ЦЕЛЬ:Изучить особенности мозга человека, значение первой и второй сигнальных систем, речевой функции, межполушарных отличий в работе мозга.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:
1. Понятие о рассудочной деятельности.
2. Различия между первой и второй сигнальными системами.
3. Понятие о функциональной ассиметрии мозга.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ________
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ОПРОСА
1. Некоторые особенности мозга человека - структурной основы мышления.
2. Первая и вторая сигнальные системы.
3. Центры речи.
4. Межцентральные взаимодействия речевых центров коры.
5. Механизм образования голоса (вокализация).
6. Функциональная ассиметрия мозга:
а) экспериментальное исследование функциональной ассиметрии коры больших полушарий человека,
б) ассиметрия речевой функции мозга,
в) межполушарные отличия обработки невербальной (неречевой) информации.
7. Относительность доминирования левого полушария.
8. Единство мозга – основа эффективной оценки мира.
9. Мыслят ли животные?
ЗАДАНИЕ 1. Исследование аналитико-синтетической деятельности человека.
Ход работы:Проводится путем отыскивания отсутствующих деталей на рисунке. Выполняется под руководством преподавателя. Оценивают работу по тому, как задание выполнено и по времени выполнения работы.
Результат:
Вывод:
ЗАДАНИЕ 2. Исследование пространственно-временной ориентации человека.
Ход работы: Пространственно-временная ориентация человека лежит в основе его сенсомоторной деятельности и ее оценка важна для определения функционального состояния центральной нервной системы человека, его типологических особенностей, состояния корковых процессов.
Реакция на движущийся предмет - простейшая методика изучения процессов слежения. Ее суть заключается в необходимости быстро останавливать движение объекта в заранее фиксированной точке. Для этого используют включаемый дистанционно секундомер, стрелку которого испытуемый должен остановить на отметке "0" нажатием кнопки на своем пульте. После соответствующей тренировки испытуемый приступает к выполнению задания - он 20 раз останавливает стрелку секундомера, включение которого осуществляется через неодинаковые промежутки времени. Результаты вносятся в таблицу.
Учитывается величина отклонения стрелки влево (преждевременная реакция) и вправо (запаздывающая реакция). Высчитывается число точных ответов в процентах от общего количества реакций, а также величина ошибок в миллисекундах (разность между заданным положением стрелки и ее положением при остановке секундомера). Например: -5, +4, +2, 0, -3, 0, 0, 0, -1, -3, +4, 0, -3, +1, 0, -3, 0, 0, 0, 0.
Отмечают, какая реакция преобладает - преждевременная или запаздывающая. Сравнить результаты, полученные у других испытуемых.
В качестве одного из вариантов тестов может быть применена методика блуждающей отметки. Она заключается в том, что экспериментатор, включая секундомер, называет каждый раз новую отметку, на которой должна быть остановлена стрелка. Этот вариант требует большей собранности внимания и более труден для достижения точности регулирования.
Результат:
Вывод:
ЗАДАНИЕ 3. Решение задач.
1. У собаки выработан условный рефлекс на слово "звонок". Появится ли условно-рефлекторная реакция, если вместо слова "звонок" в качестве условного сигнала включить настоящий звонок?
2 Выпускник школы делает выбор между двумя вузами: финансово-экономическим институтом и летным училищем. Какой совет можно дать юноше, если у него сильный уравновешенный, подвижный тип ВНД?
ЦЕЛЬ:Изучить физиологические основы механизмов, обеспечивающих естественный сон. Изучить функциональное назначение эмоций, причины их возникновения и проявления.