Оборудование: три сюжетные картинки: на двух первых сюжеты не соответствуют содержанию прочитанного рассказа. На первой - лесная полянка. На второй - улица города. На третьей - сюжет, соответствующий прочитанному рассказу: девочка протягивает руки к игрушкам - мама дает ей куклу, мальчик - кубики, а девочка - воздушный шарик (рис. 78 а, б).
Ход занятия. Педагог читает детям рассказ: «У Маши был день рождения. К ней в гости пришли друзья. Они принесли ей подарки. Наташа принесла ей воздушный шарик. Петя принес ей кубики. А мама подарила Маше куклу». Затем педагог раскладывает три картинки перед детьми и предлагает выбрать ту, которая соответствует прочитанному рассказу. При этом дает инструкцию: «Найди картинку, где нарисовано то, о чем я рассказал(а)». После любого выбора картинки педагог
спрашивает: «Почему ты решил, что эта картинка подходит к тому, что я прочитал(а)?» В случае затруднения повторное чтение текста педагог сопровождает рассматриванием детьми иллюстрации, затем спрашивает: «Покажи, где нарисован праздник у Маши. Кто к ней в гости пришел? Что подарили Маше на день рождения?» Далее картинка закрывается, и ребенка просят рассказать содержание текста. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагается рассказать текст с опорой па картинку.
ЗАДАНИЕ «ЗАБОТЛИВЫЙ ПЕТУШОК»
Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из которых сюжеты не соответствуют содержанию предложенного рассказа. Так, на первой - лесная полянка; на второй - во дворе разные животные: собака, кошка с котенком, утка с утятами; на третьей - дети играют в песочнице. На четвертой -сюжет, соответствующий прочитанному рассказу - во дворе петушок, курица и цыплята клюют зернышки (рис. 79).
Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать рассказ: «Во двор вышел погулять петушок. Он поет: «Ку-ка-ре-ку!» Курицу с цыплятами зовет. Нашел петушок зерныш-
ки, сам не съел, а цыплятам отдал. Цыплята склевали зернышки и ушли домой с курицей». После этого дети рассматривают картинки и выбирают ту, которая соответствует содержанию рассказа. Затем педагог просит обосновать выбор картинки и рассказать текст без нее. В случае затруднения педагог спрашивает: «Кто вышел во двор? Кто пел? Кого позвал петушок? Что петушок нашел? Кто остался во дворе? Кто нашел зернышки?» После ответов на эти вопросы дети рассказывают текст с опорой на иллюстрацию.
ЗАДАНИЕ «ВЕСНА»
Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжеты не соответствуют содержанию рассказа. Так, на первой - лето, дети играют с мячом во дворе; на второй - на поляне женщина играет с ребенком; на третьей - мальчик запускает самолет. На четвертой - сюжет, соответствующий прочитанному рассказу - ранняя весна, светит солнце, текут ручьи, дети пускают кораблики по воде (рис. 80).
Ход занятия. Педагог медленно читает рассказ: «Пришла весна, потекли ручьи. Дети взяли дощечки, сделали ко-
раблики, пустили кораблики по воде. Кораблики поплыли». Затем педагог показывает детям все картинки и просит подобрать иллюстрацию к рассказу. В случае затруднения педагог повторяет рассказ. При этом картинки переворачиваются тыльной стороной. Педагог задает детям вопросы: « Какое время года наступило? Откуда взялась вода? Как дети одеты весной? Что взяли дети? Что они сделали из дощечек? Что дети пустили по воде? » Затем детям снова предлагается выбрать иллюстрацию, соответствующую тексту. После этого дети обосновывают свой выбор и рассказывают текст с опорой на иллюстрацию.
ЗАДАНИЕ «СНЕГИРЬ»
Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжеты, не соответствующие содержанию рассказа. Так, на первой - ранняя весна, птицы на деревьях, кормушка для птиц; на второй - во дворе ходят домашние птицы; на третьей -лесная полянка, около пенечка - ежик. На четвертой - сюжет, соответствующий прочитанному рассказу - в комнате стоит девочка около клетки для птиц, дверца клетки открыта, на дверце сидит снегирь.
Ход занятия. Педагог рассказывает детям: «У Кати был снегирь. Снегирь жил в клетке и ни разу не пел. Катя пришла к снегирю:
- Пора тебе, снегирь, петь.
- Пусти меня на волю, на воле буду петь».
После этого педагог предлагает детям подобрать иллюстрацию, соответствующую рассказу. В случае затруднения педагог читает текст еще раз, а картинки переворачивает обратной стороной. Затем он помогает детям проанализировать содержание рассказа: «Кто жил у Кати? Где жил снегирь? Почему он не пел? Что сказала Катя снегирю? А что ответил снегирь Кате?» После выбора картинки ребенок обосновывает свой выбор и рассказывает текст с опорой на иллюстрацию.
ЗАДАНИЕ «ЗА ГРИБАМИ!»
Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжеты, не соответствующие содержанию рассказа, но имеющие некоторые эпизоды, напоминающие текст: на первой - осенний лес, спелая рябина, кое-где видны грибы, дедушка собирает грибы; на второй - лето, дети играют с мячом на лесной полянке; на третьей - весна на лесной полянке, зайчик
и ежик около пенька; на четвертой - дети в лесу собирают грибы, одна девочка смотрит на ежика (рис. 81).
Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать рассказ: «Наступило лето. Дети пошли в лес за грибами. Собрали много разных грибов: лисичек, сыроежек, опят. Вдруг под елкой увидели ежа. Дети принесли ежика домой. Дали ему молока. А вечером пришел папа и уговорил ребят отпустить ежика в лес». Затем педагог просит детей рассмотреть картинки и выбрать соответствующую содержанию текста. После этого дети обосновывают свой выбор. В случае затруднения педагог задает следующие вопросы: «Какое время года наступило? Куда пошли дети? Зачем дети пошли в лес? Какие грибы они собрали? Кого они увидели? Куда они принесли ежика? Что они ему дали? Кто уговорил ребят отпустить ежика в лес?» После детального разбора детям предлагается выбрать соответствующую картинку и рассказать текст с опорой на иллюстрацию.
ЗАДАНИЕ «ЛЕТОМ»
Оборудование: четыре сюжетные картинки: на первой - осенний лес, спелая рябина, кое-где видны грибы, дедуш
ка собирает грибы; на второй - лето, дети играют с мячом на лесной полянке, дедушка читает газету; на третьей - весна, около реки дети играют в мяч, а взрослые читают; на четвертой - дедушка сидит с удочкой у реки, один мальчик купается, другой лежит на песке (рис. 82).
Ход занятия. Педагог предлагает детям прослушать следующий текст: «Летом дедушка любил на речку ходить, удочкой рыбу ловить. А иногда он брал с собой внука Мишу и его друга Гришу. Дедушка рыбу ловит, а ребята отойдут подальше и забавляются: в реке купаются, плавают, ныряют, на солнце загорают». Затем педагог просит рассмотреть картинки и выбрать соответствующую тексту. В случае затруднения педагог повторяет рассказ, при этом картинки поворачивает тыльной стороной. После этого педагог задает детям вопросы: «Куда любил ходить дедушка летом? В какое время года дедушка ловил рыбу? Кого он брал с собой? Как звали его внука? А как зовут друга внука? Чем забавлялись дети у реки?» Дети снова рассматривают картинки и выбирают соответствующую тексту. Затем обосновывают свой выбор и рассказывают текст без опоры на наглядность.
ЗАДАНИЕ «ДОЖДИК»
Оборудование: четыре сюжетные картинки, на трех из них сюжеты, не соответствующие содержанию рассказа, но имеющие некоторые эпизоды, напоминающие его: на первой -весна, дети пускают по воде кораблики; на второй - лето, дети играют на поляне в мяч; на третьей - лето, дети идут с корзинками в лес; на четвертой - лето, дети играют в песочнице (рис. 83).
Ход занятия. Педагог предлагает прослушать следующий рассказ: «Летом дети играли в песочнице. Вдруг на небе появилась темная туча. Дети начали собирать игрушки, и вдруг полил сильный дождь. Дети намокли. Они побежали домой. Дома они переоделись. Когда выглянуло солнышко, они снова вышли играть в песочницу». После этого педагог предлагает подобрать картинку к рассказу. В случае затруднения он переворачивает картинки обратной стороной и предлагает еще раз прослушать текст. Дети вновь рассматривают картинки и выбирают нужную, обосновав свой выбор. После этого педагог просит детей рассказать весь текст с опорой на иллюстрацию.
Глава III
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В процессе целенаправленной коррекционно-педагогиче-ской работы ребенок учится устанавливать временные, причинно-следственные связи и зависимости, обучается рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов.
В ходе занятий используются различные методические приемы, способствующие развитию логического мышления: сравнения, обобщения, противопоставления, аналогии, установление связей между явлениями и объектами природы, классификация и систематизация известных фактов, формулирование выводов в виде суждения и умозаключения.
Раздел 1
Задания на формирование умений выполнять классификацию
Цель - учить детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков.
Игры и задания «Группировка предметов (картинок)» без образца и без обобщающего слова. Цель - учить детей пользоваться наглядной моделью при решении элементарных логических задач на классификацию.
ИГРА «РАЗЛОЖИ ИГРУШКИ!»
Оборудование: набор игрушек разных по величине (по три): матрешки, колокольчики, вазочки, домики, елочки, зайчики, ежики, машинки; три одинаковые коробочки.
Ход занятия. Педагог показывает детям игрушки и говорит: «Эти игрушки надо разложить в три коробочки. В каждой коробочке должны быть игрушки, похожие чем-то между собой. Подумайте, какие игрушки вы положите в одну коробочку, какие - в другую, а какие - в третью». Если ребенок раскладывает игрушки в произвольном порядке, педагог оказывает ему помощь: «Какие игрушки похожи между собой, выбери их (например матрешки). Чем эти матрешки между собой различаются? Разложи их по коробочкам». Затем педагог дает ребенку колокольчики и просит раздать их матрешкам: « Подумай, какой колокольчик ты дашь самой большой матрешке». Далее ребенок раскладывает игрушки сам и обобщает принцип группировки. Педагог просит: «Расскажи, какие игрушки ты положил в первую коробку, какие - во вторую, а какие - в третью». В случае затруднения сам обобщает: «В одной коробке - самые маленькие игрушки; в другой - побольше, а в третьей - самые большие».
ИГРА «РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ!»
Оборудование: картинки с изображением предметов: транспорта, посуды, мебели (по восемь каждого вида).
Ход занятия. Педагог показывает детям набор картинок и просит их разложить на несколько групп так, чтобы в каждой группе картинки были чем-то похожи. В случае затруднения педагог дает ребенку в качестве основания группировки инструкцию: «Выбери все картинки с изображением посуды. А теперь давай посмотрим, где здесь мебель» и т.д. После того как ребенок разложит все картинки, необходимо помочь ему сформулировать принцип группировки: «В одной группе все картинки с изображением посуды, в другой - мебели, а в третьей - транспорта».
ИГРА «РАЗЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ!»
Оборудование: набор из восьми игрушек и предметов различных по назначению, но одни - деревянные, а другие -пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по две; две одинаковые коробочки.
Ход занятия. Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной (не по парам), а затем говорит: «Эти игрушки надо разложить в две коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки - чем-то похожие между собой». В случае
затруднения педагог берет первую пару игрушек - елочки - ставит их рядом и просит детей сравнить: «Чем эти елочки различаются между собой?» Если дети не могут найти основное отличие, педагог обращает внимание детей на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем дети действуют самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «В одной коробке - все деревянные игрушки, а в другой - все пластмассовые».
ЗАДАНИЕ «НАРИСУЙ КАРТИНКУ!»
Оборудование: 24 карточки с изображением рыб, птиц и животных (по восемь каждого вида); три конверта.
Ход занятия. Педагог говорит детям: «У меня кто-то перепутал картинки. Надо разложить эти картинки в три конверта так, чтобы картинки были между собой чем-то похожи. На каждом конверте надо нарисовать такой рисунок, чтобы было понятно, какие там лежат картинки». В процесс выполнения задания педагог не вмешивается, даже если ребенок выполняет задание неверно. После того как ребенок разложит картинки, педагог говорит: «Расскажи, какие картинки ты в этот конверт положил, почему? Чем они похожи между собой?» и т.д. В случае затруднения педагог дает образцы для раскладывания картинок по конвертам. Затем просит ребенка назвать эту группу картинок одним словом и нарисовать на конверте картинку.