Ход занятия. Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движение, а вторая должна догадаться по движениям, что дети делают. Дети изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали или сами выполняли, например мытье рук, причесывание, чистку зубов, стирку белья, чистку ботинок, чтение книг и т.д.
Первая группа детей, которая загадывает, подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», после чего и показывает действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убегают, а те, кто отгадывал, их догоняют. Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают. Эту игру хорошо проводить на прогулке с детьми разного возраста: чем старше дети, тем действия, которые они придумывают, становятся более сложными.
Оборудование: карточки с дорожными знаками (по сериям): дорога идет в (бензозаправку, пункт техобслуживания, медпункт и т.д. - 3 варианта); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта и т.д. - 3 варианта); сложности в пути, возможные опасности (железнодорожный переезд, узкая дорога, мост - 3 варианта); запрещающие знаки (проезд запрещен, обгон запрещен, ограничение скорости - 3 варианта); полоски бумаги, изображающие эту дорогу; игрушечный автобус; 30 зеленых кружочков.
Ход занятия. Дети усаживаются вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвленная дорожка (из бумаги). Педагог ставит в начале дорожки автобус и говорит: «Работа водителя нужная и трудная. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий на дороге. А происшествия могут быть разные: то дорога разветвляется и водителю надо решить, куда ехать; то путь лежит мимо школы или детского сада и маленькие дети нечаянно могут выскочить на дорогу; то бензин закончился в баке; то вдруг испортился мотор; то вдруг у пассажира, который едет рядом с шофером, что-то заболело. Чтобы помочь водителю в различных сложных ситуациях, люди решили по всем дорогам расставить знаки - картинки. Посмотрит на них водитель и сразу поймет, о чем знак «говорит». Но для этого обязательно нужно знать их. Когда вы вырастете, станете взрослыми, то тоже сможете научиться водить машину, а со знаками мы уже познакомимся сегодня». Педагог продолжает: «Автобус быстро мчится по дороге, и вдруг мотор стал глохнуть, что-то сломалось». Во время рассказа педагог то продвинет автобус вперед, то останавливает его. В соответствии с рассказанным сюжетом дети должны догадаться, около какого знака остановился водитель, и без лишних деталей рассказать, что там может быть нарисовано. Варианты знаков, предлагаемые дошкольниками, обсуждаются.
Педагог комментирует движение автобуса, при этом ориентируется на имеющиеся у него карточки с дорожными знаками. Игра заканчивается словами: «Сегодня мы познакомились с некоторыми дорожными знаками, которыми пользуются водители не только в нашем городе, но и во всей стране, даже водители других стран. Советуем вам, когда будете переходить дорогу, ехать в автобусе, троллейбусе, трамвае, машине, обращайте внимание на знаки». Каждый раз обыгрываются знаки 1-3 серий. Игру следует повторить, предлагая те дорожные знаки, которые вызывают трудности у детей.
Серия 3
Игры-упражнения на развитие ориентировки в пространстве, способности к наглядному моделированию
ИГРА «ПОЕЗД»
Оборудование: большой лист бумаги, карандаш; четыре стрелки (длина 50-60 см).
Ход занятия. Дети рассаживаются вокруг большого стола, на котором лежит большой лист бумаги. Педагог рисует план групповой комнаты, обозначая четыре основных ориентира: дверь, два окна, кукольный уголок, - и объясняет, что он изображает. Затем говорит: «Сегодня мы поиграем в поезд. Вы будете вагончики, я паровоз. Поезд поедет туда, куда показывает стрелка». Педагог прочерчивает на плане путь поезда: от двери по диагонали комнаты в угол; вдоль одной из стен до другого угла; по диагонали комнаты в противоположный угол; снова вдоль стены комнаты. И в плане, и в реальной комнате при каждом повороте поезда ставится стрелка, указывающая на изменение направления пути. Она должна быть хорошо видна всем детям.
Дети выстраиваются по одному в колонну, кладя руки на плечи впереди стоящего. Педагог, указывая на стрелку, говорит: «Поехали!» Все начинают двигаться, приговаривая: «Чу - чу - чу!» Педагог ведет поезд в одном направлении. Дойдя до стрелки, обозначающей поворот, он говорит: «Стрелка показывает, что надо завернуть сюда». Поезд движется до следующего указателя: «А здесь стрелка показывает, что повернуть надо в эту сторону». Поезд идет в новом направлении. Когда все указатели пройдены, педагог говорит: «Остановка». Все останавливаются, опускают руки. Затем педагог говорит: «Сейчас паровозом будет Саша. Он поведет весь поезд и будет внимательно смотреть, куда указывает стрелка».
Примечание. Каждый поезд должен три раза поменять направление движения.