· 68,26% всех значений генеральной совокупности лежит в интервале
· 95,44% всех значений генеральной совокупности лежит в интервале
· 99,73% всех значений генеральной совокупности лежит в интервале
Пример расчета
Анализ роста мальчиков
n=11
х1
х2
х3
х4
х5
х6
х7
х8
х9
х10
х11
∑
Рост
мальч.
-10,82
-2,82
8,18
-5,18
-7,18
-3,18
6,82
0,82
-5,18
12,82
-5,18
117,03
7,94
66,94
26,85
51,58
10,12
46,49
0,67
26,85
164,31
26,85
545,64
=175,18
Dх=54,56
sх=7,39
mх=2,23
V%=4,2%
Ранж.
ряд
Мо=170
Ме=172
Q25=170
Q75=182
Q75- Q25=12
Анализ роста девочек
n=11
y1
y2
y3
y4
y5
y6
y7
y8
y9
y10
y11
∑
Рост
девоч.
-4,30
2,70
-1,30
-2,30
-0,30
-5,30
-0,30
-0,30
3,70
4,70
2,70
18,49
7,29
1,69
5,29
0,09
28,09
0,09
0,09
13,69
22,09
7,29
104,19
=165,3
Dy=10,42
sy=3,23
my=0,97
V%=2%
Ранж.
ряд
Мо=165
Ме=165
Q25=163
Q75=168
Q75- Q25=5
Анализ результатов:
1. Мальчики более рослые, чем девочки – об этом свидетельствуют средние значения и положение выборок на числовой оси – выборка девочек расположена левее, т.е. в области меньших значений роста.
2. Дисперсия роста мальчиков, больше дисперсии роста девочек. Т.е. разброс значений роста у мальчиков больше, т.е. среди них встречаются низкорослые, среднего роста и высокие. На это указывают также коэффициент вариации и межквартильный размах.
У девочек группа более однородная, т.е. они не сильно различаются по росту.
3. У мальчиков наиболее часто встречается рост 170 см, об этом свидетельствует мода Мо. Половина мальчиков имеет рост меньше 172 см, на это указывает Ме. Т.е. в целом мальчики невысокие.
4. У девочек наиболее часто встречается рост 165 см, об этом свидетельствует мода Мо. Половина девочек имеет рост меньше 165 см, на это указывает Ме. Т.е. в целом девочки также невысокие.
Контрольные вопросы:
Понятие генеральной совокупности и выборки. Репрезентативность выборки
Какую информацию о групповых свойствах отражает среднее значение. Приведите пример.
Какую информацию о групповых свойствах отражает дисперсия, коэффициент вариации, стандартное отклонение. Приведите пример практического использования этих характеристик.
Какую информацию о групповых свойствах отражает медиана. Приведите пример.
В чем различия между медианой и средним значением, в каких случаях они совпадают и не совпадают.
Как определить в каких пределах лежат все значения признака в генеральной совокупности
Дайте интерпретацию стандартной ошибки среднего, как ее уменьшить
Дайте определение квартилей. Какую информацию о групповых свойствах отражают нижний и верхний квартили.
Задание к теме СРСП 1:
Сравните две группы с указанием:
A) Величины, вокруг которой группируются значения данного признака в каждой группе. Обоснуйте свой ответ.
B) Являются ли первая и вторая группа однородными по данному признаку. Обоснуйте свой ответ.