Оборудование: сюжетная картинка: групповая комната детского сада - воспитатель читает книгу, а дети сидят вокруг него (рис. 55).
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и составить по ней рассказ. В случае затруднения педагог задает вопросы, направленные на понимание взаимоотношений между изображенными предметами, персонажами и их действиями, а также на активизацию жизненного опыта детей в речевых высказываниях. Педагог спрашивает: «Что это за комната? Кто находится в ней? Что дети делают в групповой ком-
нате? Кто им читает сказку? А вам в детском саду кто читает книги?» После такой беседы детям предлагают составить рассказ по картинке «В детском саду».
ЗАДАНИЕ «СЕМЬЯ»
Оборудование: сюжетная картинка: в комнате папа сидит на диване и читает книгу детям, сидящим с обеих сторон около него. Дети смотрят на папу (рис. 56).
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и составить рассказ. Если ребенок затрудняется проанализировать содержание ситуации, изображенной на картинке, и понять смысл сюжета, педагог задает ему вопросы, направленные на активизацию восприятия картинки и речевых высказываний: «Где сидят дети? Что делает папа? Какую сказку он им читает? Ты любишь слушать сказки? А кто тебе читает сказки? Какие сказки ты знаешь?» После беседы ребенку снова предлагают составить рассказ по картинке «Семья».
Рис. 56
ЗАДАНИЕ «В ЗООПАРКЕ»
Оборудование: сюжетная картинка: люди, рассматривающие животных в клетках (рис. 57).
Ход занятия. Ребенку дают рассмотреть картинку и просят составить рассказ. В случае затруднения анализа ситуации и отсутствия логической связи в высказываниях ребенка педагог задает вопросы: «Кто нарисован в клетках? Кого рассматривают люди? Ты был когда-нибудь в зоопарке? Куда пришли люди? Зачем люди пришли в зоопарк?» После беседы ребенку предлагают самостоятельно составить рассказ по картинке «В зоопарке».
ЗАДАНИЕ «В ЦИРКЕ»
Оборудование: сюжетная картинка: арена цирка, где выступают артисты, вокруг сидят зрители и хлопают в ладоши (рис. 58).
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку и рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Кто здесь
изображен? Куда пришли зрители? Кто находится на арене цирка? Что делают артисты в цирке? Что делают зрители? Ты был когда-нибудь в цирке? Зачем люди ходят в цирк?» Затем предлагается ребенку составить самостоятельно рассказ.