Если агрессор высказывает утверждение или делает предложе
ние, вы можете просто задать ему уточняющий вопрос.
Вопросы, проясняющие суть дела, задаются тогда, когда агрес сор говорит о существе дела, но с подколками, либо когда необхо димо остаться в рамках обсуждения проблемы, не отвлекаясь на посторонние темы.
Когда агрессор в большей степени концентрируется на подколке и далеко отходит от сути дела, следует задать ему вопрос, проясняю щий его цели, и переключиться на их обсуждение. Если агрессор обращается к вам с деловым вопросом или утверждением, то спра
шивать его о его отношении к вам, к другим и других к вам обоим не
следует. Даже если агрессор сам ссылается на чужое мнение («Шеф считает, что ты с этой работой не справишься»), не стоит задавать вопросов, проясняющих позицию отсутствующих лиц. Фактически это означает участие в манипуляции. Ваш вопрос о сути дела дол жен быть обращен лично к агрессору, его собственной оценке ситуа ции, с целью выяснить его цели, а не его мнение об оценке других.
Если вы не можете, не хотите или считаете бессмысленным да
вать агрессору информационный ответ на его вопрос, поскольку это будет связано с раскрытием конфиденциальной информации, кор
поративной или личной тайны, сделайте ему предложение по су ществу дела или по выбору темы. Предложение может иметь фор му вежливой просьбы («Прошу вас...») или просьбы вопроса («Не могли бы мы вернуться к вопросу о бюджете на следующий месяц и обсудить его подробнее?»). Предложение допускается и после ин формационного ответа: «Боюсь, я не расслышал ответа на вопрос.
Не могли бы вы его повторить?».
Если агрессор обращается к вам с вопросом
Когда нападающий обращается к вам с утверждением («Ты по ступаешь неправильно»), вы имеете право немедленно задать ему проясняющий вопрос («В чем именно я не прав?»). Но если он за дал вопрос («Тебе не кажется, что ты поступаешь неправильно?»), то, согласно правилам этикета, прежде чем задать свой вопрос, нуж но сначала дать ответ на вопрос собеседника. А ведь манипулятив ные нападения и «подколки» очень часто имеют форму вопроса, к этому мы привыкли с детства («Куда полез?», «Как ты сидишь?»,
«Что ты делаешь?!», «Куда пошла?», «Почему коленки грязные?
А нос?»). То есть формально вопрос, содержащий в себе несправед
ливую критику, дурацкий совет, «подколку», взятие на «слабо», предполагает ответ, а не встречный вопрос.
В качестве универсального отклика и на утверждение, и на вопрос
может использоваться предложение по существу дела.
Внимание! Отклик на то, что вы считаете агрессией, должен быть спокойным, в меру эмоциональным, по ситуации добродушным и веж ливым по форме.
Вопросы, направленные на прояснение позиции агрессора
«Что ты имеешь в виду, когда говоришь об...»
«О каких именно событиях (фактах, условиях, недостатках, преимуществах и пр.) вы говорите?»
«Что, по вашему мнению, следует предпринять, чтобы изменить
ситуацию?»
«Как мы могли бы сформулировать нашу общую проблему (за
дачу)?»
«А зачем мне это надо?»
«Что хотим в итоге получить?»
Вопросы, направленные на прояснение целей агрессора
«Почему ты заговорил (спросил) об этом именно сейчас?»
«Зачем вы начали разговор на эту тему?»
«Зачем ты рассказываешь (говоришь) мне об этом?»
«Сформулируй, пожалуйста, свою просьбу более ясно (корректно)».
«О чем в действительности вы хотите меня спросить (попросить)?»
«Что вы хотите этим сказать?»
«Зачем вам это нужно?»
Ответы и сообщения агрессору
«Да, мне не удалось закончить работу в срок».
«Это было мое решение».
«На этот раз нас постигла неудача».
«Да, для меня очень важно иметь успех».
«Я отказался поддержать эту точку зрения».
«Мы собирались для обсуждения именно этой проблемы».
«Я из вежливости слушаю вас».
Предложения по существу дела
«Предлагаю обсудить все достоинства и недостатки».
«Предлагаю наметить план дальнейших действий».
«Давай обсудим наши разногласия».
«Не могли бы вы еще раз сформулировать свой вопрос?»
«Не могли бы вы пояснить некоторые детали».
«Давай подумаем, что мы можем сделать, чтобы исправить си