Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СВЯТОСТЬ — ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА



День Всех святых отмечается в воскресенье после праздника Трои­цы — дня Сошествия Святого Духа. Это неслучайно, ведь все угод­ники Божии соделались святыми благодатию Святого Духа. Дух Бо­жий через апостолов излился на всю вселенную, оживотворил и просветил ее. Уверовавшие во Христа начали жить Духом, созревать духовно, приносить духовные плоды, все в совокупности состави­ли великий сад Божий, рай духовный. Все верующие «крещены Ду­хом Святым» (Лк. 3, 16, Деян. 1, 5; 11, 16) и «освящены во Христе» (1 Кор. 1, 2; Флп. 1, 1). Нет слов для изображения блаженства, кото­рое уготовано на небе истинным последователям Христа (1 Кор. 2, 9).

Приобщение Духу происходит через 2 ступени:

1. Рождение в Таинстве Крещения.

2. Праведная духовная жизнь, благодаря которой верующий возрастает «е мужа совершенного, в меру полного возраста Христо­ва» (Еф. 4, 13).

«У христиан — свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои... Иное — христиане, иное — миролюбцы. Ме­жду теми и другими расстояние велико» (прп. Макарий Египет­ский). Истинные христиане — святые — своей жизнью показали, к какой высоте богоподобия призван и способен человек, и что есть это богоподобие. Это духовная красота, которая является отраже­нием невыразимого Бога. Она раскрывается лишь при правильной жизни. Особенность святых подвижников — не доброта, а «красо­та духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной лич­ности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная», — пи­шет свящ. П. Флоренский в книге «Столп и утверждение истины».

Цель жизни есть святость, обожение, спасение, богоподобие, достижение Царства Божия, духовная красота... Какова же тогда цель преподавания житий? Пробудить стремление к святости. До­стижение жизненной цели предполагает постепенный путь духов­ного развития христианина, наличие особых законов, скрытых от взоров прочих (Лк. 8, 10). Нужно показать путь, побудить идти по нему! Его указывают Евангельские блаженства, которые составля­ют лестницу духовной жизни. Свт. Василий Великий наставляет: «Упражнение в добродетели уподобляется лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, которой одна часть была близка к зем­ле и касалась ее, а другая простиралась выше самого неба». Задача учителя — выстроить перед детьми лествицу.

Смирение — первая ступенька, «начало просвещения души» (св. Петр Дамаскин). «По непреложному закону подвижничества, обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Боже­ственной благодатью, предшествует всем прочим благодатным да­рам». «Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле», по слову свт. Игнатия (Брянчанинова). Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния гибели.

Увенчивается лествица любовью, ибо Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). Любовь святых — это не обычное земное чувство, не результат целенаправленных усилий по возбуждению в себе люб­ви к Богу, но дар Духа Святого. Он переживается иначе, чем самые возвышенные земные чувства. Об этом свидетельствуют плоды Духа: особые состояния радости, блаженства, счастья, которые по­степенно открываются у христианина, ведущего правильную ду­ховную жизнь. «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша бу­дет совершенна» (Ин. 15, 11), — обещает Господь, и действитель­но, ученики «исполнялись радости и Духа Святого» (Деян. 13, 52). Ап. Павел «любовь, радость, мир» (Гал. 5, 22) называет в качестве первых плодов Духа, от которых никто не может отвергнуть че­ловека. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или тесно­та, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?--- я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35, 38-39).

Особенность правильной христианской жизни состоит в том, что чем более она открывает человеку падшесть его природы, его грехов­ность и духовную беспомощность, тем сильнее являет ему близость Бога, дающего душе мир, радость и утешение. Эта близость обуслов­лена степенью смирения. Какова характеристика состояния челове­ка, имеющего сердце милующее? Это «возгорение сердца у челове­ка о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари... А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, что­бы сохранились и были помилованы... Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожже­ние за любовь к людям, не удовлетворятся сим, как Моисей... и как... Павел... и прочие апостолы за любовь к жизни людей прияли смерть во всяких ее видах... И домогаются святые сего признака — уподо­биться Богу совершенством любви к ближнему» (св. Исаак Сирин).

Существо святости есть обожение, это теснейшее единение с Бо­гом, стяжание Духа Святого, «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). «Святые угодники Божии — лучшее, усовершившееся Божиею благодатию человечество, засвидетельствованное Самим Богом; до­стойно и праведно Церковь прославляет их: ибо через это прослав­ляется Сам Бог и мы получаем через эту похвалу пользу духовную, участь подражать им по силам... Их слава — твоя слава. Ибо они че- ловеки, как и ты человек, твоя природа в них прославляется», — пи­сал св. прав. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике. Мы должны чтить своих святых. И делать это в традициях и обычаях Православ­ной Церкви. Б них — соборный разум Церкви, а не наше своеволие.

ОСОБЕННОСТИ ЖИТИЙ СВЯТЫХ

Жития святых составляют важную часть Священного Предания. В Древней Руси сразу после крещения появились переводы жи­тийной литературы — славянской и из Византии. А с канонизаци­ей первых русских святых на Руси появились и собственные жи­тия. Жития составляют особый вид христианской литературы, на­зываемой агиография (от греч. «святой» + «пишу»). Жития святых, расположенные по числам и месяцам года, составили сборники, которые называются Четьи-Минеи и краткие месяцесловы. Осо­бой любовью пользуются Четьи-Минеи святителей Макария и Ди­митрия Ростовского, составляются также сборники выборочных житий. В святцах указаны дни праздника святому, которые обыч­но приходятся на день его кончины, день прославления, а также на дни переноса и обретения мощей.

В житиях отражена вся жизнь святых, жизнь ангельская, доб­родетельная, посвященная Богу. Здесь можно видеть душу, «укра­шенную цветами добродетелей», «истинный лик добродетелей, по­добный Божественной иконе» (Герман I, Патриарх Константино­польский). Во многих житиях мы видим схожие черты. Подвиги святых мучеников, преподобных отцов, их удивительная Боже­ственная сила объединяют всех героев житий в единый идеал, об­раз православного христианина, аскета, крепкого в вере и любви к Богу и ближнему, защищающего истинность веры, все усилия жиз­ни полагающего на стремление к небу.

Агиографические произведения — это произведения, вопло­щающие нравственный идеал народа. Каждая эпоха рождала сво­их героев: святых мучеников, святых воинов, святых — церковных и государственных деятелей. Можно утверждать, что русский иде­альный человек был не государем, не полководцем, не ученым, не купцом, а святым. Идеал святости, образ жизни святых был идеа­лом для всего общества. Именно агиографический материал фор­мирует особое отношение к миру, понимание того, что действи­тельный идеал общества — святость.

«В истории христианского подвижничества, — говорит пре­освященный Амвросий Харьковский, — раскрываются и высо­чайшие истины, и законы, и пути истинного человеческого совер­шенствования». Огромное значение житий святых для сердца че­ловеческого может быть уяснено путем следующих соображений. Своим внутренним содержанием жития святых представляют нам:

1. Развитие человеческого духа.

2. Действие Божественной благодати. Открывая нам глубину человеческого сердца, жития святых ясно открывают перед нами и полноту Божественной благости, которая приходит на помощь за­блудшему. «Дивен Бог во святых своих» (Пс. 67, 36). Господь дивны­ми знамениями и чудесами свидетельствует Свое благоволение к нам — посылает в помощь и укрепление доблестных мужей, просиявших особыми подвигами и трудами. Они служат знамениями милости, путями промышления Божия о нас, являют нам великое милосердие Божие.

3. Мы изучаем в них себя самих. Свет, исходящий от Лица Бо­жия в жизни святых, падает на сокровеннейшие стороны нашей внутренней жизни и уясняет нам ее достоинство и цену. Жития за­дают нравственное направление ума и сердца. Но человек, усвоив начала нравственности, должен быть приготовлен прилагать эти начала к частным условиям жизни.

Жития святых показывают человека и его действия просто, но вместе с такою глубиною, которая во все времена возбуждала удив­ление. По своей простоте они доступны детям, производят на де­тей такое впечатление, как будто для них исключительно были на­писаны. Оттого же такое благотворное действие оказывают жития на новоначальных христиан.

Для христианина, для его религиозного чувства необходимо сердечное и глубокое убеждение в истинности и божественности исповедуемой веры Христовой. К этому убеждению и приводит его жизнь святых Божиих людей. Мы научаемся глубже и сильней лю­бить веру и других располагать к тому же.

Составители житий святых преследовали всегда нравственно-дидактическую цель: представить в описываемом лице свято­го достойный пример для подражания. И древние христиане при чтении житий главную цель сего видели в их нравственно-нази­дательной пользе. В житиях святых можно и нужно найти мно­жество нравственных наставлений, высказанных устами святых мужей.

КАК ПРЕПОДАВАТЬ АГИОГРАФИЮ ДЕТЯМ?

Разговор о воспитательном значении житий святых сегодня чрез­вычайно актуален — возрождается христианская вера. Вопросы: «Какой подвиг предстоит нам завтра? Готовы ли мы исповедовать свою веру? Сделали ли мы своих детей христианами?» побуждают нас обращаться к подвигам угодников Божиих.

Занятия с детьми учитель начинает с понятия святости. Свя­тыми (посвященными Богу, Божиими) называются не только люди: святой крест, святой храм, святая служба, святое имя, святые ико­ны, книги, мощи, дни. Важно обратить внимание учеников на бла­гоговейное отношение ко всякой святыне церковной. Здесь мож­но говорить о видах святости: пророки, апостолы, мученики, свя­тители, преподобные, праведные, блаженные... Например, мучени­ки — это те святые, которые за веру в Спасителя приняли мучения и смерть. Сколько всего святых? В акафисте всем святым они упо­добляются звездам на небосклоне. Многочисленный сонм святых вечно торжествует и славословит своего Создателя. Их бесчислен­ное множество, и имена их всех ведомы только Богу. Но Церковь знает имена многих из них и всегда помнит их. В церковном ка­лендаре почти каждый день ознаменован памятью святых угодни­ков Божиих. В Неделю Всех святых, в земле Российской просияв­ших, молитвенное обращение к святым нашим соотечественникам по именам занимало целый час, а сейчас к ним прибавились сот­ни новомучеников! Краткая молитва всем святым звучит так: «Вси святии, молите Бога о нас!»

С первых веков своего существования Православная Церковь почитала людей, пострадавших за веру, следовавших за Христом. Они почитались святыми: имели видения Господа и Богородицы, давали чудесные исцеления людям, их мощи являли чудеса, на ме­сте гибели, на могилах строились храмы. «Самые останки святых, мощи, лобызают верующие христиане с благоговением и любовью, веруя, что даже чрез лобызание или прикосновение к ним изво­дят они для себя оттуда источник исцелений, освящения, крепо­сти и благословения» (сщмч. Фаддей (Успенский)). С древности со­ставлялись списки почитаемых всеми святых. Издавна христиане, имея искреннюю любовь к угодникам Божиим, зная их подвиги, их жития, получая по молитве помощь от них, дорожили их именами и давали их своим детям. При наречении человеку имени святой становится небесным покровителем, защитником от невидимых и видимых врагов, молитвенником перед Богом. Для каждого право­славного дорога память о тех, кто благоугодил своей жизнью и де­лами Господу, кто возлюбил Его всем сердцем. Ребенок становит­ся как бы храмом, как бывает храм преподобного Сергия Радонеж­ского, Серафима Саровского.

Святые. Что мы знаем о них? Угодники Божии, обитающие на небесах, по любви к братьям своим, живущим на земле, принима­ют живое участие в нашей судьбе: радуются нашей богоугодной жизни, скорбят о падениях и несчастиях, предстательствуют за нас перед Всевышним, невидимо присутствуют в жизни всех прибе­гающих к их помощи и ограждают своим заступлением и покро­вом. Сщмч. Фаддей (Успенский) говорил: «Удаляясь от мира во время земной своей жизни и оставляя землю, как бы место тягост­ного для них изгнания, святые на самом деле никогда не отделяли себя от общения с людьми. Они не принимали участия в обычных житейских суетных попечениях людей, но духовные нужды лю­дей всегда были им близки. Они даже более любили людей, нежели люди, живущие в мире, любят друг друга. И эта любовь их выража­лась особенно в духовных советах, в которых они никогда не отка­зывали желающим, или в их писаниях; и если даже они совершен­но удалялись в пустыню, то и тогда молитвенно воздыхали и сето­вали о своих собратьях в мире. Оставив же земную жизнь, они тем более усилили свои к Богу молитвенные ходатайства за мир. Тай- нозритель святой Иоанн Богослов видел в откровении, как молит­вы святых вместе с фимиамом кадильным возносились пред Бога, отвращая от мира грозящие ему бедствия (Откр. 8, 3-5). И быть мо­жет, их молитвы и молитвы неизвестных миру, но еще не оставив­ших земную жизнь святых подвижников более имеют значения, нежели громкие и всем известные дела тех из нас, кто считает себя полезным деятелем на благо человечества».

Святые, исполненные любви к нам, не оставляют общения с земной Церковью. А ищем ли мы общения с ними? Ведь оно дол­жно быть взаимным. Многих ли из нас предстательство за нас святых наполнило радостью о том, что мы «приступили... к тор­жествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12, 23)? «Можем ли мы сказать, что стремиться к общению с ними столь же приятно и радостно для нас, как и с людьми, кото­рых мы любим на земле, считая пребывание и беседы с ними сча­стьем для себя и подражая им?» Считаем ли мы их подвиги пред­метом желаний? Не думаем ли, что нам предстоят другие занятия и можно сохранять общение с Церковью небесной, «не имея в себе расположения духа святых людей»? — обращает к нам вопрос сщмч. Фаддей (Успенский) и призывает: «Желая быть живыми и действи-


тельными членами Церкви небесной, постараемся приобрести пре­жде всего простую и смиренную веру в предстательство святых...»

Участие святых в нашей судьбе возлагает на нас обязанность чтить и любить их, прибегать к ним с молитвами в нуждах и ра­довать их подражанием их подвигам и совершенствам. Испол­нять эту обязанность мы должны по отношению ко всем святым, но в особенности к тем, чьи имена носим. Для этого и возлагают­ся на нас их имена. По слову современного богослова митропо­лита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича), чьи труды по православному воспитанию известны многим педа­гогам, эта обязанность — радостная, дарованная нам любящим Богом.

Православные учителя объясняют детям, что великие по­движники веры Христовой стоят за нами и готовы прийти к нам на помощь в любую минуту. Но нужно хорошо знать жития свя­тых. Ведь кто не знает жизни и подвига, тот не может оценить их по достоинству и, следовательно, не может надлежащим образом чтить.

Необходимо обращаться к святому молитвенно, просить его молитв о нас. «Молитвою... детям внушается, что они не живот­ные, но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны покло­няться...», — говорит свт. Иннокентий Московский. Святые содей­ствуют в деле спасения человеку, который ревностно трудится над исполнением заповедей Божиих, не угашает духовную ревность, по призыву апостола: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19). Существу­ют специальные службы святым — молебны, которые каждый мо­жет заказать, если нужна особая помощь святого. Для всех святых имеются специальные церковные песнопения — тропари и конда­ки, созданы молитвы. Например, тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу: «Апостолов первопрестольницы, и все- ленныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость». Конечно, нужно выучить неболь­шую молитву своему святому и почаще обращаться к нему за помо­щью, советом, поддержкой. «Моли Бога о мне, святый угодниче Бо­жий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Аминь». Тогда между вами установит­ся самая прочная, самая надежная связь — молитвенная, духов­ная. К сожалению, порой к святым относятся чисто потребительски, как к врачам, прося у них исцеления от определенных болез­ней. Да, действительно, Господь даровал святым особую благодать быть ходатаями за нас. Да, действительно, по их молитвам Господь дарует нам исцеления. Но при этом человек должен сам изменить­ся, сделать шаг к Богу, постараться веру свою и жизнь хоть на ма­лую толику приблизить к его жизни и вере.

К нам обращает вопрос сщмч. Фаддей (Успенский): «Что ска­зали бы мы о детях, которые носят, правда, отчество, звание отца, но, удалившись от отца, совсем о нем не вспоминают, никогда ему не пишут о себе, мало того, в душе к нему холодны, даже враждеб­ны? Разве такие дети не сделались чужими отцу? Как же многие хо­тят быть христианами, никогда о Христе почти не вспоминая или вспоминая лишь случайно, рассеянным, холодным воспоминани­ем? Как многие из подобных детей, если им случится возвратить­ся в дом отеческий, находят в нем все для себя чуждым и непри­вычным — и порядки жизни, и обычаи, и пищу, и занятия! Не так ли и многим христианам, возросшим под кровом Матери-Церкви, Святая Церковь потом стала казаться не Матерью, домом Отчим, а чем-то совершенно чужим? Все в ней для них странно и непри­вычно: и эти моления, и эти порядки христианской жизни, все эти мысли и настроения, которыми хочет наполнить Святая Церковь души чад своих. Святые кажутся не святыми и близкими, а бес­конечно далекими людьми, к которым приступиться совершенно невозможно. А жизнь их — какою она кажется им странною и не­сродною для себя самих! Им кажется, что если б они начали ве­сти жизнь, хотя отчасти подобную жизни святых, то они должны были бы как бы заживо схоронить себя, прежде времени вогнать во гроб. Какое духовное отчуждение от Бога, от Христа, святых Его! И как же после этого им быть вечно в Царствии Божием, в котором все им так чуждо, несродно, непривычно, тяжело, даже прямо вра­ждебно?» Утешило бы отца и мать долгожданное, после многих лет молчания письмо, если в нем — ни одного теплого слова, а лишь просьба о деньгах? «Не этим ли докучливым просьбам о нуждах своих житейских подобны столь часто наши молитвы?» Конечно, в моменты сильнейшей боли мы не можем не звать на помощь, но го­раздо отраднее было бы, если бы мы взывали не об одних житей­ских, а и о духовных нуждах. Истинное сроднение с Богом и не­божителями совершается через любовь. «Будем же воспитывать в себе всячески любовь и сердечное влечение к Богу, Христу, Его Свя­той Церкви. Не дадим себе успокоиться до тех пор, пока Христос, Его Церковь и святые будут нам дороги...»

В церковном календаре почти каждый день ознаменован памя­тью угодников Божиих. У каждого из святых есть в Церкви особый день празднования. Существует соборное почитание святых: собо­ры святых местности, всех святых, в земле Российской просияв­ших; Всех святых. А как справлять такой день? Помолиться небес­ным покровителям! В день особо почитаемых святых, в день своего святого постараться утром быть в храме, на богослужении, прича­ститься Святых Христовых Тайн, ибо выше общения с Господом нет ничего, и большей радости на земле не бывает. Можно приуро­чить к празднику поездку по святым местам, дарить особые, ду­ховного значения подарки, провести урок, беседу, встречу, посвя­щенные святому, рассказать о нем своим близким. Тогда праздни­ки станут отличаться высоким духовным смыслом. Отцы Церкви говорят, что в этот день существует особая молитвенная связь с по­кровителем. Наши святые ждут этого дня для встречи с нами!

Почти всем святым в Церкви написаны образа. Продолжени­ем темы может стать разговор о храмах и иконах. Иконописные изображения святых имеют веками устоявшиеся формы. Иногда, не зная имени святого, можно по его образу определить, был ли он мучеником или святителем. К примеру, преподобные — это от­шельники, пустынники, монахи, поэтому их, как правило, изобра­жают в монашеской мантии, иногда в схиме. В народе всегда тща­тельно береглась память о святых, кропотливо собирались сведе­ния о них — черты внешности, одежды, детали обстановки, чтобы потом показать живую человеческую личность, И, конечно же, прежде всего передавалось имя святого. А если его не могла удер­жать человеческая память, то оно возвещалось чудесным образом, как это было при обретении мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Мы узнаем св. Екатерину по красному мучениче­скому облачению, по кресту в руках, по орудиям казни подле свя­той, по царскому венцу и перстню в знак обручению Христу Богу. Дети должны знать: икона указывает на причастие человека к Бо­жественной жизни, выражает духовный опыт святости, показыва­ет преображенный, вечный лик святого, личность, просветленную близостью к Богу. Цель ее — молитва, направление молящегося на путь преображения. Святые своей жизнью представляют нам при­мер для подражания на нашем пути к небесному Отечеству.

Необходимо подражать примеру жизни своего святого, это есть призвание каждого. «.Будьте совершенны как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48). Святые достигли своего призвания — величайшего духовного совершенства. Сердца читателей житий согреваются светом, одушевляются искрами Божественного пла­мени для уподобления святым.

Апостол обязывает нас уподобляться ему в подвигах и добро­детелях: «Поминайте наставников ваших, которые проповедова­ли вам слово Божие... подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Эти слова можно отнести ко всем православным святым. Он учит: «Будьте братолюбивы... в почтительности друг друга предупреждайте...» (Гал. 12, 10), «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны... не воздавайте злом за зло... будьте в мире со всеми людьми... Побеждайте зло добром» (Рим. 12, 15-21).

Важным событием становится канонизация как свидетельство святости и мужества подвижников, подражать которым Церковь призывает своих чад. Она является неотъемлемой составной ча­стью жизни Церкви. Это свидетельство Церкви, что прославляе­мый человек угодил Богу, его жизнь и подвиг предлагаются вер­ным чадам Церкви для назидания и подражания. «Смерть муче­ников есть поощрение верных, дерзновение Церкви, утверждение христианства, разрушение смерти, доказательство воскресения, осмеяние бесов, осуждение диавола, учение любомудрия, внуше­ние презрения к благам настоящим и путь стремления к будущим, утешение в постигающих нас бедствиях, побуждение к терпению, руководство к мужеству, корень и источник и мать всех благ», — так говорит о высшем подвиге святости свт. Иоанн Златоуст.

Пример святых — образец веры, нравственного совершенства, жертвенной любви к Богу и ближним, мужества... Жизнь и вера святых тесно связаны между собой: жизнь есть истинное выраже­ние веры, а вера есть жизнь. Св. Афанасий «совмещал в себе все добродетели в совокупности их», по слову свт. Григория Богослова. Они — изъяснители Св. Писания, богопросвещенные тайнозрите- ли-богословы, опытные пастыри, назидательные руководители, ве­личественные памятники христианской веры. Иметь с ними зна­комство обязаны все просвещенные христиане.

Неверно утверждение, что святые безгрешны. Авве Авраамию принадлежат слова: «Страсти живут и в святых, только они ими обуздываются». Свт. Лука Крымский предлагает научиться у свя­тых смотреть в себя: многие считают невероятным, что святые ви­дели себя великими грешниками. Просто их взор, обращенный внутрь, был очень зорким. Как луч солнца показывает пыль, так же свет Христов высвечивает все мельчайшие пылинки души. Про­должает мысль прав. Иоанн Кронштадтский: «Святые Божии чело- веки.. . очистились от всякой скверны плоти и духа и стали чистою пшеницей Божиею или чистым златом Божиим... Они достойно прославлены Богом на небе и на земле, ибо Бог даровал им нетлен­ное блаженство и благодать ходатайства за людей, живущих и при­бегающих к ним». Святые «...соделываются святыми благодатью Святого Духа. Благодать Святого Духа приносит покаяние и остав­ление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает подвиг сей чистотой и бесстрастием. И, таким образом, яв­ляется новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Порев­нуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит... Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста, самоотверже­ния и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по сему указанию», — прислушаемся к призыву свт. Феофана Затворника.

Обстоятельства жизни святого, в честь которого мы наречены, особенность христианского служения и подвига, им совершенного, имеют для нас великое значение. «Жены не просто, как случится, дают имена рожденным от них, а заключают в имени дитяти пред­знаменование», что ожидает его в будущем. Имя святого, данное младенцу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением для называющихся им, и утешением в любви... Имя святого, как свет, каждый вносит в свой дом», — напоминает нам свт. Иоанн Златоуст. Этот свет светит человеку в течение всей жиз­ни. Если угодник Божий был преподобным, угодил Богу в монаше­стве, он научает нас прилежно молиться, а если он был епископом Церкви, учителем благочестия, то и нам подобает стараться о при­обретении духовных и светских знаний, чтобы затем, если Богу бу­дет угодно, оказаться полезными для других. Каждый человек мо­жет иметь огромную поддержку от святого, подражая его жизни и поступкам! Святая Екатерина была мученицей, т. е. «свидетельни- цей», что и нас обязывает свидетельствовать перед миром, перед близкими о своей вере.

Григорий, архиепископ Калужский помогает разобраться, как предлагать детям подвиги святых к подражанию: «Если вам будет казаться, что состояние наше, или обстоятельства жизни не позволя­ют нам быть подражателями праведников, то с нашей стороны тре­буется исполнить хоть некоторые добродетели, удобоиспольнитель- шия». «Например, ты носишь имя апостола и не можешь быть про­светителем неверных, — и не заботься о сем: оставайся дома, но учи вере Христовой твоих семейных, твоих домашних, твоих ближних, между коими, может быть, есть незнающие веры и при имени хри­стианском. .. Тебе, жена христианка, наречено имя мученицы, а ты живешь во время мирное и по сему не можешь пострадать за Христа, и не нужно: распинай только плоть свою со страстями и похотями».

Обратимся для примера к житию св. вмц. Екатерины, покрови­тельницы Екатеринбургской митрополии. Церковь в акафисте на­зывает святую — «невеста Христова премудрая». Это имя дает педа­гогу понимание смысла образования — ив древности, и в современ­ных условиях. Святая изучила творения всех языческих писателей, древних стихотворцев и философов, врачей, познала ораторское и диалектическое искусство. Но она презрела все это, как занятия су­етные и бесполезные, по слову пророка Исаии: «Погублю премуд­рость премудрых, и разум разумных сокрыю» (29, 14). Великомуче­ница обрела истинное Знание, став отражением, «зерцалом Божией мудрости». Победить надменных философов она могла лишь тогда, когда Господь к ее премудрости придал еще премудрость, и она стя­жала «херувимское Богопознание». Это событие показывает нам: знания появляются не от нашего разумения, а даются Богом по вере. Для чего? Не для удовлетворения страстей, не для достижения зем­ного благополучия, а во славу Божию. И тогда все мудрецы «мол­чанием почитают дарования» верующего и любящего Бога челове­ка. Святой Екатерине, по ее подвигу, дана благодать от Бога руко­водить нами к познанию истины. Поэтому мы, немощные, дерзаем и молим ее: «Даждь нам слово твое, во еже пети... Богу аллилуиа». Именно такому применению знаний православный педагог учит своих детей, раскрывая перед ними человеческую жизнь как подвиг служения Богу и ближнему. Посвященный св. Екатерине «День зна­ний» — 1 сентября — становится днем Истины.


Православная Церковь в тропаре говорит, что св. Екатерина «добродетельми, яко лучами солнечными, просветила» окружаю­щих язычников, отгнав «тьму неверия». Часто в житиях мы встре­чаем свидетельства о свете, которым сияют лики святых. Икона пе­редает это явление света нимбом, указывая на внутреннее состояние человека, «паче солнца» сияющего благодатным светом. У свято­го «не только душа... но и плоть исполняется духовного утешения и блаженства — радости о Бозе живе», по слову прп. Симеона Но­вого Богослова. Из жития мы видим, что свет и радость сопрово­ждают «солнцеобразную деву»: увидев Христа, «она почувствовала в сердце своем такое веселие и такую радость, что с этого часа сердце ее предалось совершенно Божественной любви. И такая произошла в ней великая перемена, что она не помышляла более ни о чем зем­ном, но только непрестанно днем и ночью размышляла о своем воз­любленном Женихе». Теперь она до самого мученического конца — сияющая «блаженным озарением». И все, кто соприкасается с ней — царица Августа, воевода Порфирий, философы, воины, — уверовав, исполняются безмерной радости. И мы, читая житие, приобщаемся к свету, к вечной пасхальной радости будущего воскресения.

К преображению призывает нас святая великомученица. Что происходит с человеком, ставшим православным? Можем ли мы сказать, что сбросили груз греха и «облеклись в одежду обновления духа»? Готовы ли подражать своей покровительнице? А ведь это промыслительно, что именно она — наша заступница. Она призы­вает нас к подвигу, может быть, и к подвигу учительскому — про­светительскому, исповедническому.

Сегодня много говорится о разрушении семьи. Святая учит нас и послушанию матери, и послушанию духовному отцу, учит, как сохранить чистоту, «ангельской равную». Но во главу угла положе­но следование за Христом в подвиге веры и любви. Люди обвиняют Екатерину в жестокосердии и безрассудности, «яко не пощадила еси сладкого живота в цвете юности». Учим ли мы своих воспитан­ников устремляться к небесному, искать высших ценностей или учим «щадить сладкий живот», наслаждаться благами этой жизни?

Святая обращается к сожалеющим о ее мученическом конце: «Оставьте ваш бесполезный плач. Радуйтесь, что вижу возлюблен­ного Жениха, Иисуса Христа... Итак, не обо мне, а о себе плачь­те, потому что за свое неверие вы пойдете в огонь вечный на бес- конечные мучения». К каждому из нас обращается великомучени­ца: «О себе плачьте, о своих грехах, о своем падении». И мы, видя в ней, по словам акафиста, «воеводу, полк Божий к вечному вели­честву предпославшую», надеемся с ее помощью обрести спасение. Мы молим ее: «Положи нам к небеси стезю проходну», тогда мы, «презрев мира и плоти соблазны, достойны явимся Божественныя славы и к разширению святыя нашея Православныя веры сосуды достойны соделаемся», чтобы через нашу веру по молитвам св. Ека­терины укреплялось Православие.

Особое значение для современной жизни имеют новомучени- ки как самые близкие к нам по времени и обстоятельствам жиз­ни, некоторые из них приходятся даже родственниками кому-то из нас.. Почитать новомучеников, молиться им необходимо, и они бу­дут ходатайствовать за нас. Св. Симеон Новый Богослов рассужда­ет о связи всех святых между собой и с живущими. Последние по времени подвижники посредством исполнения заповедей «при­лепляются» к прежним, и, «получая благодать Божию, осиявают- ся подобно им, — все же последовательно составляют таким обра­зом некую златую цепь, каждый будучи особым звеном сей цепи, соединяющимся с предыдущим посредством веры, добрых дел и любви... Кто не изволяет со всею любовию и желанием в смиренно­мудрии соединиться с самым последним (по времени) из всех свя­тых, имея к нему неверие, тот никогда не соединится и с прежни­ми. .. хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и любовь к Богу и ко всем святым. Он будет извержен из среды их как не изволив­ший в смирении... соединиться с тем последним (по времени) свя­тым, как предопределено сие ему Богом».

Мы имеем свидетельство одного из первых Российских ново­мучеников сщмч. Вениамина (Казанского) об избыточествующей в мучениях благодати, написанное за несколько дней до расстрела в письме священнику: «В детстве и отрочестве я зачитывался жи­тиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевле­нием. Жалел своею душою, что времена не те и не приходится пе­реживать, что они переживали.

Времена переменились. Открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих.

Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избы­точествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот рубикон, границу и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек, избыточествуя утешением, не чувствует самых тя­желых страданий. Полный среди страданий радости и внутренне­го покоя, он других влечет на страдания, чтобы приложить то со­стояние, в каком находится счастливый страдалец...

Страдания достигали своего апогея, но увеличивалось и утеше­ние. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда хорошо...»

Такое свидетельство может укрепить всякого в подвиге совре­менной жизни. Сегодняшние молодые люди с особым чувством за­нимаются исследованиями о жизни новомучеников и всех в годи­ну гонений пострадавших в их храме и населенном пункте, зна­комятся с их родственниками и очевидцами событий, стараются рассказать гостям о «своих» святых.

Горячее желание христиан присоединиться к той цепи, о кото­рой говорил св. Симеон Новый Богослов, делает возможным вы­полнение важной задачи — чтобы наша земля не оскудела святы­ми. Тот народ, в котором есть святые мужи и жены, не погибнет.

Святые являются не только нашими молитвенниками и заступ­никами, но и образом того, чем мы могли бы быть. Общаясь со свя­тыми, мы приобщаемся к святости; по слову свт. Игнатия (Брянчани- нова): «Беседа и знакомство со святыми сообщают святость». У свт. Димитрия Ростовского находим поучение: «Весьма полезно бывает вспоминать о тех, кто страдал за Христа, ибо самое воспоминание об их мучениях может возбудить в нашей душе любовь к Богу и дать нашему стремлению к добродетели как бы некоторые крылья». Изу­чая жития святых, мы можем пребывать в живом общении со святы­ми — в молитвенном общении. Через подражание святым воспиты­вать нравственность, высоту и чистоту жизни. Все это способствует духовному возрастанию детей и молодежи. Научиться самим от жиз­ни своих небесных покровителей и научить наших детей мы обязаны.

Итак, перед законоучителем стоят следующие педагогические задачи:

1. Познакомить с житием святого.

2. Побудить почитать святого, молиться ему.

3. Научить подражать его подвигу.

При составлении урока нужно помнить, что житие не биогра­фия, не отчет о деятельности, не исторический рассказ. Оно показывает духовную жизнь восходящего к Богу человека. Потому его изложение должно и детей возводить на высоту подвига. Для это­го учителю потребуется показать через весь урок одну из основ­ных черт святого: любовь, веру, молитву, смирение, доброту, и сде­лать главный вывод. Например, в занятии о прп. Сергии — любовь к Богу и Родине, о прп. Серафиме — подвиг радости и любви, о прав. Иоанне Кронштадтском: «Я — немощь, нищета, Бог — сила моя. Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным».

В обязательный материал урока включается информация о праздновании святому Церковью: время и обстоятельства про­славления, даты празднования, икона, служба и молитва святому, богослужебные тексты. Как Церковь почитает угодника Божия? Здесь нужно рассказать об особых традициях — крестных ходах, строительстве храмов, о значении святого для Церкви — его слу­жении Церкви, народу и государству, письменных трудах и сло­вах святого. Урок заканчивается разговором, касающимся жизни каждого ученика — как нам почитать святого? Стремиться к свя­тости, молиться, иметь икону, побывать в храме его имени, быть на праздновании святому, прочитать житие и рассказать своим близким, пользоваться его советами или примерами из его жития в конкретных случаях своей жизни...

Того, кто полюбил небесное, меньше волнует земное. Святые так жаждали Царства Божия, что не думали о земном. В пустыни, в монастыре — активно работали, чтобы среди людей зажечь ис­кру любви к Царству Небесному. Например, св. Антоний Великий услышал чтение Евангелия в храме и пошел исполнять. А мы име­ем слабую веру, не возжигающую христианскую жизнь. Если бы мы были настоящие христиане, мы бы преобразили мир. Когда ма­ленькая девочка в церковной школе читает житие угодницы и го­ворит: «Как я хочу быть святой!», она встает на путь уподобления Богу, святости, обожения, в чем есть цель жизни человека. Далее пойдет трудный путь восхождения. Педагог, пока он находится ря­дом, может ей помочь. Обратим же к нашим детям слова преподоб­ного Амвросия Оптинского: «Сердечно желаю тебе жить сообраз­но твоему имени, по сказанному: по имени и житие твое да будет».


 

 

Источники

1.Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М„ 2007.

2. Василий Великий, свт. Нравственные правила. Собрание сочи­нений. Т. 3. М., 1993.

3. Василий Великий, свт. Творения. Ч. 4. М., 1993.

4. Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. М., 2000.

5. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995.

6. Григорий Палама, свт. Омилии. М.: Паломник, 1993.

7.Григорий Богослов, свт. Творения. Ч. 3. Свято-Троицкая Сергие- ва Лавра, 1994.

8. Ефрем Сирин, св. Творения. Т. 8. Изд. «Отчий дом», 1995.

9. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Минск: Лучи Софии, 2001.

10.Иларион (Троицкий), сщмч. Богословие и свобода Церкви. Сар­доникс, 2005.

11. Иларион (Троицкий), сщмч. Христианства нет без Церкви. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007.

12.Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Лодья, 2002.

13. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Матфея. Изд. отдел Московского Патриархата, 1993.

14. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Изд. отдел Московского Патриархата, 1993.

15. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. Издатель­ский отдел Московского патриархата, 1994.

16. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к римлянам. Издатель­ский отдел Московского патриархата, 1994.

17. Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений. Т. 1, 2. Издание Свято- Троицкой Сергиевой Лавры, 1993.

18. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Мысли о богослужении Право­славной Церкви. Моя жизнь во Христе. М.: Русский хронограф, 2001.

19. Иустин (Попович), прп. Экклесиология. Издательский совет РПЦ, 2005.

20.Колокол на башне вечевой. Житие и труды сщмч. Иоанна (Пом- мера). / Авт.-сост. игумен Феофан (Пожидаев). М.: Изд. Сретен­ского монастыря, 2005.

21.Максим Исповедник, прп. Творения. Кн.1. Издательство «Мар- тис», 1993.

22.Серафим Саровский, прп. О цели христианской жизни. Сергиев Посад, 1997.

23.Симеон Новый Богослов. Слова. Аскетические произведения. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.

24.Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста. М.: Даръ, 2006.

25.Творения св. Ефрема Сирина. Сергиев Посад: Типография Свя­то-Троицкой Сергиевой Лавры, 1912.

26.Фаддей (Успенский), сщмч. Кн. I. Проповеди. Тверь: Издатель­ство «Булат», 2003.

27.Фаддей (Успенский), сщмч. Кн. IL Записки по дидактике. Тверь: Издательство «Булат», 2003.

28.Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение трудных мест Боже­ственного Писания. Изд. совет РПЦ, 2003.

29.Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоуче­ния. М.: Лепта, 2005.

30. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М.: Дар, 2005.

31.Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день. Лучи Софии, 2001.

32.Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. М„ 2000.

33.Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Апостол. Толкова­ние на Деяния. М.: Лепта, 2004.

34.Феофилакт Болгарский, блаж. Толкование на Апостол. Толко­вание на Послания св. ап. Павла. Т. 1, 2. М.: Лепта, 2004.

35.Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катехизис. СПб., 1999.

36. Филарет (Дроздов), свт. Учение о семейной жизни. М., 1997

 

Список литературы

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. Екатеринбург, 1999.

2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руко­водство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: ПСТБИ, 2000.

3. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Катихизис. М„ 1990.

4. Алексеев С. Зримая истина. Книга о православной иконе для се­мьи и школы. СПб.: Троицкая школа. Ладан, 2006.

5. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

6. Амфилохий (Радович), митр. Основы православного воспита­ния. Сб. ст. Пермь, 2000.

7.Амфилохий (Радович), митр. Человек — носитель вечной жизни. М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2005.

8. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993.

9. Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назида­тельному чтению Четвероевангелия. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

10.Библейская энциклопедия. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лав­ры, 1997.

11. Богданова А. А. Уроки Закона Божия. В помощь учителю цер­ковной школы. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.

12.Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Нижний Нов­город, 1996.

13.Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Издательство «Отчий дом», 2001.

14.Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках. М.: Правило веры, 2008.

15.Всенощное бдение. Литургия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.

16.Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2003.

17.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983.

18.Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную фило­софию. М.: «Школа-Пресс», 1995.

19.Гладков Б. И. Толкование Евангелия. Свято-Троицкая Сергие- ва Лавра, 2008.

20.Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской на­уке. М.: Издательство Сретенского монастыря. Московская ду­ховная академия, 2007.

21.Гумилевский И., прот. Учение святого апостола Павла о душев­ном и духовном человеке. Киев, 2004.

22. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М., 1997.

23.Дебольский Г. С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, бо­гослужении, обрядах и требах. Издательство «Отчий дом», 1994.

24.Дернов А. А., прот. Методика Закона Божия. Ч. 1-3. СПб.: Изда­ние Башмакова и К, 1913. Репринт.

25. Дворецкая М. Я. Святоотеческая психология. СПб., 2005.

26.Добротолюбие. Избранные поучения. М.: Изд. Православного братства св. ап. Иоанна Богослова, 2002.

27.Евангельский синопсис. Сост. Емельянов А., свящ. М.: ПСТБИ, 2003.

28.Жизнеописание сщмч. Илариона, архиеп. Верейского. М.: Ков­чег, СПб.: Воскресенский Новодевичий монастырь.

29.Жизнь, болезнь, смерть. Клин: Христианская жизнь, 2005.

30.Законоучитель. Сб. мат-лов в помощь преподавателю. Вып. 1. М.: Православная книга, 1993.

31.Законоучитель. Сб. мат-лов в помощь преподавателю. Вып. 2, 3. М.: Златоуст, 1994.

32.Зеньковский В., прот. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004.

33.Зеньковский В., прот. Апологетика. Изд. дом «Грааль», 2002.

34.Зелененко А., иерей. Важнейшие принципы православной пе­дагогики. СПб., 1997. // Электронный ресурс: CD // Учебные ма­териалы для учащихся заочного отделения ЕПДС.

35.Избранные жития святых III—IX вв. М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2001

36.Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Бо­жественной литургии / Сост. Дмитриевским И. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.

37.Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поко­ление. М., 2001.

38. Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. Paris, 2001.

39. Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Матфея. Париж, 2003.

40. Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету. Евангелие от Марка. Париж, 2003.

41. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М., 2001.

42. К познанию Библии. Рига: Балто-Славянское общество куль­турного развития и сотрудничества, 1992.

43. Красовицкая М. С. Литургика. М.: ПСТБИ, 2000.

44. Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. М.: Мартис, 1994.

45. Кураев А., диак. Школьное богословие. М., 1997.

46. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Монре­аль, 1986.

47.Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Цер­кви. Догматическое богословие. М., 1991.

48. Макарий, архиеп. Харьковский. Православно-догматическое бо­гословие. СПб.,1868. Репринт. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

49. Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003.

50. Малков П. Ю. Введение в литургическое предание. М.: ПСТГУ, 2008.

51.Маслов Н. В. Основы русской педагогики. М.: ООО «Самшит- издат», 2006.

52. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск: Лучи Софии, 1999.

53. Минеи месячные.

54. Нефедов Г., протоиерей. Таинства и обряды Православной Цер­кви. М., 1995.

55. Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. М.: ПСТБИ, 2002.

56. Ничипоров Б., свящ. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994.

57.Октоих.

58. О семье и воспитании. СПб., 1996.

59. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М„ 2000.

60. Отцы. Матери. Дети. Православное воспитание и современный мир. М., 2001.

61. Подласый И. П. Педагогика. М.: Владос, 2000.

62. Пестов Н. Е. Современная практика православного благоче­стия. СПб.: САТИС, Держава, 2003.

63. Помазанский М, прот. Догматическое богословие. Новосибирск, Благовест, 1993.

64. Попов Н., прот. Священная история Ветхого Завета. Свято-Тро­ицкая Сергиева Лавра, 1997. Репринт.

65. Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о пра­вославной вере (1723 г.) // Догматические послания православ­ных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. М„ 1995.

66. Православное учение о человеке. Избр. ст. М., Клин: Синодаль­ная богословская комиссия, Изд. «Христианская жизнь», 2004.

67. Просветитель. Вестник духовного просвещения. М., 1994.

68. Рачинский С. А. Сельская школа. М„ 1991.

69. Сергий (Страгородский), патр. Православное учение о спасении. М.: Изд. отдел Московской Патриархии. Иосифо-Волоцкий мо­настырь. Издательство «Просветитель», 1991.

70. Свешников В., прот. Очерки христианской этики. Паломник, 2000.

71. Синельников С. П. Преподавание Закона Божия в учебных за­ведениях России до 1917 г. Электронный ресурс: www.bogoslov. ru/text/453126.html

72. Склярова Т. В. Конспект лекций по возрастной психологии и педагогике. М.: ПСТБИ, 2003.

73. Скурат К. Е. Золотой век святоотеческой письменности. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, МДА, 2003.

74. Служебник.

75. Соколов Н., прот. Ветхий Завет. Курс лекций. М.: ПСТБИ, 1997.

76. Сосунцов Е., свящ. Первая книга преподавателя Священной ис­тории. СПб.: Сатисъ, 1994.

77. Субботин К., свящ. Руководство к изучению устава богослуже­ния Православной Церкви. Киев, 2008.

78. Сурова Л. В. Православная школа сегодня. М., 1999.

79. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська шко­ла, 1977.

80. Типикон.

81. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М., 2003.

82. Успенский Л. Богословие иконы. Издательство Западно-Евро- пейского экзархата.

83. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспита­нии. // Собр. соч. Т. 2.

84. Ушинский К. Д. Русская школа. М.: Изд-во УРАО, 2002.

85. Федотов Г. Святые Древней Руси. СПб.: Сатис. Держава, 2004,

86. Филарет, игумен. Конспект по Закону Божию. Харбин, 1936. Ре­принт.

87. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990.

88. Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV-VIII вв. Свято-Троиц­кая Сергиева Лавра, 1999.

89. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009.

90. Часослов.

91. Шестун Е., свящ. Православная педагогика. М., 2001.

92. Шиманский Г. И. Нравственное богословие. Киев: Изд-во св. Льва, папы Римского, 2005.

93. Шиманский Г. И. Христианская добродетель целомудрия и чи­стоты. М., 1997.

94. Шмеман А., протоиерей. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992.

95. Ширский С. И. О преподавании Закона Божия. Ярославль, 1998.

96. Шполянский М., свящ. Куломзина С. Христианское воспитание детей в современном мире. Издательство «Отчий дом», 2004.

97. Юнгеров П. А., проф. Введение в Ветхий Завет. М.: ПСТБИ, 2003.

98. Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.


 

 

Содержание

Предисловие. 3

Введение. 4

Законоучитель. 7

ЗАКОННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТИ.. 7

НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАКОНОУЧИТЕЛЯ КАЧЕСТВА.. 9

ОБРАЗОВАНИЕ ЗАКОНОУЧИТЕЛЯ.. 18

Научение Закону Божию.. 23

НАУЧЕНИЕ ЗАКОНУ — ПОДГОТОВКА К ВЕЧНОСТИ.. 23

ПРИУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА БОЖИЯ.. 29

1. Молитва. 31

2. Участие в церковном богослужении. 32

3. Чтение слова Божия и душеполезных книг. 36

4. Исполнение христианского долга Исповеди и святого Причастия. 37

5. Соблюдение церковных заповедей и. 42

благочестивых русских обычаев. 42

Учебный предмет «Закон Божий». 43

О ЗАКОНЕ БОЖИЕМ КАК УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ.. 43

ЗАКОН БОЖИЙ - ФУНДАМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ». 47

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕРКОВНО ПРИХОДСКИХ ШКОЛ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ.. 51

Методика преподавания Закона Божия. 56

КАК ПРЕПОДАВАТЬ ЗАКОН БОЖИЙ?. 56

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 58

МОТИВЫ ОБУЧЕНИЯ.. 59

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.. 62

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.. 70

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.. 72

Классификации методов обучения. 72

Характеристика вопросов. 82

Конкретные учебные действия. 83

для построения проблемного урока. 83

Построение урока Закона Божия. 84

Пример построения сократической беседы на основе толкований свт. Иоанна Златоуста 86

 

Элементы возрастной психологии и педагогики. 94

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.. 94

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-11 ЛЕТ) 95

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (12-17 ЛЕТ) 103

Отличительные принципы преподавания Закона Божия. 113

1. ОСНОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ — СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ 113

2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ПРЕПОДАВАНИЯ: ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К БОГУ, СТРЕМЛЕНИЯ К СПАСЕНИЮ, СВЯТОСТИ.. 118

3. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРЕПОДАВАНИЯ — ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СПАСЕНИЯ.. 120

4. ХАРАКТЕР ПРЕПОДАВАНИЯ — ПАСХАЛЬНЫЙ.. 122

5. ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЗАКОНА БОЖИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕПОДАВАНИЯ С ЖИЗНЬЮ ЦЕРКВИ.. 132

6. СВЯЗЬ ПРЕПОДАВАНИЯ С ЖИЗНЬЮ КАЖДОГО ХРИСТИАНИНА.. 133

Методика преподавания Священной истории. 135

ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ.. 135

1. Стержень преподавания — домостроительство человеческого спасения. 135

2. Общий настрой уроков. 137

3. Единство и целостность в преподавании Священной истории. 138

4. Духовно-нравственный смысл в материале каждого урока. 138

5. Язык преподавания. 140

6. Взаимосвязь Ветхого и Нового Завета. 143

7. Взаимосвязь Священной истории с другими предметами. 146

8. Связь Священной истории с жизнью детей. 146

КАК ПРЕПОДАВАТЬ ДЕТЯМ БИБЛЕЙСКУЮ ИСТОРИЮ?. 147

БИБЛЕЙСКАЯ ГЕОГРАФИЯ.. 164

Методика изучения молитвы.. 167

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОЛИТВЫ... 167

ПЕРВАЯ ЗАДАЧА: ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТА И СМЫСЛА МОЛИТВЫ... 168

ВТОРАЯ ЗАДАЧА: ВОЗБУДИТЬ МОЛИТВЕННУЮ НАСТРОЕННОСТЬ. 177

ТРЕТЬЯ ЗАДАЧА: ВОЗБУДИТЬ СТРЕМЛЕНИЕ К МОЛИТВЕННОМУ ОБЩЕНИЮ С БОГОМ 187

Методика изучения богослужения. 193

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ.. 193

МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ.. 195

Уставная сторона богослужения. 195

Символическая сторона богослужения. 197

Объяснение богослужений. 198

Понимание непосредственного смысла богослужения для сознательного участия в нем.. 209

ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ.. 211

1. Ориентация на личность каждого молящегося. 211

2. Пасхальный характер изучения богослужения. 214

3. Характеристика особенностей богослужений праздников. 216

4. Необходимость обращения к литургическим текстам.. 217

5. Взаимосвязь богослужения с другими предметами. 218

Методика преподавания катехизиса. 220

СОСТАВ ПРЕДМЕТА «КАТЕХИЗИС». 220

ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КАТЕХИЗИСА.. 221

1. Основание преподавания — Священное Писание и Священное Предание. 221

2. Точность изложения догматических истин. 222

3. Трудность абстрактных понятий. 225

4. Связь преподавания катехизиса и других разделов Закона Божия (Священной истории Ветхого и Нового Завета), связь с богослужебной жизнью Церкви. 230

5. Пасхальный характер преподавания. 231

6. Связь катехизиса с жизнью детей. 233

Методика изучения житий святых. 237

СВЯТОСТЬ — ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.. 237

ОСОБЕННОСТИ ЖИТИЙ СВЯТЫХ.. 239

КАК ПРЕПОДАВАТЬ АГИОГРАФИЮ ДЕТЯМ?. 241

Источники. 250

Список литературы.. 251

 

 

 

 

 

А. А. Богданова

Методика преподавания Закона Божия

В помощь учителю церковной школы

Верстальщик: К. А. Богданов Корректор: Н. Ю. Алексеева

Подписано в печать 15.05.2014. Тираж 2000 экз.

Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, тел.: 8 (343) 278-96-43 Лицензия ИД 03900 от 02.02.2002

Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии (г. Екатеринбург, ул. Репина, 6) http://orthodox.etel.ru

 

Распечатано для

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.