Оборудование: сюжетные картинки: на первой - мальчик надевает ботинки; на второй - мальчик надевает пальто; на третьей - мальчик надевает кепку; на четвертой - мальчик стоит одетый у двери (рис. 44).
Ход занятия. Ребенку дают рассмотреть «вперемежку» картинки и просят разложить так, чтобы получился рассказ о мальчике: « Что вначале мальчик надевал, а что потом? » В случае затруднения используется рассказ педагога: «Мальчик собрался на прогулку, он вначале надел ботинки, вот эта картинка. А потом что он надевает? Найди это на картинке. Верно, он надел пальто. А потом что? и т.д. Теперь расскажи сам, что вначале мальчик надевал на прогулку, а что потом».
Примечание. Рассказ педагога помогает детям понять последовательность действий персонажа в том случае, если изоб-ажение на картинках знакомо ребенку из личного опыта и этот пыт зафиксирован в его речи, тогда у него появляется возмож-ость правильно устанавливать последовательность событий.
ЗАДАНИЕ «ИГРА С КУБИКАМИ»
Оборудование: сюжетные картинки: на первой - мальчик несет ящик с кубиками; на второй - мальчик, сидя на ковре, выкладывает кубики из коробки; на третьей - мальчик строит башню; на четвертой - мальчик заканчивает строить башню, ставит завершающую деталь (рис. 45).
Ход занятия. Перед ребенком кладут все картинки и просят его рассмотреть их. Затем предлагают разложить их по порядку так, чтобы было понятно, что мальчик делал сначала, что - потом, что он построил. Далее ребенка просят рассказать об этом персонаже (мальчике). В случае затруднения педагог не исправляет ошибки ребенка при раскладывании картинок, а просит составить рассказ, и если ребенок заметит ошибку, то разрешается картинки переставить.
ЗАДАНИЕ «ВЕТКА»
Оборудование: сюжетные картинки: на первой - мальчик нашел ветку на улице; на второй - мальчик ставит ветку в вазу с водой; на третьей - на ветке появились почки; на четвертой - на ветке выросли маленькие листочки (рис. 46).
Рис. 46
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть все картинки и разложить их по порядку: «Разложи так, чтобы было ясно, что было сначала с веткой, что произошло потом. Составь рассказ по этим картинкам». Если ребенок затрудняется сделать это, то начинает раскладывать и рассказывать педагог: «Вначале мальчик нашел веточку на улице, вот это - первая картинка. А потом что было? Найди это на картинке. Верно, мальчик принес ветку домой и поставил в вазу с водой, вот эта картинка. Потом что было с веткой? Верно, на веточке появились листочки, вот здесь это нарисовано. А потом что было с веткой? Правильно, на ней появились зеленые листочки, вот эта картинка. Теперь сам расскажи все по порядку об этой ветке».
Рис. 47
ЗАДАНИЕ «РИСУНОК»
Оборудование : сюжетные картинки: на первой-мальчик начал рисовать дом на мольберте; на второй - мальчик нарисовал основание дома и рисует окно; на третьей - мальчик рисует крышу дома; на четвертой - мальчик нарисовал дом и делает последние штрихи (рис. 47).
Ход занятия. Перед ребенком раскладывают все картинки и просят их рассмотреть. Затем ему предлагают разложить их по порядку: «Разложи так, чтобы было ясно, что мальчик вначале рисовал, что потом, и что он в конце нарисовал. Составь рассказ по этим картинкам». В случае затруднения педагог начинает раскладывать картинки и говорит: «Вот мальчик начал рисовать, видишь, он нарисовал линию. Что потом он рисовал?» и т.д.