входные - разрешают или запрещают поезду следовать с перегона на станцию;
выходные - разрешают или запрещают поезду отправляться со станции на перегон;
маршрутные- разрешают или запрещают поезду проследовать из одного района станции в другой;
проходные - разрешают или запрещают поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;
прикрытия- для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;
заградительные- требуют остановки в случае опасности для движения, которая возникла на переездах с дежурным работником, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также в случае ограждения подвижного состава для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях;
предупредительные - предупреждают о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия);
повторительные- для оповещения о разрешающем показании входного, маршрутного и горочного светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;
локомотивные - для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также предупреждения о показании светофора, к которому приближается поезд;
маневровые - разрешают или запрещают проведение маневров;
горочные- разрешают или запрещают роспуск вагонов с горки.
Один светофор может объединять несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый и т.п.).
На участках, где сохраняются семафоры, порядок их применения определяется Инструкцией по движению поездов и маневровой работы на железных дорогах Украины.
Светофоры применяются линзовые (рис. 5.14) и прожекторные (рис. 5.15); они подразделяются на мачтовые, карликовые и устанавливаемые на мостиках и консолях.
Светофоры делятся на :
нормально горящие;
нормально не горящие.
Светофоры обозначаются буквами или цифрами. На каждом перегоне проходные светофоры автоматической блокировки нумеруются, начиная от входного светофора, при этом светофоры нечетного направления обозначаются нечетными числами (1, 3, 5...), а светофоры четного направления - четными (2, 4, 6...).
При оборудовании двухпутных участков двусторонней АБ к номеру проходного светофора, установленного для неправильного направления движения, прибавляется римская цифра, которая означает номер пути.
Станционным светофорам присваивается буквы "Н" или "Ч" в зависимости от направления движения. На выходных светофорах дополнительно цифрой указывается номер пути, к которому относится светофор, а на дополнительных входных к основной букве прибавляется буква "Д".
В обозначениях маршрутных светофоров к букве "Н" ("Ч") прибавляется буква "М", к которым могут прибавляться цифры для обозначения номера пути.
Маневровым светофорам присваивается буква "М" с четным порядковым номером в четной горловине станции и с нечетным - в нечетной горловине.
Светофорам прикрытия присваиваются буквы "ЧП" или "НП".
Заградительные светофоры обозначаются буквой "З" и цифрой от 1 до 4, а предупредительные к ним буквой "П". Заградительные светофоры, которые используются для ограждения подвижного состава на станционных путях, обозначаются буквами "НЗ" или "ЧЗ" и цифрами, которые указывают номер пути.
Предупредительные и повторительные светофоры обозначаются буквой "П" и литером основного светофора.
Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и назначения их), следующие:
один зеленый огонь- "Разрешается движение с установленной скоростью";
один желтый мигающий огонь- "Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью";
один желтый огонь - "Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт";
два желтых огня, из них верхний - мигающий, - "Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт";
два желтых огня- "Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу";
один красный огонь- "Стой! Запрещается проезжать сигнал";
один лунно-белый огонь- "Разрешается производить маневры";
один синий огонь- "Запрещается производить маневры".
Применение перечисленных сигналов на светофорах различного назначения предусматривается в соответствующих пунктах настоящей Инструкции. Порядок применения этих сигналов в других случаях, не предусмотренных настоящей Инструкцией, с соблюдением их сигнального значения устанавливается Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины.
ВХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ
5.1.1. Входными светофорами подаются сигналы:
один зеленый огонь- "Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт" (рис. 5.1);
Рисунок 5.1
один желтый мигающий огонь-"Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследование его с уменьшенной скоростью" (рис. 5.2);
Рисунок 5.2
один желтый огонь - "Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт" (рис. 5.3);
Рисунок 5.3
два желтых огня, из них верхний - мигающий, - "Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт" (рис. 5.4);
Рисунок 5.4
два желтых огня- "Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис. 5.5). При приеме на боковой путь, не предназначенный для безостановочного пропуска поездов, показание входного светофора два желтых огня сохраняется независимо от показаний выходного светофора;
Рисунок 5.5
один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать сигнал" (рис. 5.6).
Рисунок 5.6
5.1.2. На входных и маршрутных светофорах при приеме поездов на боковые пути по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок применяются сигналы:
один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса- "Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует прохождения его со скоростью не больше 80 км/ч" (рис. 5.7);
Рисунок 5.7
два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса- "Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не больше 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует прохождения его с уменьшенной скоростью" (рис. 5.8);
Рисунок 5.8
два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса - "Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не больше 60 км/ч на боковой путь с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт" (рис. 5.9).
Рисунок 5.9
В необходимых случаях на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал - один зеленый мигающий огонь- "Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью. Следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу с крестовиной пологой марки" (рис. 5.10).
Рисунок 5.10
На отдельных станциях в случаях, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Украины, на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал - три желтые огня - "Разрешается моторвагонному поезду, локомотиву без вагонов (одиночному локомотиву), дрезине несъемного типа следовать на свободный участок пути с особой осторожностью и со скоростью не более 20 км/ч до маршрутного светофора с красным огнем" (рис. 5.11).
Рисунок 5.11
Для приема поездов на станцию с перегона по неправильному пути дополнительными входными светофорами подаются сигналы:
один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать сигнал" (рис. 5.12);
два желтых огня- "Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у выходного светофора" (рис. 5.13).