8.9.1 Перед прибытием поезда дежурный по станции заблаговременно готовит маршрут для его приема и открывает входной сигнал. По прибытии поезда на станцию жезл сдается дежурному по станции, который, убедившись в прибытии поезда в полном составе и, проверив принадлежность жезла перегону, с которого он прибыл, записывает номер жезла в журнал движения поездов, вкладывает жезл в жезловой аппарат и уведомляет по телефону станцию отправления о прибытие поезда.
На станциях, где жезловые аппараты установлены в помещениях стрелочных постов, жезл с прибывающего поезда, передается дежурному стрелочного поста, который убедившись в прибытии поезда в полном составе и проверив принадлежность жезла данному перегону, вкладывает его в аппарат и сообщает дежурному по станции его номер для записи в журнале движения поездов.
8.9.2 По прибытии поезда с подталкивающим локомотивом дежурный по станции, получив первую часть жезла от машиниста поездного локомотива и другую часть от машиниста подталкивающего локомотива, должен свинтить обе части, после чего вложить жезл в жезловой аппарат.
8.9.3 Для отправления поезда дежурный по станции запрашивает по телефону согласие дежурного по станции, на которую отправляется поезд, по форме:
" Могу ли отправить поезд № .......".
Дежурный по станции, если нет препятствий для приема поезда, дает по телефону согласие по форме:
"Жду поезд № ..."
и разрешает изъять жезл.
Вынув из аппарата жезл, дежурный по станции отправления обязанный записать его номер в журнале движения поездов и вручить машинисту поезда, который отправляется.
На станциях, где жезловые аппараты вынесены на стрелочные посты, номер изъятого жезла сообщается дежурному по станции дежурным стрелочного поста.
Если дежурные по станциям согласовали предварительно возможность отправления встречного поезда с жезлом от поезда, который прибывает, без пропуска жезла через аппарат, то в журналах движения поездов (обеих станций) против номера этого поезда может быть сделанная отметка по форме:
"Согласовано отправление по жезлу от поезда № ... ДСП ...".
8.9.4 При отправлении поезда на перегон, оборудованный электрожезловой системой, с пути, на котором есть выходной светофор, проезд запрещающего показания этого светофора при наличии жезла разрешается по лунно-белому огню на светофоре при погашенном красном.
Когда зажечь лунно-белый огонь невозможно, отправления поезда производится по жезлу. Дежурный по станции в этом случае должен сообщить машинисту (лично, через дежурного стрелочного поста или сигналиста, по радиосвязи), что зажечь лунно-белый огонь невозможно и маршрут отправления поезду готов.
При отправлении поезда с пути, на котором есть выходной семафор, жезл есть одновременно и правом на проследование запрещающего показания выходного семафора.
8.9.5 Если после изъятия жезла для отправления поезда последний по какой либо причине не будет отправлен, дежурный по станции обязан вложить жезл в аппарат, сообщить об этом дежурному по соседней станции и сделать пометку в журнале движения поездов по форме:
"Поезд № ... задержан".
8.9.6 При отправлении поезда с последующим возвращением его с перегона на станцию отправления жезл машинисту локомотива выдается в обычном порядке. Дежурного по соседней станции уведомляют как об отправлении, так и о возвращении поезда с перегона.
8.9.7 При отправлении поезда с подталкивающим локомотивом, который направляется на весь перегон, машинисту ведущего локомотива вручается часть жезла с надписью "Билет", а машинисту толкача - вторая часть жезла с надписью "Жезл".
Дежурный по станции отправления при запросе пути сообщает дежурному по соседней станции о следовании к нему поезда с подталкивающим локомотивом.
В тех случаях, когда подталкивающий локомотив направляется по всему перегону прицепленным к составу поезда, жезл вручается только машинисту ведущего локомотива.
8.9.8 Если жезловые аппараты не оборудованы развинчивающимися жезлами, то в случае необходимости отправления поезда с не прицепленным к составу подталкивающим локомотивом, который направляется на весь перегон, действие жезловой системы прекращается и движение поездов осуществляется по телефонной связи.
8.9.9 При отправлении поездов с подталкивающим локомотивом, который возвращается с перегона на станцию отправления, машинисту ведущего локомотива выдается жезл, а машинисту подталкивающего - ключ-жезл.
Ключи-жезлы могут использоваться также для организации подачи (уборки) вагонов на подъездные пути примыкающие к перегонам, и при движении за отправленным поездом хозяйственных поездов с последующим возвращением их на станцию отправления с соблюдением требований безопасности, которые устанавливаются начальником дирекции железнодорожных перевозок (начальником железной дороги).
8.9.10 Если жезловые аппараты не оснащены ключами-жезлами, то в случае необходимости отправления поезда с подталкивающим локомотивом, который возвращается с перегона на станцию отправления, действие жезловой системы прекращается и движение поездов осуществляется по телефонной связи.