1. Понятие о торможении. Торможение как свойство нервных центров, его физиологическая роль. Центральное торможение.
2. Тормозные нейроны и синапсы, их медиаторы.
3. ТПСП, механизмы его возникновения. Виды торможения в ЦНС:
а) постсинаптическое;
б) пресинаптическое;
в) возвратное;
г) латеральное;
д) реципрокное.
4. Понятие о нервном центре, дивергенции и конвергенции нервных импульсов в ЦНС.
5. Свойства нервных центров: замедление проведения возбуждения, усвоение и трансформация ритма, сонастроенность ритмов.
6. Понятие о координации рефлекторной деятельности ЦНС.
7. Принципы взаимодействия нервных центров:
а) иррадиация и концентрация;
б) суммация и окклюзия;
в) принцип общего конечного пути;
г) принцип доминанты.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ 1Наблюдение реципрокного торможения у человека.
Ход работы:Работа осуществляется с помощью полиграфа. При накладывании электродов на мышцы сгибателей и разгибателей предплечья просим испытуемого сначала согнуть руку в лучезапястном суставе, при этом на осциллографе регистрируется возбуждение мышц сгибателей и торможение разгибателей. Затем испытуемый производит разгибание в лучезапястном суставе, при этом на осциллографе регистрируется возбуждение мышц разгибателей и торможение сгибателей.
Результат:Зарисовать конфигурацию потенциалов, регистрируемых от мышц сгибателей и разгибателей предплечья.
Вывод:
ЗАДАНИЕ 2. Изобразите графически ТПСП.
Ход работы: с помощью материалов учебника изучить механизм формирования тормозного постсинаптического потенциала (ТПСП).
Результат:
Вывод:
ЗАДАНИЕ 3. Зарисуйте взаимное расположение возбуждающих и тормозных нейронов при осуществлении пост - и пресинаптического торможения.
Ход работы: с помощью материалов учебника изучить взаимное расположение возбуждающих и тормозных нейронов при осуществлении пост - и пресинаптического торможения.
Результат:
Вывод:
ЗАДАНИЕ 4. Зарисуйте взаимное расположение нейронов при осуществлении реципрокного и возвратного торможения.
Ход работы: спомощью материалов учебника изучить взаимное расположение нейронов при осуществлении реципрокного и возвратного торможения.
Результат:
Вывод:
ЗАДАНИЕ 5. Графически изобразить изменения мембранного потенциала в различных вариантах при возбуждении афферентного волокна.
Ход работы:спомощью материалов учебника изучить изменения мембранного потенциала в различных вариантах при возбуждении афферентного волокна.
Укажите и графически изобразите изменения мембранного потенциала в нейронах 1, 2, 3 при возбуждении афферентного волокна 4.