День Всех святых отмечается в воскресенье после праздника Троицы — дня Сошествия Святого Духа. Это неслучайно, ведь все угодники Божии соделались святыми благодатию Святого Духа. Дух Божий через апостолов излился на всю вселенную, оживотворил и просветил ее. Уверовавшие во Христа начали жить Духом, созревать духовно, приносить духовные плоды, все в совокупности составили великий сад Божий, рай духовный. Все верующие «крещены Духом Святым» (Лк. 3, 16, Деян. 1, 5; 11, 16) и «освящены во Христе» (1 Кор. 1, 2; Флп. 1, 1). Нет слов для изображения блаженства, которое уготовано на небе истинным последователям Христа (1 Кор. 2, 9).
Приобщение Духу происходит через 2 ступени:
1. Рождение в Таинстве Крещения.
2. Праведная духовная жизнь, благодаря которой верующий возрастает «е мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).
«У христиан — свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои... Иное — христиане, иное — миролюбцы. Между теми и другими расстояние велико» (прп. Макарий Египетский). Истинные христиане — святые — своей жизнью показали, к какой высоте богоподобия призван и способен человек, и что есть это богоподобие. Это духовная красота, которая является отражением невыразимого Бога. Она раскрывается лишь при правильной жизни. Особенность святых подвижников — не доброта, а «красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная», — пишет свящ. П. Флоренский в книге «Столп и утверждение истины».
Цель жизни есть святость, обожение, спасение, богоподобие, достижение Царства Божия, духовная красота... Какова же тогда цель преподавания житий? Пробудить стремление к святости. Достижение жизненной цели предполагает постепенный путь духовного развития христианина, наличие особых законов, скрытых от взоров прочих (Лк. 8, 10). Нужно показать путь, побудить идти по нему! Его указывают Евангельские блаженства, которые составляют лестницу духовной жизни. Свт. Василий Великий наставляет: «Упражнение в добродетели уподобляется лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, которой одна часть была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась выше самого неба». Задача учителя — выстроить перед детьми лествицу.
Смирение — первая ступенька, «начало просвещения души» (св. Петр Дамаскин). «По непреложному закону подвижничества, обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам». «Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле», по слову свт. Игнатия (Брянчанинова). Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния гибели.
Увенчивается лествица любовью, ибо Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). Любовь святых — это не обычное земное чувство, не результат целенаправленных усилий по возбуждению в себе любви к Богу, но дар Духа Святого. Он переживается иначе, чем самые возвышенные земные чувства. Об этом свидетельствуют плоды Духа: особые состояния радости, блаженства, счастья, которые постепенно открываются у христианина, ведущего правильную духовную жизнь. «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15, 11), — обещает Господь, и действительно, ученики «исполнялись радости и Духа Святого» (Деян. 13, 52). Ап. Павел «любовь, радость, мир» (Гал. 5, 22) называет в качестве первых плодов Духа, от которых никто не может отвергнуть человека. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?--- я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35, 38-39).
Особенность правильной христианской жизни состоит в том, что чем более она открывает человеку падшесть его природы, его греховность и духовную беспомощность, тем сильнее являет ему близость Бога, дающего душе мир, радость и утешение. Эта близость обусловлена степенью смирения. Какова характеристика состояния человека, имеющего сердце милующее? Это «возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари... А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы... Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим, как Моисей... и как... Павел... и прочие апостолы за любовь к жизни людей прияли смерть во всяких ее видах... И домогаются святые сего признака — уподобиться Богу совершенством любви к ближнему» (св. Исаак Сирин).
Существо святости есть обожение, это теснейшее единение с Богом, стяжание Духа Святого, «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). «Святые угодники Божии — лучшее, усовершившееся Божиею благодатию человечество, засвидетельствованное Самим Богом; достойно и праведно Церковь прославляет их: ибо через это прославляется Сам Бог и мы получаем через эту похвалу пользу духовную, участь подражать им по силам... Их слава — твоя слава. Ибо они че- ловеки, как и ты человек, твоя природа в них прославляется», — писал св. прав. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике. Мы должны чтить своих святых. И делать это в традициях и обычаях Православной Церкви. Б них — соборный разум Церкви, а не наше своеволие.
ОСОБЕННОСТИ ЖИТИЙ СВЯТЫХ
Жития святых составляют важную часть Священного Предания. В Древней Руси сразу после крещения появились переводы житийной литературы — славянской и из Византии. А с канонизацией первых русских святых на Руси появились и собственные жития. Жития составляют особый вид христианской литературы, называемой агиография (от греч. «святой» + «пишу»). Жития святых, расположенные по числам и месяцам года, составили сборники, которые называются Четьи-Минеи и краткие месяцесловы. Особой любовью пользуются Четьи-Минеи святителей Макария и Димитрия Ростовского, составляются также сборники выборочных житий. В святцах указаны дни праздника святому, которые обычно приходятся на день его кончины, день прославления, а также на дни переноса и обретения мощей.
В житиях отражена вся жизнь святых, жизнь ангельская, добродетельная, посвященная Богу. Здесь можно видеть душу, «украшенную цветами добродетелей», «истинный лик добродетелей, подобный Божественной иконе» (Герман I, Патриарх Константинопольский). Во многих житиях мы видим схожие черты. Подвиги святых мучеников, преподобных отцов, их удивительная Божественная сила объединяют всех героев житий в единый идеал, образ православного христианина, аскета, крепкого в вере и любви к Богу и ближнему, защищающего истинность веры, все усилия жизни полагающего на стремление к небу.
Агиографические произведения — это произведения, воплощающие нравственный идеал народа. Каждая эпоха рождала своих героев: святых мучеников, святых воинов, святых — церковных и государственных деятелей. Можно утверждать, что русский идеальный человек был не государем, не полководцем, не ученым, не купцом, а святым. Идеал святости, образ жизни святых был идеалом для всего общества. Именно агиографический материал формирует особое отношение к миру, понимание того, что действительный идеал общества — святость.
«В истории христианского подвижничества, — говорит преосвященный Амвросий Харьковский, — раскрываются и высочайшие истины, и законы, и пути истинного человеческого совершенствования». Огромное значение житий святых для сердца человеческого может быть уяснено путем следующих соображений. Своим внутренним содержанием жития святых представляют нам:
1. Развитие человеческого духа.
2. Действие Божественной благодати. Открывая нам глубину человеческого сердца, жития святых ясно открывают перед нами и полноту Божественной благости, которая приходит на помощь заблудшему. «Дивен Бог во святых своих» (Пс. 67, 36). Господь дивными знамениями и чудесами свидетельствует Свое благоволение к нам — посылает в помощь и укрепление доблестных мужей, просиявших особыми подвигами и трудами. Они служат знамениями милости, путями промышления Божия о нас, являют нам великое милосердие Божие.
3. Мы изучаем в них себя самих. Свет, исходящий от Лица Божия в жизни святых, падает на сокровеннейшие стороны нашей внутренней жизни и уясняет нам ее достоинство и цену. Жития задают нравственное направление ума и сердца. Но человек, усвоив начала нравственности, должен быть приготовлен прилагать эти начала к частным условиям жизни.
Жития святых показывают человека и его действия просто, но вместе с такою глубиною, которая во все времена возбуждала удивление. По своей простоте они доступны детям, производят на детей такое впечатление, как будто для них исключительно были написаны. Оттого же такое благотворное действие оказывают жития на новоначальных христиан.
Для христианина, для его религиозного чувства необходимо сердечное и глубокое убеждение в истинности и божественности исповедуемой веры Христовой. К этому убеждению и приводит его жизнь святых Божиих людей. Мы научаемся глубже и сильней любить веру и других располагать к тому же.
Составители житий святых преследовали всегда нравственно-дидактическую цель: представить в описываемом лице святого достойный пример для подражания. И древние христиане при чтении житий главную цель сего видели в их нравственно-назидательной пользе. В житиях святых можно и нужно найти множество нравственных наставлений, высказанных устами святых мужей.
КАК ПРЕПОДАВАТЬ АГИОГРАФИЮ ДЕТЯМ?
Разговор о воспитательном значении житий святых сегодня чрезвычайно актуален — возрождается христианская вера. Вопросы: «Какой подвиг предстоит нам завтра? Готовы ли мы исповедовать свою веру? Сделали ли мы своих детей христианами?» побуждают нас обращаться к подвигам угодников Божиих.
Занятия с детьми учитель начинает с понятия святости. Святыми (посвященными Богу, Божиими) называются не только люди: святой крест, святой храм, святая служба, святое имя, святые иконы, книги, мощи, дни. Важно обратить внимание учеников на благоговейное отношение ко всякой святыне церковной. Здесь можно говорить о видах святости: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные, блаженные... Например, мученики — это те святые, которые за веру в Спасителя приняли мучения и смерть. Сколько всего святых? В акафисте всем святым они уподобляются звездам на небосклоне. Многочисленный сонм святых вечно торжествует и славословит своего Создателя. Их бесчисленное множество, и имена их всех ведомы только Богу. Но Церковь знает имена многих из них и всегда помнит их. В церковном календаре почти каждый день ознаменован памятью святых угодников Божиих. В Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, молитвенное обращение к святым нашим соотечественникам по именам занимало целый час, а сейчас к ним прибавились сотни новомучеников! Краткая молитва всем святым звучит так: «Вси святии, молите Бога о нас!»
С первых веков своего существования Православная Церковь почитала людей, пострадавших за веру, следовавших за Христом. Они почитались святыми: имели видения Господа и Богородицы, давали чудесные исцеления людям, их мощи являли чудеса, на месте гибели, на могилах строились храмы. «Самые останки святых, мощи, лобызают верующие христиане с благоговением и любовью, веруя, что даже чрез лобызание или прикосновение к ним изводят они для себя оттуда источник исцелений, освящения, крепости и благословения» (сщмч. Фаддей (Успенский)). С древности составлялись списки почитаемых всеми святых. Издавна христиане, имея искреннюю любовь к угодникам Божиим, зная их подвиги, их жития, получая по молитве помощь от них, дорожили их именами и давали их своим детям. При наречении человеку имени святой становится небесным покровителем, защитником от невидимых и видимых врагов, молитвенником перед Богом. Для каждого православного дорога память о тех, кто благоугодил своей жизнью и делами Господу, кто возлюбил Его всем сердцем. Ребенок становится как бы храмом, как бывает храм преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского.
Святые. Что мы знаем о них? Угодники Божии, обитающие на небесах, по любви к братьям своим, живущим на земле, принимают живое участие в нашей судьбе: радуются нашей богоугодной жизни, скорбят о падениях и несчастиях, предстательствуют за нас перед Всевышним, невидимо присутствуют в жизни всех прибегающих к их помощи и ограждают своим заступлением и покровом. Сщмч. Фаддей (Успенский) говорил: «Удаляясь от мира во время земной своей жизни и оставляя землю, как бы место тягостного для них изгнания, святые на самом деле никогда не отделяли себя от общения с людьми. Они не принимали участия в обычных житейских суетных попечениях людей, но духовные нужды людей всегда были им близки. Они даже более любили людей, нежели люди, живущие в мире, любят друг друга. И эта любовь их выражалась особенно в духовных советах, в которых они никогда не отказывали желающим, или в их писаниях; и если даже они совершенно удалялись в пустыню, то и тогда молитвенно воздыхали и сетовали о своих собратьях в мире. Оставив же земную жизнь, они тем более усилили свои к Богу молитвенные ходатайства за мир. Тай- нозритель святой Иоанн Богослов видел в откровении, как молитвы святых вместе с фимиамом кадильным возносились пред Бога, отвращая от мира грозящие ему бедствия (Откр. 8, 3-5). И быть может, их молитвы и молитвы неизвестных миру, но еще не оставивших земную жизнь святых подвижников более имеют значения, нежели громкие и всем известные дела тех из нас, кто считает себя полезным деятелем на благо человечества».
Святые, исполненные любви к нам, не оставляют общения с земной Церковью. А ищем ли мы общения с ними? Ведь оно должно быть взаимным. Многих ли из нас предстательство за нас святых наполнило радостью о том, что мы «приступили... к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12, 23)? «Можем ли мы сказать, что стремиться к общению с ними столь же приятно и радостно для нас, как и с людьми, которых мы любим на земле, считая пребывание и беседы с ними счастьем для себя и подражая им?» Считаем ли мы их подвиги предметом желаний? Не думаем ли, что нам предстоят другие занятия и можно сохранять общение с Церковью небесной, «не имея в себе расположения духа святых людей»? — обращает к нам вопрос сщмч. Фаддей (Успенский) и призывает: «Желая быть живыми и действи-
тельными членами Церкви небесной, постараемся приобрести прежде всего простую и смиренную веру в предстательство святых...»
Участие святых в нашей судьбе возлагает на нас обязанность чтить и любить их, прибегать к ним с молитвами в нуждах и радовать их подражанием их подвигам и совершенствам. Исполнять эту обязанность мы должны по отношению ко всем святым, но в особенности к тем, чьи имена носим. Для этого и возлагаются на нас их имена. По слову современного богослова митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича), чьи труды по православному воспитанию известны многим педагогам, эта обязанность — радостная, дарованная нам любящим Богом.
Православные учителя объясняют детям, что великие подвижники веры Христовой стоят за нами и готовы прийти к нам на помощь в любую минуту. Но нужно хорошо знать жития святых. Ведь кто не знает жизни и подвига, тот не может оценить их по достоинству и, следовательно, не может надлежащим образом чтить.
Необходимо обращаться к святому молитвенно, просить его молитв о нас. «Молитвою... детям внушается, что они не животные, но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны поклоняться...», — говорит свт. Иннокентий Московский. Святые содействуют в деле спасения человеку, который ревностно трудится над исполнением заповедей Божиих, не угашает духовную ревность, по призыву апостола: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19). Существуют специальные службы святым — молебны, которые каждый может заказать, если нужна особая помощь святого. Для всех святых имеются специальные церковные песнопения — тропари и кондаки, созданы молитвы. Например, тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу: «Апостолов первопрестольницы, и все- ленныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость». Конечно, нужно выучить небольшую молитву своему святому и почаще обращаться к нему за помощью, советом, поддержкой. «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Аминь». Тогда между вами установится самая прочная, самая надежная связь — молитвенная, духовная. К сожалению, порой к святым относятся чисто потребительски, как к врачам, прося у них исцеления от определенных болезней. Да, действительно, Господь даровал святым особую благодать быть ходатаями за нас. Да, действительно, по их молитвам Господь дарует нам исцеления. Но при этом человек должен сам измениться, сделать шаг к Богу, постараться веру свою и жизнь хоть на малую толику приблизить к его жизни и вере.
К нам обращает вопрос сщмч. Фаддей (Успенский): «Что сказали бы мы о детях, которые носят, правда, отчество, звание отца, но, удалившись от отца, совсем о нем не вспоминают, никогда ему не пишут о себе, мало того, в душе к нему холодны, даже враждебны? Разве такие дети не сделались чужими отцу? Как же многие хотят быть христианами, никогда о Христе почти не вспоминая или вспоминая лишь случайно, рассеянным, холодным воспоминанием? Как многие из подобных детей, если им случится возвратиться в дом отеческий, находят в нем все для себя чуждым и непривычным — и порядки жизни, и обычаи, и пищу, и занятия! Не так ли и многим христианам, возросшим под кровом Матери-Церкви, Святая Церковь потом стала казаться не Матерью, домом Отчим, а чем-то совершенно чужим? Все в ней для них странно и непривычно: и эти моления, и эти порядки христианской жизни, все эти мысли и настроения, которыми хочет наполнить Святая Церковь души чад своих. Святые кажутся не святыми и близкими, а бесконечно далекими людьми, к которым приступиться совершенно невозможно. А жизнь их — какою она кажется им странною и несродною для себя самих! Им кажется, что если б они начали вести жизнь, хотя отчасти подобную жизни святых, то они должны были бы как бы заживо схоронить себя, прежде времени вогнать во гроб. Какое духовное отчуждение от Бога, от Христа, святых Его! И как же после этого им быть вечно в Царствии Божием, в котором все им так чуждо, несродно, непривычно, тяжело, даже прямо враждебно?» Утешило бы отца и мать долгожданное, после многих лет молчания письмо, если в нем — ни одного теплого слова, а лишь просьба о деньгах? «Не этим ли докучливым просьбам о нуждах своих житейских подобны столь часто наши молитвы?» Конечно, в моменты сильнейшей боли мы не можем не звать на помощь, но гораздо отраднее было бы, если бы мы взывали не об одних житейских, а и о духовных нуждах. Истинное сроднение с Богом и небожителями совершается через любовь. «Будем же воспитывать в себе всячески любовь и сердечное влечение к Богу, Христу, Его Святой Церкви. Не дадим себе успокоиться до тех пор, пока Христос, Его Церковь и святые будут нам дороги...»
В церковном календаре почти каждый день ознаменован памятью угодников Божиих. У каждого из святых есть в Церкви особый день празднования. Существует соборное почитание святых: соборы святых местности, всех святых, в земле Российской просиявших; Всех святых. А как справлять такой день? Помолиться небесным покровителям! В день особо почитаемых святых, в день своего святого постараться утром быть в храме, на богослужении, причаститься Святых Христовых Тайн, ибо выше общения с Господом нет ничего, и большей радости на земле не бывает. Можно приурочить к празднику поездку по святым местам, дарить особые, духовного значения подарки, провести урок, беседу, встречу, посвященные святому, рассказать о нем своим близким. Тогда праздники станут отличаться высоким духовным смыслом. Отцы Церкви говорят, что в этот день существует особая молитвенная связь с покровителем. Наши святые ждут этого дня для встречи с нами!
Почти всем святым в Церкви написаны образа. Продолжением темы может стать разговор о храмах и иконах. Иконописные изображения святых имеют веками устоявшиеся формы. Иногда, не зная имени святого, можно по его образу определить, был ли он мучеником или святителем. К примеру, преподобные — это отшельники, пустынники, монахи, поэтому их, как правило, изображают в монашеской мантии, иногда в схиме. В народе всегда тщательно береглась память о святых, кропотливо собирались сведения о них — черты внешности, одежды, детали обстановки, чтобы потом показать живую человеческую личность, И, конечно же, прежде всего передавалось имя святого. А если его не могла удержать человеческая память, то оно возвещалось чудесным образом, как это было при обретении мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Мы узнаем св. Екатерину по красному мученическому облачению, по кресту в руках, по орудиям казни подле святой, по царскому венцу и перстню в знак обручению Христу Богу. Дети должны знать: икона указывает на причастие человека к Божественной жизни, выражает духовный опыт святости, показывает преображенный, вечный лик святого, личность, просветленную близостью к Богу. Цель ее — молитва, направление молящегося на путь преображения. Святые своей жизнью представляют нам пример для подражания на нашем пути к небесному Отечеству.
Необходимо подражать примеру жизни своего святого, это есть призвание каждого. «.Будьте совершенны как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48). Святые достигли своего призвания — величайшего духовного совершенства. Сердца читателей житий согреваются светом, одушевляются искрами Божественного пламени для уподобления святым.
Апостол обязывает нас уподобляться ему в подвигах и добродетелях: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие... подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Эти слова можно отнести ко всем православным святым. Он учит: «Будьте братолюбивы... в почтительности друг друга предупреждайте...» (Гал. 12, 10), «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны... не воздавайте злом за зло... будьте в мире со всеми людьми... Побеждайте зло добром» (Рим. 12, 15-21).
Важным событием становится канонизация как свидетельство святости и мужества подвижников, подражать которым Церковь призывает своих чад. Она является неотъемлемой составной частью жизни Церкви. Это свидетельство Церкви, что прославляемый человек угодил Богу, его жизнь и подвиг предлагаются верным чадам Церкви для назидания и подражания. «Смерть мучеников есть поощрение верных, дерзновение Церкви, утверждение христианства, разрушение смерти, доказательство воскресения, осмеяние бесов, осуждение диавола, учение любомудрия, внушение презрения к благам настоящим и путь стремления к будущим, утешение в постигающих нас бедствиях, побуждение к терпению, руководство к мужеству, корень и источник и мать всех благ», — так говорит о высшем подвиге святости свт. Иоанн Златоуст.
Пример святых — образец веры, нравственного совершенства, жертвенной любви к Богу и ближним, мужества... Жизнь и вера святых тесно связаны между собой: жизнь есть истинное выражение веры, а вера есть жизнь. Св. Афанасий «совмещал в себе все добродетели в совокупности их», по слову свт. Григория Богослова. Они — изъяснители Св. Писания, богопросвещенные тайнозрите- ли-богословы, опытные пастыри, назидательные руководители, величественные памятники христианской веры. Иметь с ними знакомство обязаны все просвещенные христиане.
Неверно утверждение, что святые безгрешны. Авве Авраамию принадлежат слова: «Страсти живут и в святых, только они ими обуздываются». Свт. Лука Крымский предлагает научиться у святых смотреть в себя: многие считают невероятным, что святые видели себя великими грешниками. Просто их взор, обращенный внутрь, был очень зорким. Как луч солнца показывает пыль, так же свет Христов высвечивает все мельчайшие пылинки души. Продолжает мысль прав. Иоанн Кронштадтский: «Святые Божии чело- веки.. . очистились от всякой скверны плоти и духа и стали чистою пшеницей Божиею или чистым златом Божиим... Они достойно прославлены Богом на небе и на земле, ибо Бог даровал им нетленное блаженство и благодать ходатайства за людей, живущих и прибегающих к ним». Святые «...соделываются святыми благодатью Святого Духа. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает подвиг сей чистотой и бесстрастием. И, таким образом, является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит... Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста, самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по сему указанию», — прислушаемся к призыву свт. Феофана Затворника.
Обстоятельства жизни святого, в честь которого мы наречены, особенность христианского служения и подвига, им совершенного, имеют для нас великое значение. «Жены не просто, как случится, дают имена рожденным от них, а заключают в имени дитяти предзнаменование», что ожидает его в будущем. Имя святого, данное младенцу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением для называющихся им, и утешением в любви... Имя святого, как свет, каждый вносит в свой дом», — напоминает нам свт. Иоанн Златоуст. Этот свет светит человеку в течение всей жизни. Если угодник Божий был преподобным, угодил Богу в монашестве, он научает нас прилежно молиться, а если он был епископом Церкви, учителем благочестия, то и нам подобает стараться о приобретении духовных и светских знаний, чтобы затем, если Богу будет угодно, оказаться полезными для других. Каждый человек может иметь огромную поддержку от святого, подражая его жизни и поступкам! Святая Екатерина была мученицей, т. е. «свидетельни- цей», что и нас обязывает свидетельствовать перед миром, перед близкими о своей вере.
Григорий, архиепископ Калужский помогает разобраться, как предлагать детям подвиги святых к подражанию: «Если вам будет казаться, что состояние наше, или обстоятельства жизни не позволяют нам быть подражателями праведников, то с нашей стороны требуется исполнить хоть некоторые добродетели, удобоиспольнитель- шия». «Например, ты носишь имя апостола и не можешь быть просветителем неверных, — и не заботься о сем: оставайся дома, но учи вере Христовой твоих семейных, твоих домашних, твоих ближних, между коими, может быть, есть незнающие веры и при имени христианском. .. Тебе, жена христианка, наречено имя мученицы, а ты живешь во время мирное и по сему не можешь пострадать за Христа, и не нужно: распинай только плоть свою со страстями и похотями».
Обратимся для примера к житию св. вмц. Екатерины, покровительницы Екатеринбургской митрополии. Церковь в акафисте называет святую — «невеста Христова премудрая». Это имя дает педагогу понимание смысла образования — ив древности, и в современных условиях. Святая изучила творения всех языческих писателей, древних стихотворцев и философов, врачей, познала ораторское и диалектическое искусство. Но она презрела все это, как занятия суетные и бесполезные, по слову пророка Исаии: «Погублю премудрость премудрых, и разум разумных сокрыю» (29, 14). Великомученица обрела истинное Знание, став отражением, «зерцалом Божией мудрости». Победить надменных философов она могла лишь тогда, когда Господь к ее премудрости придал еще премудрость, и она стяжала «херувимское Богопознание». Это событие показывает нам: знания появляются не от нашего разумения, а даются Богом по вере. Для чего? Не для удовлетворения страстей, не для достижения земного благополучия, а во славу Божию. И тогда все мудрецы «молчанием почитают дарования» верующего и любящего Бога человека. Святой Екатерине, по ее подвигу, дана благодать от Бога руководить нами к познанию истины. Поэтому мы, немощные, дерзаем и молим ее: «Даждь нам слово твое, во еже пети... Богу аллилуиа». Именно такому применению знаний православный педагог учит своих детей, раскрывая перед ними человеческую жизнь как подвиг служения Богу и ближнему. Посвященный св. Екатерине «День знаний» — 1 сентября — становится днем Истины.
Православная Церковь в тропаре говорит, что св. Екатерина «добродетельми, яко лучами солнечными, просветила» окружающих язычников, отгнав «тьму неверия». Часто в житиях мы встречаем свидетельства о свете, которым сияют лики святых. Икона передает это явление света нимбом, указывая на внутреннее состояние человека, «паче солнца» сияющего благодатным светом. У святого «не только душа... но и плоть исполняется духовного утешения и блаженства — радости о Бозе живе», по слову прп. Симеона Нового Богослова. Из жития мы видим, что свет и радость сопровождают «солнцеобразную деву»: увидев Христа, «она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с этого часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она не помышляла более ни о чем земном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем возлюбленном Женихе». Теперь она до самого мученического конца — сияющая «блаженным озарением». И все, кто соприкасается с ней — царица Августа, воевода Порфирий, философы, воины, — уверовав, исполняются безмерной радости. И мы, читая житие, приобщаемся к свету, к вечной пасхальной радости будущего воскресения.
К преображению призывает нас святая великомученица. Что происходит с человеком, ставшим православным? Можем ли мы сказать, что сбросили груз греха и «облеклись в одежду обновления духа»? Готовы ли подражать своей покровительнице? А ведь это промыслительно, что именно она — наша заступница. Она призывает нас к подвигу, может быть, и к подвигу учительскому — просветительскому, исповедническому.
Сегодня много говорится о разрушении семьи. Святая учит нас и послушанию матери, и послушанию духовному отцу, учит, как сохранить чистоту, «ангельской равную». Но во главу угла положено следование за Христом в подвиге веры и любви. Люди обвиняют Екатерину в жестокосердии и безрассудности, «яко не пощадила еси сладкого живота в цвете юности». Учим ли мы своих воспитанников устремляться к небесному, искать высших ценностей или учим «щадить сладкий живот», наслаждаться благами этой жизни?
Святая обращается к сожалеющим о ее мученическом конце: «Оставьте ваш бесполезный плач. Радуйтесь, что вижу возлюбленного Жениха, Иисуса Христа... Итак, не обо мне, а о себе плачьте, потому что за свое неверие вы пойдете в огонь вечный на бес- конечные мучения». К каждому из нас обращается великомученица: «О себе плачьте, о своих грехах, о своем падении». И мы, видя в ней, по словам акафиста, «воеводу, полк Божий к вечному величеству предпославшую», надеемся с ее помощью обрести спасение. Мы молим ее: «Положи нам к небеси стезю проходну», тогда мы, «презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к разширению святыя нашея Православныя веры сосуды достойны соделаемся», чтобы через нашу веру по молитвам св. Екатерины укреплялось Православие.
Особое значение для современной жизни имеют новомучени- ки как самые близкие к нам по времени и обстоятельствам жизни, некоторые из них приходятся даже родственниками кому-то из нас.. Почитать новомучеников, молиться им необходимо, и они будут ходатайствовать за нас. Св. Симеон Новый Богослов рассуждает о связи всех святых между собой и с живущими. Последние по времени подвижники посредством исполнения заповедей «прилепляются» к прежним, и, «получая благодать Божию, осиявают- ся подобно им, — все же последовательно составляют таким образом некую златую цепь, каждый будучи особым звеном сей цепи, соединяющимся с предыдущим посредством веры, добрых дел и любви... Кто не изволяет со всею любовию и желанием в смиренномудрии соединиться с самым последним (по времени) из всех святых, имея к нему неверие, тот никогда не соединится и с прежними. .. хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и любовь к Богу и ко всем святым. Он будет извержен из среды их как не изволивший в смирении... соединиться с тем последним (по времени) святым, как предопределено сие ему Богом».
Мы имеем свидетельство одного из первых Российских новомучеников сщмч. Вениамина (Казанского) об избыточествующей в мучениях благодати, написанное за несколько дней до расстрела в письме священнику: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением. Жалел своею душою, что времена не те и не приходится переживать, что они переживали.
Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих.
Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек, избыточествуя утешением, не чувствует самых тяжелых страданий. Полный среди страданий радости и внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы приложить то состояние, в каком находится счастливый страдалец...
Страдания достигали своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо...»
Такое свидетельство может укрепить всякого в подвиге современной жизни. Сегодняшние молодые люди с особым чувством занимаются исследованиями о жизни новомучеников и всех в годину гонений пострадавших в их храме и населенном пункте, знакомятся с их родственниками и очевидцами событий, стараются рассказать гостям о «своих» святых.
Горячее желание христиан присоединиться к той цепи, о которой говорил св. Симеон Новый Богослов, делает возможным выполнение важной задачи — чтобы наша земля не оскудела святыми. Тот народ, в котором есть святые мужи и жены, не погибнет.
Святые являются не только нашими молитвенниками и заступниками, но и образом того, чем мы могли бы быть. Общаясь со святыми, мы приобщаемся к святости; по слову свт. Игнатия (Брянчани- нова): «Беседа и знакомство со святыми сообщают святость». У свт. Димитрия Ростовского находим поучение: «Весьма полезно бывает вспоминать о тех, кто страдал за Христа, ибо самое воспоминание об их мучениях может возбудить в нашей душе любовь к Богу и дать нашему стремлению к добродетели как бы некоторые крылья». Изучая жития святых, мы можем пребывать в живом общении со святыми — в молитвенном общении. Через подражание святым воспитывать нравственность, высоту и чистоту жизни. Все это способствует духовному возрастанию детей и молодежи. Научиться самим от жизни своих небесных покровителей и научить наших детей мы обязаны.
Итак, перед законоучителем стоят следующие педагогические задачи:
1. Познакомить с житием святого.
2. Побудить почитать святого, молиться ему.
3. Научить подражать его подвигу.
При составлении урока нужно помнить, что житие не биография, не отчет о деятельности, не исторический рассказ. Оно показывает духовную жизнь восходящего к Богу человека. Потому его изложение должно и детей возводить на высоту подвига. Для этого учителю потребуется показать через весь урок одну из основных черт святого: любовь, веру, молитву, смирение, доброту, и сделать главный вывод. Например, в занятии о прп. Сергии — любовь к Богу и Родине, о прп. Серафиме — подвиг радости и любви, о прав. Иоанне Кронштадтском: «Я — немощь, нищета, Бог — сила моя. Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным».
В обязательный материал урока включается информация о праздновании святому Церковью: время и обстоятельства прославления, даты празднования, икона, служба и молитва святому, богослужебные тексты. Как Церковь почитает угодника Божия? Здесь нужно рассказать об особых традициях — крестных ходах, строительстве храмов, о значении святого для Церкви — его служении Церкви, народу и государству, письменных трудах и словах святого. Урок заканчивается разговором, касающимся жизни каждого ученика — как нам почитать святого? Стремиться к святости, молиться, иметь икону, побывать в храме его имени, быть на праздновании святому, прочитать житие и рассказать своим близким, пользоваться его советами или примерами из его жития в конкретных случаях своей жизни...
Того, кто полюбил небесное, меньше волнует земное. Святые так жаждали Царства Божия, что не думали о земном. В пустыни, в монастыре — активно работали, чтобы среди людей зажечь искру любви к Царству Небесному. Например, св. Антоний Великий услышал чтение Евангелия в храме и пошел исполнять. А мы имеем слабую веру, не возжигающую христианскую жизнь. Если бы мы были настоящие христиане, мы бы преобразили мир. Когда маленькая девочка в церковной школе читает житие угодницы и говорит: «Как я хочу быть святой!», она встает на путь уподобления Богу, святости, обожения, в чем есть цель жизни человека. Далее пойдет трудный путь восхождения. Педагог, пока он находится рядом, может ей помочь. Обратим же к нашим детям слова преподобного Амвросия Оптинского: «Сердечно желаю тебе жить сообразно твоему имени, по сказанному: по имени и житие твое да будет».
Источники
1.Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М„ 2007.
2. Василий Великий, свт. Нравственные правила. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1993.
3. Василий Великий, свт. Творения. Ч. 4. М., 1993.
4. Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. М., 2000.
5. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995.
6. Григорий Палама, свт. Омилии. М.: Паломник, 1993.
7.Григорий Богослов, свт. Творения. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергие- ва Лавра, 1994.
8. Ефрем Сирин, св. Творения. Т. 8. Изд. «Отчий дом», 1995.
11. Богданова А. А. Уроки Закона Божия. В помощь учителю церковной школы. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.
12.Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Нижний Новгород, 1996.
13.Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Издательство «Отчий дом», 2001.
14.Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках. М.: Правило веры, 2008.
29.Жизнь, болезнь, смерть. Клин: Христианская жизнь, 2005.
30.Законоучитель. Сб. мат-лов в помощь преподавателю. Вып. 1. М.: Православная книга, 1993.
31.Законоучитель. Сб. мат-лов в помощь преподавателю. Вып. 2, 3. М.: Златоуст, 1994.
32.Зеньковский В., прот. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004.
33.Зеньковский В., прот. Апологетика. Изд. дом «Грааль», 2002.
34.Зелененко А., иерей. Важнейшие принципы православной педагогики. СПб., 1997. // Электронный ресурс: CD // Учебные материалы для учащихся заочного отделения ЕПДС.
35.Избранные жития святых III—IX вв. М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001
36.Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии / Сост. Дмитриевским И. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
37.Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001.
38. Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. Paris, 2001.
39. Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Матфея. Париж, 2003.
40. Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Марка. Париж, 2003.
41. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М., 2001.
42. К познанию Библии. Рига: Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1992.
43. Красовицкая М. С. Литургика. М.: ПСТБИ, 2000.
44. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М.: Мартис, 1994.
45. Кураев А., диак. Школьное богословие. М., 1997.
46. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986.
47.Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.
65. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.) // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. М„ 1995.
66. Православное учение о человеке. Избр. ст. М., Клин: Синодальная богословская комиссия, Изд. «Христианская жизнь», 2004.
67. Просветитель. Вестник духовного просвещения. М., 1994.
68. Рачинский С. А. Сельская школа. М„ 1991.
69. Сергий (Страгородский), патр. Православное учение о спасении. М.: Изд. отдел Московской Патриархии. Иосифо-Волоцкий монастырь. Издательство «Просветитель», 1991.