Оборудование: на каждого играющего - сборно-разборная игрушка (или предмет): гриб, машинка, молоток, самолет, зонтик, удочка, лопатка; мешочки на каждого играющего.
Ход занятия. Детям раздают в мешочках одну половинку от игрушки и предлагают отгадать игрушку на ощупь, не называя ее вслух. Затем надо о ней рассказать так, чтобы другой ребенок, у которого окажется вторая половинка от этой игрушки, догадался и показал свою половинку. После этого дети соединяют обе половинки и делают целую игрушку.
Загадки.
Шапочка да ножка - вот и весь Ермошка (гриб).
Кабина и кузов, да четыре колеса, два блестящих огонька, не жужжит, а гудит и по улице бежит (машина).
Что за птица: песен не поет, гнезд не вьет, людей и груз везет (самолет).
В ясный день в углу стою, в дождливый день гулять иду, вы носите меня над вами, но что же я - скажите сами (зонтик).
Ниточка на палочке, палочка в руке, а ниточка в воде (удочка).
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать горку, строить дом (лопатка).
При повторении игры надо положить другие игрушки в мешочки.
ЗАДАНИЕ «КАРТИНКИ-ПОЛОВИНКИ»
Оборудование: предметные разрезные картинки из двух частей: ножницы, лейка, листья, репа, удочка, очки, огурец, морковь, снежинка; конверты.
Ход занятия. Детям раздают в конвертах одну часть разрезной картинки и предлагают ее рассмотреть, не показывая другим детям. Отгадав предмет, изображенный на разрезной картинке, ребенок должен нарисовать целый предмет. Далее каждый ребенок загадывает детям загадку или рассказывает о предмете, изображенном на картинке (или описывает его: какой он по форме, цвету, где растет, для чего нужен и т.д.). После того как дети отгадают загадку, ребенок показывает свой рисунок-отгадку. В случае затруднения педагог предлагает ребенку вместе с ним загадать детям загадку.
Загадки.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).
Из пластмассы тучка, а у тучки ручка. Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку (лейка).
Растут на дереве весной зеленые, а осенью падают с ветки золотые монетки (листья).
Круглая, да не лук, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостом, да не мышь (репа).
Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиденье на носу? (очки).
Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом, и самолет, и большущий пароход. Как называется эта палочка? (карандаш).
Ускользает, как живое, но не выпущу его я. Белой пеной пенится, руки мыть не ленится (мыло).
Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос (морковь).
Летом в огороде - свежие, зеленые, а зимою в бочке - зеленые, соленые, отгадайте, молодцы, как зовут нас ... ? (огурцы).
Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала (снежинка).
При повторном проведении игры детям надо предложить другие картинки.
ЗАДАНИЕ «МАГАЗИН»
Оборудование: витрина с разными товарами, среди которых следующие игрушки (или предметы): фонарик, экскаватор, мяч, лиса, ножницы, ведро.
Ход занятия. Педагог объясняет правила игры: «Сегодня у нас открылся магазин. Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить: «Покажи, что ты купил». А нам будут отвечать: «Покажу, если отгадаете». Педагог назначает продавца, сам выбирает игрушку и говорит: «Не живой, но я шагаю, землю рыть я помогаю, вместо тысячи лопат я один работать рад» (экскаватор). Первого покупателя назначает педагог. Дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит продать ему предмет (игрушку), указывая на него. Продавец опускает в бумажный пакет покупку и вежливо говорит: «Пожалуйста!» Покупатель вежливо благодарит продавца и прощается.
Дети обращаются к покупателю, просят показать, что тот купил, а ребенок дает описание покупки: «Я купил вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным» (фонарик). В случае затруднения педагог помогает детям дать описание покупок: «Я купил игрушку, которая крутится, хотя у нее всего одна ножка. С ней любят играть малыши» (юла); «Я купила игрушку, она круглая, резиновая умеет прыгать, с ней любят играть все дети» (мяч); «Я купила игрушку, она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки» (лиса); «Я купил предмет, который нужен, чтобы резать бумагу, веревку, у него два конца, два кольца, посредине гвоздик» (ножницы); «Я купила предмет, в котором носят воду, песок, камни, пластмассовый, голубой, с ручкой» (ведро). После того как все дети приобретут себе игрушки или предметы, педагог предлагает поиграть с ними. Дети играют небольшими группами.