Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИНСТРУКЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ МОДУЛЯ I



ЗАНЯТИЕ 1.

Дата___________

ТЕМА: Предмет и задачи физиологии. Методы физиологических исследований.

 

ЦЕЛЬ:Ознакомиться со структурой кафедры, системой обучения на кафедре. Усвоить материал о значении физиологии как науки, ознакомиться с приборами для физиологических исследований, правилами техники безопасности; ознакомиться с требованиями к оформлению протоколов практических занятий.

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

  1. Структура и функции клеточных мембран.
  2. Принцип работы электростимулятора и осциллографа.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ__________

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

  1. Предмет и задачи физиологии.
  2. Методы физиологических исследований их значение в практической медицине. Острый и хронический опыт.
  3. Общие принципы регуляции физиологических функций. Гуморальная, нервная регуляция.
  4. Общее понятие о межсистемном взаимодействии механизмов регуляции: взаимодействие нервной и эндокринной систем, нейроэндокринной и иммунной систем регуляции.
  5. Понятие о гомеостазе и гомеокинезе.

 

 

ЗАДАНИЕ 1. Ознакомиться с особенностями лабораторных занятий по физиологии. Освоить схему протоколирования лабораторных занятий

Ход работы:преподаватель знакомит студентов с системой преподавания предмета на кафедре, а также с правилами оформления документации.

Результат:

Вывод:

ЗАДАНИЕ 2. Ознакомиться с приборами для исследования физиологических функций. Ознакомиться с техникой безопасности при работе с приборами, применяемыми в физиологии.

Ход работы:преподаватель демонстрирует аппаратуру кафедры, применяемую в учебном процессе. Знакомит с правилами по технике безопасности при использовании аппаратуры.

Результат:

Вывод:

ЗАДАНИЕ 3. Опишите недостатки и преимущества острого и хронического эксперимента.

Ход работы:преподаватель, используя табличный материал, описывает на конкретных примерах ход острого и хронического экспериментов.

Результат:

Острый эксперимент Хронический эксперимент
преимущества недостатки преимущества недостатки
       
       
       
       
       

Вывод:

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ___________

 

 

ЗАНЯТИЕ 2.

Дата___________

ТЕМА: Физиологические свойства возбудимых тканей. Регистрация потенциала покоя и потенциала действия нервных и мышечных волокон.

ЦЕЛЬ:Усвоить материал о природе и методах изучения биотоков; изучить физиологические свойства возбудимых тканей.

 

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

1. Механизмы транспорта веществ через мембрану.

2. Сравнительная характеристика проницаемости мембраны для ионов.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ__________

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА

1. Возбудимость, возбуждение, возбудимые ткани. Общие свойства возбудимых тканей.

2. Цитоплазматическая мембрана, ее структура и свойства. Функции мембраны и ее структурных компонентов.

3. Ионные каналы мембраны, их виды, функции.

4. Воротный механизм ионных каналов.

5. Ионные насосы мембраны, их функциональное назначение.

6. Механизмы транспорта ионов через биомембрану. Первично-активный и вторично-активный транспорт. Роль транспортных белков.

7. Мембранный потенциал, ионный механизм его происхождения, методика регистрации, физиологическая роль.

8. Локальный ответ, пороговый уровень деполяризации, закон «все или ничего».

9. Потенциал действия, фазы развития потенциала действия, ионный механизм.

10. Изменение возбудимости клетки во время развития потенциала действия. Рефрактерность. Лабильность.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1. Определение величины потенциала покоя (МП) и потенциала действия одиночного волокна поперечнополосатой мышцы.

Ход работы:Микроэлектрод введен внутрь мышечного волокна. Индифферентный электрод находится снаружи. Микроэлектрод регистрирует в покое мембранный потенциал волокна. Он значительно отличается от нуля (луч осциллографа в состоянии покоя намного ниже нулевой линии). При раздражении волокна в нем возникает потенциал действия, который также виден на рисунке (рис.1). Во время его возникновения знак мембранного потенциала меняется на противоположный, как это видно по отношению к нулевой линии.

Результат: Для измерения параметров потенциала покоя и потенциала действия записан также калибровочный прямоугольный импульс, амплитуда которого равна 50 мВ, а длительность – 1мсек.

Рис.1.Регистрация потенциала покоя и потенциала действия одиночного волокна поперечно-полосатой мышцы лягушки

1.Путем сравнения с калибровочным импульсом измерьте следующие величины: а) величину потенциала покоя; б) амплитуду потенциала действия; в) длительность потенциала действия.

 

2.Укажите, какие ионы перемещаются через поверхностную мембрану клетки во время деполяризации и реполяризации и почему при возникновении потенциала действия знак мембранного потенциала меняется на противоположный.

 

 

Вывод:

 

ЗАДАНИЕ 2.Изучение особенностей потенциала действия нервных волокон.

Ход работы:Два одинаковых электрических раздражения наносились подряд на нерв лягушки. Интервалы времени между ними изменялись в ходе опыта. На верхней кривой этот интервал минимален. Первое из раздражений вызвало ответ нерва (виден электрический импульс и возникающий вслед за ним потенциал действия нерва). Второе раздражение не вызвало ответа нерва (виден только раздражающий электрический импульс). На второй сверху кривой интервал между раздражениями более продолжителен. В результате этого второй из импульсов также вызвал потенциал действия, хотя и небольшой величины по сравнению с первым. Из расположенных ниже кривых видно, что дальнейшее увеличение интервала между раздражениями приводит к увеличению амплитуды второго потенциала действия. Внизу показан интервал времени, равный 1 миллисекунде.

Ответьте на следующие вопросы:

Результат:

 

Рис. 2. Регистрация потенциала действия нервного ствола лягушки.

1. Почему при нанесении двух раздражений подряд через небольшой интервал времени второе из них не вызывает ответной реакции нерва?

 

 

3. Как меняется возбудимость нерва непосредственно после возникновения в нем потенциала действия?

 

3. Сколько времени длится это изменение возбудимости?

 

 

Вывод:

 

 

ЗАДАНИЕ 3. Решение ситуационных задач.

 

1. Нерв рака, содержащий два нервных волокна, раздражали электрическими импульсами. Вначале нерв был погружен в физиологический раствор, затем его перенесли в раствор, в котором ионы натрия заменены ионами холина, не проникающими через плазматическую мембрану. После этого амплитуда потенциалов действия упала до нуля. Объясните, почему исключение из физиологического раствора ионов натрия препятствует возникновению потенциалов действия.

 

 

2. Как изменится МП, если заблокировать работу К+-Na+ насоса?

 

 

3. Как изменится МП, если поток Na+ внутрь клетки увеличится, а количество К+ останется прежним?

 

 

4. Почему при нанесении двух раздражений подряд с небольшим интервалом, второе из них не вызывает ПД?

 

 

5. Нервное волокно, помещенное в бессолевую среду, не возбуждается при раздражении любой силы. Почему?

 

 

6. Как и почему изменится МП, если увеличить концентрацию К+ внутри клетки?

 

 

7. Как изменится возбудимость ткани, если МП возрос на 20%, а критический уровень деполяризации на 30%? Исходные величины: Е0 = 90мв, Ек = 60мв.

 

 

8. При ухудшении кровоснабжения миокарда в межклеточной жидкости повышается концентрация К+. Как и почему это скажется на генерации ПД в волокнах миокарда?

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.