Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИГРА «ПОЧЕМУ ШАРИК НЕ УПАЛ?»



Оборудование: два шарика, два кубика.

Ход занятия. Педагог ставит на стол перед ребенком два набора - шарик на кубике. Один шарик совершенно неза­метно для ребенка прикреплен гвоздиком к кубику. Педагог говорит: «Будем играть с этими игрушками» - и толкает ку­бик, на котором незакрепленный шарик. Затем спрашивает ре­бенка: «Почему упал шарик?» Выслушав ответ ребенка, педа­гог спрашивает: «Упадет ли второй шарик, если сделать то же самое?» Педагог толкает другой кубик. Шарик, закрепленный


на гвоздике, не падает. Педагог спрашивает: «Почему на этот раз шарик не падает?» Ребенку дается возможность исследо­вать кубик и обнаружить причину, которая удержала шарик от падения, и объяснить, почему шарик не упал. Игра повторя­ется несколько раз.

ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО В КОРОБОЧКЕ!»

Оборудование: коробка (типа готовальни), закрыва­ющаяся при помощи выдвижного штифта; две разные предмет­ные картинки (рис. 10).

Ход занятия. Педагог кладет в открытую коробку не­знакомую для ребенка картинку и закрывает коробку, но штифт остается выдвинутым. Он предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. После этого педагог кладет в коробку вторую картинку, захлопывает ее и незаметно для ре­бенка задвигает штифт. В случае затруднения педагог помога­ет ребенку найти причину, почему коробка не открывается: «Посмотри, что там мешает открыть коробочку? Давай вместе посмотрим. Вот, здесь что-то есть - это штифт. Давай его выд­винем. А теперь открывай коробочку». Ребенку предоставля­ется возможность самостоятельно несколько раз открыть и зак­рыть коробочку с помощью штифта.

Примечание. Определение причины нарушений привычно­го хода явлений уже есть элемент логического мышления, хотя и разворачивается он в наглядно-действенном плане.

ИГРА «УГОСТИ КУКЛУ ЧАЕМ!»

Оборудование: кукла; кукольный деревянный стол; кукольная посуда.

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку угостить куклу чаем. Кукла сидит на стульчике за столом. У стола - три ножки, а четвертая, отломанная, лежит недалеко от стола. По­суда находится на другом столе. (Условия: когда на стол, за ко­торым сидит кукла, ставят посуду, стол падает). Ребенок дол­жен обнаружить причину падения стола, т.е. отсутствие одной ножки, найти ее и вставить на место. Педагог предлагает ре­бенку напоить куклу чаем. Он уточняет, что для этого надо на стол поставить посуду. Ребенок берет по одному предмету и ста­вит на стол. Когда стол падает, педагог спрашивает: «Что слу­чилось? Почему упал стол?» При затруднении он помогает ре­бенку найти причину падения стола - нет одной ножки. Вместе ищут ножку, вставляют ее на место, а затем ребенок угощает куклу чаем. Затем педагог спрашивает: «Что случилось со сто­лом? Почему он упал? Что ты сделал, чтобы стол не падал?»

 

ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Оборудование: комнатное растение, лейка, тряпочка, Ход занятия. Педагог приглашает ребенка в комнату для занятий. На столе стоит комнатное растение. В дальнем углу комнаты стоит ведро с водой. (Условие: в стороне, на дру­гом столе стоит лейка, на дне которой имеется отверстие). Пе­дагог просит ребенка полить цветок. Ребенок набирает воду в лейку, а вода выливается через отверстие. Ребенок должен об­наружить причину выливания воды и найти вспомогательное средство- тряпочку — и догадаться закрыть ею отверстие, по­лить цветок. В случае затруднения педагог помогает ребенку рассмотреть лейку, обнаружить причину нарушения обычного действия: вода выливается через отверстие. Затем педагог по­могает ребенку закрыть отверстие тряпочкой, и ребенок поли­вает цветок.

После выполнения задания педагог обобщает: «Если вода выливается из лейки, то надо искать, что случилось».

 

ИГРА «КАЧЕЛИ»

Оборудование: детские качели; один набор игрушек -утенок и цыпленок; второй - кошка и мышка (рис. 11).


Рис. 11

Ход занятия. Педагог предлагает ребенку рассмотреть первую пару игрушек - кошку и мышку. Затем он просит ре­бенка покатать эти игрушки на качелях. Сторона качелей, где сидит кошка, опущена, а где мышка - поднята вверх. Педагог объясняет, что покататься игрушкам не удается: «Кошка - тя­желая, а мышка - легкая». Потом просит ребенка посадить на качели вторую пару игрушек - утенка и цыпленка, качели на­ходятся на одном уровне, и можно катать игрушки. После это­го педагог помогает обобщить: «Утенок и цыпленок - легкие, одинаковые, их можно катать на качелях».

ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАЙКЕ ДОМИК!»

Оборудование: грузовая машина, зайка, строительный набор, гаечный ключ (пластмассовый).

Ход занятия. Педагог показывает ребенку зайку и предлагает построить ему домик. Строительный набор находит­ся на другой стороне комнаты, поэтому его надо перевезти на грузовой машине. (Условие: одно колесо в машине не укрепле­но). Машину начинают везти, колесо отскакивает, и машина наклоняется на бок, не едет. Ребенок должен обнаружить, что колесо отскочило, а затем укрепить колесо гаечным ключом.

В случае затруднения педагог помогает ребенку найти при­чину, почему наклонилась машина, и устранить поломку. Он обращает внимание ребенка на то, что укреплять гайки надо гаечным ключом. Затем игра разворачивается: ребенок пере­возит кирпичики для постройки домика для зайки.


ИГРА «ПОКАТАЙ ИГРУШКИ НА КАЧЕЛЯХ!»

Оборудование: один набор игрушек - мишка и ежик; второй - зайка и белка.

Ход занятия. Педагог говорит ребенку: «Вот эти иг­рушки хотят кататься на качелях: давай их рассмотрим вни­мательно, какие они». Дает ему в руки по очереди игрушки до парам так, чтобы ребенок мог сравнить их по весу. Затем педагог спрашивает ребенка: «Кто же будет кататься на каче­лях?» Ребенку дается возможность самому выбрать пару иг­рушек и посадить их на качели. Если он выбирает неправиль­но, ему дают возможность самому убедиться, кого с кем можно сажать на качели, т.е. выбрать пару игрушек, которых мож­но посадить на качели. В конце игры педагог уточняет: «По­чему ты выбрал эту пару игрушек для качелей?» Он помогает ребенку понять, что для качелей надо подбирать пару игру­шек, близких по весу.

 

ИГРА «ЗАКРОЙ ЯЩИК!»

Оборудование: игрушка-зайка, ящичек.

Ход занятия. Педагог дает ребенку маленькую игруш­ку-зайку и предлагает ему придумать загадку и загадать ее сво­ему сверстнику, который скоро должен войти в учебную ком­нату. Чтобы сверстник не увидел зайку, его надо спрятать в ящик. Незаметно для ребенка педагог заранее вставляет в пазы, в которые задвигается крышка ящичка, палочку, ме­шающую закрыть его. Ребенок, пытаясь закрыть ящик, стал­кивается с тем, что крышка не задвигается. Он должен осоз­нать, что ему что-то мешает, и найти причину помехи, а затем устранить ее.

Примечание. Определение причины нарушения привычно­го хода явления уже есть элемент логического мышления, хотя и проявляется в практическом плане. Постепенно педагог до­водит до сознания детей последовательность действий в опре­деленной ситуации.

Важно подчеркнуть, что в процесс решения проблемных практических задач поэтапно должна включаться речь ребен­ка. На начальном этапе речь педагога помогает ребенку дей­ствовать целенаправленно по отношению к заданию, дает ему возможность осознавать собственные действия. Затем ребенок должен сделать отчет о своих действиях. В случае затрудне­ния организуется наблюдение ребенка за действиями своего


сверстника, а затем он составляет рассказ о последовательных действиях сверстника. В дальнейшем ребенок рассказывает о своих предстоящих действиях в решении наглядно-практиче­ской задачи, т.е. у него формируются элементы планирую­щей речи.

Таким образом, развивая ориентировочно-познавательную деятельность ребенка, необходимо активно формировать основ­ные функции его речи. Такой подход позволяет сформировать взаимосвязь между действием и словом, подготовить предпо­сылки для развития наглядно-образного мышления, так как слово помогает детям закрепить опыт действия, а затем и обоб­щить способ этого действия, что способствует формированию полноценных образов- представлений.

Глава II

ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

 

Раздел 1

Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках

У ребенка дошкольного возраста появляется возможность решать наглядно-образные задачи благодаря сформированным к этому времени: представлениям о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности лю­дей; умению анализировать задачу; зрительной ориентировке в условиях практических проблемных задач; основным функ­циям речи - фиксирующей, сопровождающей, планирующей. Все это формируется у проблемных детей благодаря целенап­равленной коррекционной работе по развитию восприятия и на­глядно-действенного мышления.

В методике по развитию наглядно-образного мышления де­тей важное место занимает формирование тесной связи между их практическим, жизненным опытом и наглядно-чувственны­ми представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.

В процессе формирования наглядно-образного мышления иепользуются следующие педагогические приемы: специаль­но созданная практическая ситуация и фиксация практических действий в речи ребенка; наблюдения за действиями сверстни­ков, а затем словесный отчет о последовательных действиях; прием припоминания; организация целенаправленных на­блюдений за явлениями природы; беседа; сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; выбор и соотнесение иллюстрации с содержанием прочитанного текста; составление на фланелеграфе сюжета соответственно прочитанному тексту; составление рассказа по серии сюжетных картинок; отгадыва­ние загадок и др.

мальчику, как достать мяч». В случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует прием припомина­ния: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на высо­ком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шка­фа, а затем рассказать о выполненном действии. После органи­зации практической ситуации ребенку снова предлагают рас­смотреть картинку и рассказать мальчику, как достать мяч.

ЗАДАНИЕ «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Оборудование: сюжетная картинка: на столе стоит клетка с кроликом. Недалеко находится стол, на котором - бан­ка с морковкой. Горлышко в банке - узкое, в банке - вода. Око­ло стола стоит задумчивый мальчик. Рядом на столе лежат предметы: вилка, ложка, деревянная палочка (см. рис. 8).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В слу­чае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в нагляд­но-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыс­лению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ре­бенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать мор­ковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

ЗАДАНИЕ «НАПОИ ПТИЧКУ!»

Оборудование: сюжетная картинка: на детском столе -птичка, к лапке которой привязана тесьма, рядом - «ложная» (не привязанная) тесьма. В углу стола - тарелочка с водой. Не­далеко стоит мальчик и смотрит на птичку (см. рис. 6).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку. Педагог объясняет: «Птичка хочет пить. Мальчик не зна­ет, как ее напоить. Расскажи мальчику, как это сделать». В тех случаях, когда ребенок пытается взять в руки птичку и подне­сти к тарелочке, либо тарелочку к птичке, надо сконцентриро­вать его внимание на целостном восприятии ситуации: «Давай рассмотрим, что здесь нарисовано». Педагог жестом указыва­ет на птичку, потом на тесемки, тарелочку и говорит: «Поду­май, как можно приблизить птичку к тарелочке? А теперь рас­скажи мальчику, как надо достать птичку».

Серия 1

Задания на формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению

На начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать изображенную на картинке ситуацию как цело­стную, умение воспроизводить в знакомых ситуация мыслен­ное оперирование образами-представлениями, опираясь на свой реальный практический опыт.

ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ МЯЧ!»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в кото­рой находится высокий шкаф, детский стол, большой и малень­кий стулья. На полу, на ковре, сидит маленький мальчик, иг­рушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя на ковре, тянется к мячу ручками (рис. 12).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажи

ЗАДАНИЕ «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»

Оборудование: сюжетная картинка: на столе стоит клетка с кроликом. Недалеко находится стол, на котором - бан­ка с морковкой. Горлышко в банке - узкое, в банке - вода. Око­ло стола стоит задумчивый мальчик. Рядом на столе лежат предметы: вилка, ложка, деревянная палочка (см. рис. 8).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку, а затем рассказать мальчику, как достать морковку. В слу­чае затруднения создается реальная ситуация: ребенка просят достать морковку из банки, т.е. выполнить задание в нагляд­но-действенном плане. После этого ребенок рассказывает, как он выполнил задание, т.е. его подводят к более полному осмыс­лению ориентировочно - исследовательской деятельности и к установлению причинно-следственных отношений. Затем ре­бенку снова предлагают рассказать мальчику, как достать мор­ковку, т.е. выполнить задание в наглядно-образном плане.

ЗАДАНИЕ «НАПОИ ПТИЧКУ!»

Оборудование: сюжетная картинка: на детском столе -птичка, к лапке которой привязана тесьма, рядом - «ложная» (не привязанная) тесьма. В углу стола - тарелочка с водой. Не­далеко стоит мальчик и смотрит на птичку (см. рис. 6).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку. Педагог объясняет: «Птичка хочет пить. Мальчик не зна­ет, как ее напоить. Расскажи мальчику, как это сделать». В тех случаях, когда ребенок пытается взять в руки птичку и подне­сти к тарелочке, либо тарелочку к птичке, надо сконцентриро­вать его внимание на целостном восприятии ситуации: «Давай рассмотрим, что здесь нарисовано». Педагог жестом указыва­ет на птичку, потом на тесемки, тарелочку и говорит: «Поду­май, как можно приблизить птичку к тарелочке? А теперь рас­скажи мальчику, как надо достать птичку».

 

ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»

Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных цветка: один - цветущий, другой - увяда­ющий. Девочка растерянно смотрит на увядающий цветок. Не­далеко на столе находится лейка с водой (рис. 13).

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и рассказать, что на ней изображено. Затем просят расска­зать девочке, как полить цветок. В случае затруднения педа­гог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду, чтобы полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия сверстником, а затем ребенок рассказыва­ет о наблюдаемых действиях, т.е. фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова выполняет задание в наглядно-образном плане.

Примечание. Прием наблюдения за реальными действиями сверстника помогает ребенку узнать в изображенной ситуации реальную, только что им наблюдаемую, а следовательно, осу­ществить перенос с предметных действий на действия с образа­ми-представлениями.

 

ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ ШАРИК!»

Оборудование: сюжетная картинка: комната, в кото­рой стоит высокий шкаф, на нем - воздушный шарик с вере­вочкой. Девочка стоит на ковре и смотрит на шарик. Недалеко находятся две скамейки - высокая и низкая (рис. 14).

Рис. 14

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть кар­тинку и рассказать, что там изображено. Затем просят: «По­моги девочке, расскажи ей, как достать шарик». В случае затруднения педагог помогает ребенку рассмотреть и понять целостную ситуацию, изображенную на картинке. В этих целях педагог задает ему следующие вопросы: «Как ты ду­маешь, что хочет девочка? А где находится шарик? А какой шкаф? Девочка какого роста? Что поможет девочке достать шарик? Какую скамейку ей надо взять? Куда эту скамейку надо поставить? А что потом девочке надо сделать, чтобы достать шарик? Теперь расскажи девочке все по порядку, как достать шарик».

ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»

Оборудование; сюжетная картинка: в комнате стоит мальчик, в руках у него игрушка, напротив, на гвоздике, вы­соко висит ключик. Недалеко от мальчика стоят две лавки -большая и маленькая (рис. 15).

Рис. 15

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и говорят: «Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик. Расскажи мальчику, как достать клю­чик». В случае затруднения ребенку задают уточняющие воп­росы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит? А теперь расскажи все по порядку, что мальчи­ку надо сделать, чтобы достать ключик».

ЗАДАНИЕ «ПОМОГИ ДОСТАТЬ ИГРУШКУ!»

Оборудование: сюжетная картинка - в комнате стоит мальчик, в руках у него ключик, напротив, на гвоздике, высо­ко висит прозрачный пакетик с машинкой. В углу, далеко от мальчика, стоят два стула - большой и маленький (рис. 16).


Ход занятия. Воспитатель предлагает ребенку рассмот­реть картинку и говорит: «Мальчик хочет поиграть с машин­кой, завести ее, но не знает, как ее достать. Подскажи мальчи­ку, как достать машинку». В случае затруднения ребенку задают уточняющие вопросы: « Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы достать машинку? Почему ему надо взять большой стул? Куда он его поставит? А потом что он будет делать?» Если подсказки не помогают ребенку, воспитатель использует прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушки, когда они находились высоко. А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы он достал ма­шинку».

ЗАДАНИЕ «ПОМОГИ ДЕТЯМ УКРАСИТЬ ЗАЛ!»

Оборудование: сюжетная картинка: в детском саду, в зале, воспитатель держит много шаров в руках и смотрит вверх, на высокую планку. Около воспитателя стоят дети, у них в руках по одному шарику, они тоже смотрят вверх на планку. Вдали стоят две скамейки - высокая и низкая (рис. 17).


 

 

 

Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картин­ку и говорят: «Скоро праздник, воспитатель и дети хотят укра­сить зал, повесить воздушные шары. Их надо укрепить на планке. Но воспитатель и дети не знают, как это надо сделать. Расскажи им, как укрепить шары на планке».

В случае затруднения педагог задает вопросы: «Какого ро­ста воспитатель? А где находится планка? Может ли воспи­татель повесить шар, стоя на полу? А что ему может помочь? А какую скамейку он возьмет? А дети как будут вешать ша­рики? Почему им нужна высокая скамейка?» Если это не по­могает ребенку, используется прием припоминания: «Вспом­ни, как ты вешал шарики в зале? А теперь расскажи все по порядку, что надо сделать воспитателю и детям, чтобы пове­сить шарики?»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.