Судебная юрисдикция в конце 19 – начале 20 в. была либо гражданской, либо уголовной. И по мнению Васьковского компетенция включала в себя судебную юрисдикцию, отличающуюся от административной; гражданскую юрисдикцию, отличаемую от уголовной; объективную компетенцию – т.е. по роду дел; пространственную компетенцию – т.е. по округам; и функциональную компетенцию – по кругу функций.
Компетенцию судов была императивной, и контроль за её соблюдением осуществляли сами судьи.
В тот же период функционировали и коммерческие суды, которые рассматривали 3 категории дел:
1. торговые дела – те дела, которые предусматривались в перечне Устава торгового судопроизводства;
2. вексельные дела – это дела на сумму свыше 500 руб.;
3. дела о торговой несостоятельности – аналог нынешнего банкротства.
При этом коммерческим судам были неподведомственны дела при цене иска до 150 руб.; дела, возникающие между ремесленниками, касающиеся платы за личный труд; споры, возникающие из продаж на ярмарках, выставках, рынках и т.п.
Суд в тот период состоял из председателя, товарища председателя (заместителя) и определенного количества членов суда, которые назначались Правительством и избирались купечеством.
После Октябрьской революции, с 1922 г. были созданы Арбитражные комиссии. Все экономические споры разрешались Высшей Арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и Областными Экономическими совещания путём создания при них Арбитражных комиссий.
В системе органов управления отраслями создавались Ведомственные Арбитражные комиссии.
В 1931 г. появился “хозрасчёт”. Договорное регулирование приобрело большее значение. Возникла необходимость организовать систему органов управления. В 1931 г. был основан Государственный Арбитраж, который был призван разрешать споры предприятий, имеющих различное ведомственное подчинение. Параллельно с этим была создана система Ведомственных Арбитражей, которые занимались разрешением споров между предприятиями, подчинённых одному ведомству.
Попытки реорганизовать арбитраж неоднократно принимались. И в 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в Союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о нём. С принятием этого Положения была упорядочена система Госарбитражей, он стал самостоятельной структурой с подчинением нижестоящих арбитражей вышестоящим.
Следующий этап развития – это 1977 г. Арбитраж включается в Конституцию и становится государственным органом. Был создан Высший Арбитражный суд СССР.
В 1979 г. был принят новый закон “О государственном Арбитраже в СССР”.
В этом виде всё существовало до 01.10.1991.
01.10.1991 Арбитраж был упразднён Законом РСФСР “Об Арбитражном суде ”. Полностью был упразднён ведомственный арбитраж, а государственный Арбитраж осуществлял свои функции до образования современных Арбитражных судов.
В 1992 г. возрождается арбитражная система. Был принят Арбитражный процессуальный Кодекс, в котором основными критериями подведомственности дел стали характер спорного отношения и субъектный состав участников спора.
Следующий этап развития системы: 1995 г. – принятие нового АПК. В новом АПК РФ был расширен круг дел, рассматриваемых Арбитражными судами, добавлены дела с иностранным элементом, дан более развёрнутый перечень экономических споров.
Следующий этап развития системы: 2002 г. – принятие нового и современного АПК РФ. Новый АПК РФ также иначе определил компетенцию Арбитражных судов, дополнив её перечнем определённой категории дел, составляющих исключительную подведомственность Арбитражных судов. Арбитражные суды стали рассматривать дела об оспаривании решений третейских судов и т.д.