Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 1 страница



Чтобы составить верный перечень 613-ти заповедей Торы, необходимо знание 14 основополагающих принципов подсчета. И теперь мы переходим к разъяснению каждого из них и приведем, если будет угодно Ашему, необходимые доказательства верности нашего исчисления.

Принцип первый: в перечень не включены заповеди, установленные мудрецами(заповеди мидэрабанан).

Не стоило бы останавливаться на этом принципе: ведь поскольку в Талмуде ясно говорится: "613 заповедей были даны Моше на Синае" (Макот 23б), то невозможно включить в их число заповеди, установленные мудрецами. Однако нам приходится заострять внимание на этом, ибо уже были такие, кто по ошибке включал в перечень предписывающих заповедей зажигание ханукальных свечей и чтение Мегилат Эстер в Пурим, а также заповеди утешать скорбящих, навещать больных, хоронить умерших, устанавливать календарь, 18 дней в году читать Алель, произносить сто благословений в день и т.д.

И я не думаю, что кому-нибудь примерещится и взбредет на ум, будто бы Моше на Синае было заповедано и сказано, что, если в последний период нашей государственности между нами и греками произойдет то-то и то-то, мы будем обязаны каждый год зажигать ханукальную свечу. Но мне кажется, что причиной ошибок стало то, что мы благословляем на выполнение подобных заповедей: "Благословен Ты, Ашем, наш Б-г, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам читать Мегилу ...зажигать свечу Хануки ...читать Алель". И Талмуд (Шабат 23а) тоже спрашивает (по поводу благословения на зажигание ханукальных свечей): "Где это Он нам повелел?". И отвечают там же: "В Его речении: "По закону, которому они научат тебя,...поступай; не уклоняйся от слова, которое они тебе скажут, ни вправо, ни влево" (Дварим 17:9,11)".

Однако, если на таком основании включать в перечень эти заповеди, то тогда мы должны были бы приобщить к перечню все заповеди, установленные мудрецами. Ведь уже было приказано нашему учителю Моше на Синае, чтобы он заповедал нам выполнять все, что повелят или запретят мудрецы,- и Моше сказал нам: "По закону, которому они научат тебя... поступай". И чтобы мы не уклонялись от их слов ни в чем, что бы они ни повелели, он предостерег нас, говоря: "Не уклоняйся от слова, которое они тебе скажут, ни вправо, ни влево".

И если, действительно, включать в число 613 заповедей зажигание ханукальных свечей и чтение Мегилы, подпадающие под Его приказ "По закону, которому они научат тебя... поступай", то тогда верно было бы сосчитать омовение рук перед едой и заповедь об эруве, поскольку мы благословляем "...освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам..." на омовение рук и на эрув, так же как на чтение Мегилы и на зажигание ханукальных свечей. А ведь все это установлено мудрецами! И ясно сказано: "Омовение рук перед едой - заповедь. Что это за заповедь? Сказал Абае: "Заповедь - выполнять слова мудрецов" (Хулин 106а) - также, как сказано о чтении Мегилы и о свечах Хануки: "Где это Он нам повелел? В Его речении "По закону, которому они научат тебя... поступай".

И уже разъяснено мудрецами, что все, что установили пророки, да пребудет на них мир, пришедшие после Моше, - также мидэрабанан. И рассказывается, что когда царь Шломо "установил заповедь об эруве и заповедь об омовении рук, раздался голос с Небес и произнес: "Мудр Мой сын и радует Мое сердце" (Эрувин 21б). А в других местах разъяснено, что эрув - мидэрабанан, и омовение рук - "из слов мудрецов". Отсюда ясно, что все, что было установлено после нашего учителя Моше, мидэрабанан.

И если бы мы сосчитали все повеления мудрецов и все запрещения мудрецов, то список бы включал много тысяч заповедей! И совершенно ясно, что все заповеди мидэрабанан не входят в число 613 заповедей, а включаются в перечень только заповеди, содержащиеся в самих стихах Торы.

Принцип второй; не все заповеди, полученные с помощью "13 методов толкования Торы", следует включать в перечень 613-ти.

В начале нашего комментария на Мишну мы разъяснили, что большинство законов Торы выводятся с помощью "13 методов толкования". И иногда по поводу закона, полученного одним из этих "13 методов", у мудрецов существуют разные мнения. Однако есть законы, которые были в ясной форме получены от нашего учителя Моше и нет о них разногласий, а с помощью одного из "13 методов" лишь приводится доказательство, что они закодированы в самой Торе - ведь сокровенная мудрость Писания заключается и в том, что в нем можно обнаружить намек или сопоставление, указывающее на закон, полученный из устной традиции, как мы это там (в комментарии на Мишну) разъясняли.

Таким образом, не о каждом законе, который мудрецы вывели с помощью "13 методов", можно сказать, что он был дан Моше на Синае. Но и не о каждом законе, выведенном мудрецами в Талмуде с помощью "13 методов", можно сказать, что это постановление мудрецов (мидэрабанан), ведь, возможно, что он был получен от Моше по устной традиции.

Дело обстоит так: если заповедь не сформулирована в Торе, а Талмуд выводит ее с помощью одного из "13 методов", и тем не менее, сами мудрецы однозначно говорят, что это заповедь Торы (мидэорайта) и часть Торы, то такую заповедь следует включать в перечень 613-ти,- ведь сами носители традиции сказали, что это "из Торы". Но если они не разъяснили этого и не сказали об этом однозначно, значит такая заповедь - установление мудрецов, ведь не существует стиха, указывающего на нее.

И если бы мы сосчитали все законы, выведенные с помощью "13 методов толкования Торы", наш список достиг бы многих тысяч заповедей. И не подумай, что мы воздерживаемся от учета этих выведенных законов из-за того, что не ясно - может быть, закон, полученный с помощью того или иного метода, верен, а может быть, и не верен. Не в этом причина. А причина в том, что все выведенные законы - это лишь ответвления от 613-ти основных заповедей, однозначно сформулированных для Моше на Синае.

И даже если сам Моше вывел эти законы, они тоже не входят в счет. И доказательством этому служат слова мудрецов в трактате Тмура (16а): "Тысяча семьсот законов, полученных с помощью каль вахомер, гзера шава (названия 2-х из "13 методов") и уточнений мудрецов, были забыты в дни траура по Моше. Однако Отниэль бен Кеназ восстановил их с помощью изощренного толкования". И если столько законов забылось, сколько же их было всего - ведь невозможно сказать, что все, что они знали, было забыто. В таком случае, вне сомнения, было много тысяч законов, извлеченных из Торы посредством каль вахомер или какого-либо другого метода из 13-ти - и все это уже существовало в дни нашего учителя Моше, ведь забыли-то 1700 из них в дни траура по нему.

Таким образом разъяснилось, что в состав 613-ти заповедей, переданных Моше на Синае, не включаются законы, выведенные с помощью "13 методов" - и даже во времена Моше, да пребудет на нем мир, а уж тем более, в последующие периоды. Однако в список включены заповеди, переданные по прямой традиции от Моше, о которых сами носители традиции (т.е. мудрецы Талмуда) однозначно сказали, что это заповедь Торы и что это "сама Тора". Такая заповедь входит в перечень, потому что она получена по прямой традиции от Моше с Синая, а не выведена с помощью одного из "методов". А какой-либо из "13 методов" упомянут в связи с такой заповедью и с его помощью приводится доказательство, чтобы подчеркнуть мудрость Торы.

Принцип третий; в перечень не включены заповеди, не относящиеся ко всем поколениям.

Слова мудрецов (Макот 23б): "613 заповедей были даны Моше на Синае" - свидетельствуют, что речь идет о заповедях, относящихся ко всем поколениям. Ведь заповеди, относящиеся только к поколению Моше, не обязательно связаны именно с Синаем: некоторые из них, действительно, произнесены на горе Синай, а другие - нет. А под словом "Синай" мудрецы имеют в виду дарование Торы, совершившееся на Синае. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Поднимись ко Мне на гору и будь там; и Я дам тебе каменные скрижали, Тору и заповеди..." (Шмот 24:12).

И ясно сказано (Макот там же): "613 заповедей были даны Моше на Синае. Из какого стиха мы это учим? Из стиха: "Тору заповедовал нам Моше" (Дварим 33:4)". Т.е. мы выводим это из числового значения слова "Тора", равного 611-ти (ת - 400, ו - 6, ר - 200 и ה - 5). А еще две заповеди - "Я - Ашем, твой Б-г" и "Да не будет у тебя других богов" - народ слышал прямо из уст Всевышнего, и с ними вместе получается 613 заповедей. И количество заповедей, исполнять которые повелел нам Моше, мы выводим из числового значения слова "Тора" именно в стихе "Тору заповедовал нам Моше...", так как далее в этом же стихе сказано: "...в наследство общине Яакова". А заповеди, данные только поколению Моше, не перешли к нам "в наследство". Ведь "наследством" называется только то, что переходит к последующим поколениям, подобно сказанному в стихе: "Сколько будут небеса над землей" (Дварим 11-21).

И еще - слова мудрецов о том, что каждый орган тела как бы повелевает человеку совершить заповедь, а каждый день как бы предостерегает от нарушения запрета (Танхума, Ки тэце), свидетельствуют, что количество заповедей не уменьшается со временем (т.к. их число сопоставлено с неизменными величинами - длиной года и количеством органов нашего тела). Но если бы в перечень заповедей входили повеления, не относящиеся к последующим поколениям, то общее количество заповедей уменьшалось бы, как только исчерпывалась обязанность выполнять то или иное повеление. И тогда слова мудрецов о "613 заповедях" были бы верными только по отношению к определенному периоду времени.

Ведь если принять в расчет также заповеди, относящиеся только к поколению Моше, мы должны включить в перечень и стих "Сделай себе змея и укрепи его на шесте" (Бемидбар 21:8), и стих "Возьми сосуд и положи в него полную меру мана" (Шмот 16:33). И также надо было бы сосчитать такие Его повеления, как "Будьте готовы к третьему дню, не приближайтесь к женщине" (там же 19:15), "Даже мелкий и крупный скот пусть не пасется против этой горы" (там же 34:3), "Коэны и народ пусть не порываются подняться к Ашему" (там же 19:24) и множество, подобных этим. Ведь ни один разумный человек не станет сомневаться, что все эти заповеди, данные Моше в Синайской пустыне, - повеления и запреты - были изречены в связи с потребностями определенного времени и не распространяются на последующие поколения, и поэтому они не входят в перечень 613-ти заповедей.

Ведь если бы мы должны были сосчитать все подобные повеления, полученные Моше со дня, когда он стал пророком и до дня его смерти, получилось бы более трехсот заповедей в добавок к заповедям, относящимся ко всем поколениям. А поскольку невозможно включить в перечень все эти повеления, мы вынуждены признать, что ни одно из них не входит в перечень 613-ти заповедей.

Принцип четвертый; в перечень не включены повеления, относящиеся ко всем заповедям Торы.

В Торе есть повеления и запреты, не относящиеся к какому-то определенному действию, но включающие в себя все заповеди Торы, как будто говорится: "Делай все, что Я повелел тебе делать, и не делай всего, что Я тебе запретил" или "Не отступай от всего, что Я тебе заповедал". И эти повеления не следует рассматривать как самостоятельные заповеди, ведь в них не заповедовано сделать что-то определенное - и это не заповеди "делай"; и также в них не запрещается делать что-то определенное - и это не заповеди "не делай". Таково, например, Его речение: "Остерегайтесь нарушить все, что Я сказал вам" (Шмот 23:13). Или, например, Его повеления "Соблюдайте Мои уставы", "Исполняйте Мои законы" (Ваикра 18:4), "Храните Мой завет" (Шмот 19:5), "Соблюдайте же Мои предостережения" (Ваикра 18:30) и многие повеления и запреты, подобные этим.

Принцип пятый: объяснение смысла заповеди не рассматривается как самостоятельная заповедь.

В некоторых случаях объяснение смысла заповеди дано в форме, подобной запрету, и можно подумать, что это еще одна самостоятельная заповедь. Таково, например, Его речение:

"Не сможет ее первый муж, давший ей развод, снова взять ее в жены, после того, как она была опорочена (т.е. вышла замуж за другого, и новый муж также предоставил ей развод или умер), ибо это мерзость перед Ашемом, и не оскверняй землю, которую Ашем, твой Б-г, дает тебе..." (Дварим 24:4). Ведь Его слова "И не оскверняй землю..." - это объяснение к предшествующему запрету, как будто сказано: "Если поступишь так, то осквернишь землю".

И таково же Его речение: "И из Святилища пусть не выходит (первосвященник из Храма), и не осквернит Святилище своего Б-га" (Ваикра 21:12), - т.е. если он будет выходить, то этим осквернит Храм (Зевахим 16а).

А другие, ошибочно истолковав этот принцип, уже включали в перечень заповедей все эти запреты, не задумываясь. Однако, если спросить их, от чего именно предостерегают эти "запреты", им будет нечего ответить и они устыдятся, и тогда станет ясно, что их подсчеты неверны. Вот и все, что мы хотели разъяснить в отношении этого принципа.

Принцип шестой: если заповедь содержит и повеление, и запрет, то повеление, содержащееся в ней, включается в перечень заповедей "делай", а запрет - в перечень заповедей "не делай".

Знай, что заповедь может включать в себя повеление и запрет в одном из трех случаев.

Во-первых, выполнение какого-то действия может быть заповедью "делай", а невыполнение этого же действия - нарушением заповеди "не делай". Например, Шабат, йом тов и шмита (субботний год). Ведь выполнение определенных работ в это время - нарушение заповедей "не делай", а отдых, воздержание от работы, в эти периоды - заповедь "делай". И подобно этому, поститься в Йом Кипур - заповедь "делай", а прием пищи в этот день - нарушение заповеди "не делай".

Во-вторых, повеление может быть необходимой преамбулой к запрету. Например, Его речение об изнасиловавшем девушку: "И ему пусть будет она женою" (Дварим 22:29) - это повелительная заповедь. А затем сказано: "Не может он развестись с нею во все свои дни", - и это запрещающая заповедь.

В-третьих, запрет может предшествовать повелению, выполнение которого делает сам этот запрет излишним. Например, Его речение: "Если попадется тебе птичье гнездо по дороге, на каком-нибудь дереве или на земле, с птенцами или с яйцами, и мать сидит с птенцами или на яйцах, не бери матери вместе с детьми" (там же 22:6). И затем сказано: "Отогнать должен ты мать" (там же 22:7).

Во всех этих случаях следует включать повеление, содержащееся в заповеди, в перечень заповедей "делай", а заключающийся в ней запрет в перечень заповедей "не делай", ибо мудрецы однозначно сказали, что во всех этих случаях есть и заповедь "делай", и заповедь "не делай".

Принцип седьмой; в перечень заповедей не включаются конкретные законы, связанные с выполнением той или иной заповеди.

Знай, что каждая заповедь - это один общий закон, полученный на Синае, который обязывает к соблюдению множества повелений и запретов, связанных с его выполнением. Однако, законы, связанные с выполнением заповеди, не включаются в перечень 613-ти, даже если они ясно изложены в самой Торе.

Например, в книге Ваикра (гл.5) Писание обязывает того, кто осквернил своей ритуальной нечистотой Святилище и его святыни, принести грехоочистительную жертву - и это, вне всякого сомнения, предписывающая заповедь. Затем Писание разъясняет законы этого жертвоприношения и говорит, что нужно принести в жертву овцу или козу, а если недостает денег, то двух горлиц или двух молодых голубей; а если и это невозможно, то приносят десятую часть эфы тонкой пшеничной муки, - это жертвоприношение, зависящее от благосостояния человека. Но все это только разъяснения, какую жертву должны принести, и нельзя здесь насчитать три заповеди, сказав: одна заповедь - принести в жертву мелкий скот, еще заповедь - принести в жертву птицу, и еще заповедь - принести десятую часть эфы муки. Ведь все это - не три повеления, а одно: принести жертву за свой проступок, а эта жертва должна быть такой-то, а если невозможно, то такой-то.

И если бы мы сосчитали все законы Торы, относящиеся к выполнению каждой заповеди, перечень заповедей превысил бы две тысячи; и ясно, что такой бы подсчет был неверен, так как все это лишь частные законы, конкретизирующие выполнение той или иной заповеди.

Принцип восьмой; не включать в подсчет отрицания в качестве запретов.

Ясно, что и предписывающие, и запрещающие заповеди - это приказы: повеления делать и запреты делать. Заповедь, предписывающая действие, называется заповедью "делай", а запрещающая действие называется заповедью "Не делай". Но и те, и другие - суть приказы. Наши мудрецы называют все заповеди вообще - "приказами Царя" (гзерат Мэлех).

А отрицание выполняет совершенно иную роль - сказуемое, использованное с отрицательной частицей, говорит о подлежащем, что оно не совершало определенного действия; и нет в этом никакого приказа. Например, мы говорим: "Такой-то вчера не ел, а такой-то не пил вина" или "Реувен не отец Шимона" и т.п., - и все это отрицания, и даже тени повеления нет в них.

Однако, в еврейском языке отрицание в большинстве случаев выражается тем же словом ло (не), что и запрет, и также словом эйн (не). Например, отрицание выражается словом "не" в Его речениях: "И не было более в Израиле пророка, как Моше" (Дварим 34:10); "Б-г не человек, чтобы лгать" (Бемидбар 23:19); в стихах "Не придет дважды беда" (Нахум 1:9), "И никто не стоял рядом с ним" (Берешит 45:1), "А он не встал и не двинулся перед ним" (Эстер 5:9) и во многих, подобных этим. А словом "нет" отрицание выражается, например, в стихах: "И человека нет для возделывания земли" (Берешит 2:5); "Но у мертвых нет никакого знания" (Коэлет 9:5) и во многих подобных.

И отсюда ясно отличие между отрицанием и запретом; ведь, поскольку запрет является приказом, то он, как и приказ, всегда обращен в будущее, ведь не может быть приказа, обращенного в прошлого. Однако, отрицание может относиться и к прошлому, и к будущему, и к настоящему. И все это ясно при размышлении.

И поскольку это так, ни в коем случае не следует включать стихи, где "не" служит для отрицания, в перечень заповедей "не делай". И это не требует доказательств, кроме тех случаев, когда, только вникнув в смысл сказанного в стихе, можно различить между запретом и отрицанием.

И вот некоторые дошли до того, что включали в перечень стих: "Она не выйдет, как выходят рабы" (Шмот 21:7), не понимая, что это отрицание, а не запрет. А дело здесь, как мы разъясним, в следующем. Ашем наказывает господина, ударившего своего ханаанского раба или рабыню тем, что, если от его удара они потеряют, например, зуб или глаз, они выходят на свободу. Мы бы могли подумать, что, тем более, так обстоит дело и с рабой-еврейкой, и если от удара хозяина она получит подобное увечье, она тоже выйдет на свободу. Но Его речением "Она не выйдет, как выходят рабы", это предположение отрицается. Стих как бы говорит: "Хозяин не обязан отпустить ее на свободу, если от его побоев она получит увечье". И это отрицание распространения на нее того закона есть отрицание, но не запрет.

И так же толковали носители традиции, сказавшие в Мехильте (Мишпатим): "Она не выйдет, как выходят рабы" - она не выходит, потеряв один из органов, как выходят ханаанские рабы". Ясно, что здесь отрицается действие по отношению к ней определенного закона, но ничего не запрещается.

Итак, (если отрицательное предложение стоит в будущем времени), только вникнув в смысл сказанного можно различить между отрицанием и запретом, так как одно и то же слово - "не" - употребляется и для отрицания, и для запрета. Поэтому изучающий вынужден разобраться в смысле сказанного, и тогда он с легкостью поймет, какое "не" - отрицание, а какое "не" - запрет, как мы уже разъяснили.

Однако нам осталось разъяснить еще один вопрос, завершающий рассмотрение этой темы. Везде, где Тора обязывает нас воздерживаться от того или иного действия, чтобы сохранить чистоту души, - запрет на это действие включается в число заповедей "не делай", несмотря на то, что он выражен в форме отрицания, а не в форме запрета. Ведь, если оправдываясь, мы говорим: "Я не делал этого и я не делал того", безусловно ясно, что и "то", и "это" запрещено делать. Так, например, Писание обязывает нас сказать (в Храме, когда мы завершаем отделение десятин от урожая): "Я не ел это в скорби, не убирал в нечистоте и не давал от этого на мертвеца" (Дварим 26:14) - и из этих слов слышится, что все названные действия нам запрещены. И мы растолкуем это подробнее в своем месте (см. "Не делай" 150-152), когда речь пойдет об этих заповедях.

Принцип девятый; количество заповедей не всегда совпадает с числом запретов и повелений.

В перечень включаются сами предписываемые или запрещенные Торой действия - будь то поступки, высказывания, мировоззренческие или моральные нормы. Но не следует упоминать в перечне многочисленные повеления или запреты, касающихся тех же самых действий, в случае, если повторения служат только для подчеркивания важности повеления или строгости запрета. Ведь порой несколько запретов или повелений на ту же самую тему приводятся только для усиления.

Однако в случае, если имеются изречения мудрецов, которые разъясняют, что каждый из этих запретов или каждое из этих повелений содержит особую заповедь, тогда, вне всякого сомнения, следует включать их в перечень, - ведь в таком случае они существуют не для усиления, но для дополнительного сообщения, несмотря на то, что при прочтении стиха, на первый взгляд кажется, что все они относятся к той же теме. Т.е. мы говорим, что тот или иной запрет или повеление повторены для усиления, а не для дополнительного сообщения, только в том случае, когда не существует указаний носителей традиции о том, что в "повторе" содержится самостоятельная заповедь. Но если нет дополнительного сообщения, значит это - повторение для усиления, чтобы подчеркнуть строгость запрета или добавить подробности той же заповеди.

Так, известно, что повеление о субботнем отдыхе повторено в Торе двенадцать раз; но кто из составляющих перечень заповедей скажет, что среди предписывающих заповедей - двенадцать о субботнем отдыхе?! И так же запрет употреблять кровь в пищу повторен в Торе семь раз; но разве скажет мыслящий человек, что запрет есть кровь - это семь заповедей? Ведь в этом не ошибался никто; все признают, что субботний отдых - это одна предписывающая заповедь, а запрет есть кровь - это одна запрещающая заповедь.

И знай, что даже если существует изречение наших мудрецов, благословенна память о них, которые утверждают, что совершивший некий грех нарушил столько-то запретов, или не совершивший некий поступок преступил столько-то повелений, - это еще не значит, что все эти запреты или все эти повеления - самостоятельные заповеди, поскольку все они могут относиться к одному и тому же действию. А мудрецы сказали, что он нарушил столько-то запретов или преступил столько-то повелений, именно потому, что повеления или запреты многократно повторены в Торе по отношению к одной и той же заповеди, и преступающий одну заповедь действительно преступает множество запретов и повелений.

И доказательством сказанному служат слова мудрецов: "Каждый, у кого нет кистей (цицит) на одежде - преступает пять повелений" (Менахот 44а). Ведь повеление о цицит повторено в Торе пять раз: "Чтобы ...они делали себе кисти на краях своих одежд", "и вплетали в кисти на краю одежды нить из голубой шерсти", "и будет она (голубая нить) в ваших кистях" (Бемидбар 15:38-39); "сделай себе кисти", "на четырех углах твоего покрывала" (Дворам 22:12). Однако находим однозначное указание мудрецов, что повеление о цицит - одна заповедь, как мы разъясним, когда будем говорить об этой заповеди (см. "Делай" 14).

И подобно этому сказано: "Каждый, кто не накладывает тфилин, преступает восемь повелений" (Менахот 44а), так как повеление о тфилин - головном и ручном - повторено в Торе восемь раз. И так же сказано: "Каждый коэн, который не поднимается на духан (для благословения), преступает три повеления" (там же), так как это повеление повторено в Торе трижды. Но никому, кто составляет перечень заповедей, не придет в голову сказать, что "благословение коэнов" - три заповеди, цицит - пять заповедей, а тфилин - восемь заповедей.

Итак, ясно, что не следует включать в перечень каждый запрет, данный в Торе, или каждое повеление, ибо возможно, что это - повторы; но следует включать в перечень сами предписываемые или запрещаемые действия. И узнать, содержит ли повторное повеление или запрет самостоятельную заповедь, можно только из указаний самих носителей традиции - наших мудрецов, да пребудет на них мир.

И еще, пусть не введет тебя в заблуждение, если запрет повторен в иных выражениях. Например, Его речения, да будет Он превознесен: "И своего виноградника не обирай дочиста" (Ваикра 19:10), "Забудешь сноп на поле, не возвращайся, чтобы его взять" (Дварим 24:19), "Когда обивать будешь свою маслину, не обирай за собою оставшихся плодов" (там же 24:20) - это не три запрета, а один запрет на одну тему: чтобы человек не собирал забытые во время уборки урожая плоды или колосья; и на этот один запрет приводится несколько примеров: виноград, маслины, зерновые...

Однако к сказанному следует добавить, что, если один запрет охватывает несколько запрещенных действий, в перечень включается только сам этот запрет, а не запреты на различные действия, которые он содержит. И это лав шебихлалут - обобщающий запрет, за нарушение которого не наказывают тридцатью девятью ударами плети, как мы сейчас разъясним.

Примером может послужить Его речение, да будет Он превознесен: "Не ешьте над кровью" (Ваикра 19:26). И сказали мудрецы, объясняя этот стих: "Откуда известно, что съевший часть от животного до того, как оно испустило дух, преступил заповедь "не делай"? Тора говорит: "Не ешьте над кровью". Другое толкование: "Не ешьте над кровью" - не ешьте мясо жертвы, пока кровь еще в сосуде (и не выплеснута на жертвенник). Раби Доса сказал: "Откуда известно, что по казненному судом не устраивается поминальная трапеза в день казни? Тора говорит: "Не ешьте над кровью". Раби Акива сказал: "Откуда известно, что члены Санхедрина, приговорившего человека к смерти, в день казни не притрагиваются к еде? Тора говорит: "Не ешьте над кровью". Сказал раби Йоханан:

"Где в Торе содержится предостережение непокорному сыну - обжоре и пьянице? Тора говорит: "Не ешьте над кровью" - не пируйте украденной у родителей едой, потому что этот пир может обернуться смертным приговором суда" (Санхедрин 63а). Все эти пять запретов включены в один обобщающий запрет. И ясно сказали мудрецы в трактате Санхедрин, перечислив все пять запретов: "И за нарушение всех этих запретов не наказывают ударами (39 ударов плетьми - наказание, предусмотренное Торой за нарушение большинства заповедей "не делай"), ибо это - обобщающий запрет, а за обобщающие запреты не наказывают ударами".

И еще разъясняют мудрецы, что, хотя обобщающий запрет включает в себя два-три запрета, они не рассматриваются как самостоятельные заповеди, а в перечень заповедей включается только запрет, обобщающий их. И подобно запрету "Не ешьте над кровью" толковали мудрецы запрет "И перед слепым не клади препятствия" (Ваикра 19:14), поскольку он также включает в себя множество вытекающих из него запретов, как мы разъясним ("Не делай" 299). И также Его речение "Не разноси ложного слуха" (Шмот 23:1) включает множество запретов, как мы разъясним ("Не делай" 281). И все это - первый из двух видов обобщающих запретов.

Второй же вид заключается в том, что один запрет распространяется на целый ряд действий, последовательно перечисленных в одном речении; как бы сказано: "Не делай это, это и это". Тут возможны два варианта: в первом из них, как разъясняет Талмуд, нарушитель наказывается тридцатью девятью ударами за каждое из перечисленных действий; во втором - наказание следует только один раз за все последовательно перечисленные запреты, и это также лав шебихлалут - обобщающий запрет Торы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.