойчивого и подвижного внимания.
Контрольные вопросы:
1.Какое определение личности дает психология и почему?
2.Каковы основные психологические характеристики личности приняты в психологии? Дать определение устойчивости, единству, направленности и активности личности.
3.В чем заключаются потребности личности, ее интерес, умения, убеждения, навыки, привычки?
4.В чем заключается психология деятельности личности? Каковы этапы любого поступка (действия, поведения) человека?
5.Что такое действие? Ее характеристика, условия возникновения, виды.
6.Что такое внимание? Дать характеристику качеству и видам внимания.