ТЕМА: Организация поведения в естественных условиях жизни. Функциональная система организации поведения П. К. Анохина. Роль подсознательных механизмов - инстинктов и мотиваций в организации поведения.
ЦЕЛЬ:Изучить физиологические механизмы ЦНС, которые обеспечивают организацию поведения в реальных условиях жизни. Оценить значение инстинктов и мотиваций в организации поведения. Освоить методики определения функциональных особенностей высшей нервной деятельности человека (ВНД).
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:
1. Рефлекс, рефлекторная дуга.
2. Классификация типов темпераментов по Гиппократу.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ______
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА
1. Понятие о низшей и высшей нервной деятельности. Значение работ И.П. Павлова, И.М. Сеченова по физиологии ВНД.
2. Теория П.К. Анохина «Функциональная система организации поведения».
3. Врожденные механизмы ЦНС по организации поведения:
а) безусловные рефлексы, их признаки и классификация;
б) инстинкты, их классификация и физиологическая роль, фазы проявления инстинктивной деятельности.
в) мотивации, их физиологические механизмы, роль в организации поведения.
4. Типы ВНД человека (по Гиппократу, И.П. Павлову).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1. Исследование типа ВНД по психологическому опроснику.
Задача исследования: Оцените свой тип ВНД.
Ход работы: Ниже предлагаются вопросы с типичными проявлениями разных сторон ВНД человека, ответы на которые позволяют определить свой тип ВНД. Не затрачивая много времени на обдумывание, студент должен ответить «да» (+) или «нет» (-) . Ответы, положительные и отрицательные, записываются в 4 колонки, по 20 ответов в каждой колонке.
Х
С
Ф
М
а1
а2
а3
а4
Результат:После ответа на все вопросы результаты подвергаются обработке по следующей формуле:
Где: Х - холерик, С - сангвиник, Ф - флегматик, М - меланхолик.
а1, а2, а3, а4 – количество положительных ответов в каждой двадцатке вопросов (или колонке).
А – общее количество положительных ответов, т.е. А=а1+а2+а3+а4.
Если Х (или С, Ф, М) равно или превышает 40% - это доминирующий тип ВНД,
30-39%-ярко выражен
20-29%- средне выражен
10-19%-мало выражен.
По Вашему мнению, Вы:
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Невыдержанны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Решительны и инициативны.
5. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.
6. Упрямы.
7. Находчивы в споре.
8. Работаете рывками.
9. Не злопамятны и не обидчивы.
10. Склонны к риску.
11. Обладаете страстной, быстрой, со сбивчивой интонацией речью.
12. Неуравновешены, склонны к горячности.
13. Агрессивный забияка.
14. Нетерпимы к чужим недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Неустанно стремитесь к новому.
18. Обладаете резкими порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении цели.
20. Склонны к резким сменам настроения.
21. Веселы и жизнерадостны.
22. Энергичны и деловиты.
23. Часто не доводите начатое дело до конца.
24. Склонны переоценивать себя.
25. Способны быстро схватывать новое.
26. Неустойчивы в интересах и склонностях.
27. Легко переживаете неудачи и неприятности.
28. Легко приспосабливаетесь к новым условиям.
29. С увлечением берётесь за любое дело.
30. Быстро остываете, если дело перестаёт вас интересовать.
31. Быстро включаетесь в новую работу.
32. Тяготитесь однообразием будничной жизни.
33. Общительны и отзывчивы.
34. Выносливы и работоспособны.
35. Обладаете громкой и быстрой речью.
36. Сохраняете самообладание в сложной обстановке.
37. Обладаете всегда бодрым настроением.
38. Бысто засыпаете и пробуждаетесь.
39. Часто не собраны, проявляете поспешность в делах.
40. Склоны иногда скользить по поверхности.
41. Спокойны и хладнокровны.
42. Последовательны и обстоятельны в делах.
43. Осторожны и рассудительны.
44. Умеете ждать.
45. Молчаливы и не любите попусту болтать.
46. Обладаете спокойной равномерной речью.
47. Сдержаны и терпеливы.
48. Доводите начатое дело до конца.
49. Строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе.
50. Легко сдерживаете порывы.
51. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
52. Незлобливы.
53. Постоянны в своих интересах
54. Не растрачиваете попусту силы.
55. Немедленно включаетесь в разговор или в работу
56. Ровны в отношениях со всеми.
57. Склонны к необщительности.
58. Любите аккуратность и порядок во всём.
59. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
60. Инертны и малоподвижны, вялы.
61. Обладаете выдержкой.
62. Стеснительны и застенчивы.
63. Теряетесь в новой обстановке.
64. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
65. Не верите в свои силы.
66. Легко переносите одиночество.
67. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
68. Склонны уходить в себя.
69. Быстро утомляетесь.
70. Быстро приспосабливаетесь к характеру собеседника.
71. Обладаете слабой, тихой речью.
72. Впечатлительны до слезливости.
73. Черезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
74. Предъявляете высокие требования к окружающим
75. Склонны к подозрительности, мнительны.
76. Болезненно чувствительны и легко ранимы.
77. Чрезмерно обидчивы.
78. Малоактивны и робки.
79. Безропотно покорны.
80. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.
РЕЗУЛЬТАТ:
а1 = , а2 = , а3 = , а4 =
А = .
%Х = , %С = , %Ф = , %М = .
ВЫВОД:
ЗАДАНИЕ 2. Определение силы и подвижности нервных процессов с помощью корректурного метода.
Ход работы:Для работы нужны таблицы Анфимова, секундомер. Таблица Анфимова это напечатанные на стандартном листе бумаги буквы в произвольной последовательности – всего 1600. Буквы необходимо просматривать последовательно в каждой строчке в направлении слева направо. Исследуемый должен зачеркивать (условно-двигательная реакция) определенную букву (условный раздражитель), которую предложил преподаватель. Работа длится 5 минут, выполняют ее в максимальном темпе. Преподаватель по истечении каждой минуты говорит слово «Черта», а испытуемый отделяет просмотренные буквы вертикальной чертой. Показателем подвижности нервных процессов будет количество знаков, которые исследуемый просмотрел за каждую минуту, а показателем силы нервных процессов будет изменение продуктивности (производительности) работы - (количество знаков, просмотренных за каждую минуту с учетом сделанных ошибок).
Обработка результатов:
А). Определить продуктивность работы по минутам и в целом за серию (5 минут), т.е. подсчитать:
S – количество просмотренных букв,
Е – число правильно зачеркнутых букв,
О – число ошибок (пропуск букв, подлежащих зачеркиванию или неправильное зачеркивание).
Б). Результат обработки занести в таблицу:
Минуты
Количество просмотренных букв (S)
Число правильно зачеркнутых букв (Е)
Число ошибок
(О)
Всего (за 5 минут)
В). Построить график динамики продуктивности работы по минутам (на вертикальных осях использовать разный масштаб):
Г). По суммарным данным вычислить:
Е
1. Показатель точности работы (А): А= ------------- (с точностью до 0,001).
Е+О
2. Показатель чистой производительности ( П ) П= S*A (с точностью до 1,0).
На основании анализа всех показателей эксперимента сделать вывод о характере динамики работы испытуемого в течение 1-5 минут (врабатывание или утомляемость).
При проведении корректурной пробы быстрота обработки таблицы при 5-ти минутной обработке может быть оценена в баллах.
а). По количеству просмотренных знаков (букв) за этот период работы:
1000 знаков и более за 5 минут – «отлично»
800 – 1000 знаков за 5 минут – «хорошо»
700 – 800 знаков за 5 минут – «удовлетворительно»
менее 700 знаков за 5 минут – «плохо»
б). По количеству допущенных ошибок за этот период работы: