При открытии Сейма сообщается, по повелению Государя Императора и Великого князя, какие предложения он передает при этом на рассмотрение Сейма.
В начале каждого очередного Сейма ему передается предложение о доставлении средств на те потребности, для покрытия которых ординарные статные доходы являются недостаточными; для разъяснения сего к предложению прилагается расчет ординарных средств и потребностей казны на следующий финансовый год.
Предложения, которые к тому времени не могли быть переданы Сейму, могут, однако, быть переданы на рассмотрение его также и впоследствии.
Повеления и предложения Государя Императора и Великого князя, передаваемые Сейму после открытия его, доставляются Сейму одним из членов Сената.
§ 27.
Немедленно после открытия очередного Сейма ему должно быть сообщено о состоянии статного ведомства, дабы Сейм мог удостовериться, каким образом доходы казны употреблены на пользу и благо края.
§ 28.
Согласно предоставленному пред сим земским чинам праву, очередной Сейм может представлять Государю Императору и Великому князю петиции, которые Государь Император и Великий князь принимает во уважение, поскольку признает это для края полезным.
Проекты адресов, представляемых сеймом на имя Государя Императора и Великого князя в исключительных случаях или по поводу особых событий, предварительно рассматриваются в подлежащей комиссии, в порядке, установленном для петиции.
§ 29.
Сейм имеет право принимать к рассмотрению внесенные сеймовыми депутатами в надлежащем порядке моции об издании, изменении или отмене таких законов, которые зависят от согласного решения Государя Императора и Великого князя и Сейма.
Не разрешается, однако, вносить на Сейм моции, касающиеся основных законов или законов об организации сухопутной или морской обороны; относительно издания церковных законов применяются правила, постановленные особо.
§ 30.
Моции или проекты петиций могут быть вносимы сеймовыми депутатами в четырнадцатидневный срок по открытии Сейма, в письменном изложении. После сего срока сеймовым депутатам не разрешается вносить моции или проекты петиций, буде таковые не вызываются непосредственно состоявшимся уже решением Сейма или другим происшедшим во время Сейма случаем.
Моции должны содержать изложенный в форме закона проект, а также соображения, на которых он основывается.
Не разрешается в одном представлении соединять дела разнородные.
§ 31.
Если Государем Императором и Великим князем затребовано заключение Сейма по делу, о котором Государь Император и Великий князь может постановить без согласия сейма, то сейму надлежит в таковых видах рассмотреть дело и представить по оному заключение.
§ 32.
Сеймовый депутат, желающий сделать запрос члену Сената, по делам его ведомства, с целью рассмотрения его, в виде отдельного вопроса, в общем собрании, должен представить тальману точно формулированный запрос, в письменном изложении. Отложив слушание запроса до одного из следующих заседаний, Сейм постановляет, без предварительного обсуждения, может ли быть сделан данный запрос или нет. В утвердительном случае запрос сообщается, распоряжением тальмана, подлежащему члену Сената, который, буде он не признает запрос подлежащим отклонению, входит в соглашение с тальманом относительно времени сообщения разъяснений по этому запросу.
§ 33.
Право Сейма входить в обсуждение закономерности служебных распоряжений членов правительства и порядок рассмотрения таких дел определяются особым законом.
ГЛАВА IV
О подготовке дел
§ 34.
В трехдневный срок по открытии, Сейм избирает не менее тридцати пяти выборщиков и необходимое число кандидатов к ним для выбора членов сеймовых комиссий.
Выборщики и кандидаты к ним назначаются посредством пропорциональных выборов. Подробные правила о порядке производства выборов издаются Сеймом к руководству впредь до иного о том определения.
§ 35.
На очередных сеймах, в пятидневный срок по открытии, назначаются: Комиссия основных законов, Комиссия законов, Комиссия хозяйственная и Комиссия бюджетная, каждая в составе не менее шестнадцати членов, и Банковая комиссия в составе не менее двенадцати членов. Одновременно с выбором членов комиссии избираются также кандидаты к ним в числе не менее четвертой части членов комиссий.
Сейм может также, в случае необходимости, назначать другие комиссии, причем в такие комиссии, если в состав их входят не менее двенадцати членов, могут быть передаваемы также дела, подготовка которых вообще, по свойству их, относится к ведению установленных в законе комиссий.
Комиссиям предоставляется, когда дела того требуют, разделяться на отделения, которые, каждое от себя, представляют заключения от имени комиссии. Если в таком случае окажется необходимым усилить состав комиссии, то дело представляется на решение Сейма.
О комиссиях экспедиционной и поверочной постановлено в § 76.
Чрезвычайный Сейм назначает лишь те комиссии, которые необходимы для подготовки дел, подлежащих рассмотрению Сейма.
§ 36.
Если выборщики при назначении какой-либо комиссии не могут прийти к соглашению относительно состава ее, то выборы членов производятся в порядке, установленном в § 34.
§ 37.
В восьмидневный срок по открытии Сейм назначает, для предусмотренного в § 57 обсуждения особых дел, Большую комиссию, в составе шестидесяти членов, избираемых в порядке, установленном относительно назначения выборщиков.
§ 38.
Члены Сената не могут состоять членами комиссий.
Равным образом в комиссии вообще не могут быть избираемы лица, отчет о служебной деятельности которых может подлежать поверке данной комиссии.
В отношении выборов членов Большой комиссии применяется, однако, только ограничение, установленное в первом пункте.
§ 39.
Сеймовые комиссии избирают, каждая из своей среды, председателя и вице-председателя и назначают секретарей и других служащих по мере надобности.
Первое заседание созывает и на нем председательствует, впредь до выбора председателя, старший член комиссии.
Комиссиям предоставляется для известного дела избирать из своей среды одного или нескольких докладчиков, которые при обсуждении дела на общем собрании Сейма или в Большой комиссии сообщают необходимые сведения.
§ 40.
К ведению Комиссии основных законов относится подготовка переданных в нее вопросов об издании, изменении, пояснении или отмене основных законов.
Комиссией основных законов подготовляются также вопросы, возникшие вследствие права Сейма поверять закономерность служебных распоряжений членов правительства.
§ 41.
Комиссия законов представляет заключения по переданным в нее проектам об издании, изменении, пояснении или отмене общих законов.
§ 42.
Хозяйственная комиссия подготовляет переданные в нее проекты, касающиеся промыслов и народного хозяйства страны.
§ 43.
Бюджетной комиссии сообщаются сведения о состоянии статного ведомства, а также все требуемые ею дела и счеты оного. Комиссия в заключении по этому предмету должна в особенности высказаться об употреблении ассигновок, назначенных Сеймом для определенных целей, после чего Сейм входит к Государю Императору и Великому князю с вызываемым обстоятельствами представлением.
В Бюджетную комиссию передаются также упомянутое в пункте 2 § 26 предложение Государя Императора и Великого князя и предложения о чрезвычайных налогах, а равно прочие предложения и возбужденные на сейме проекты, касающиеся финансовых вопросов, подлежащих разрешению Сейма. В заключении комиссии по первопомянутому предложению сводятся все вопросы об ассигнованиях, подлежащих рассмотрению и одобрению Сейма, в том числе и такие, по коим представлены особые заключения. В том же заключении комиссия представляет предположения относительно изыскания средств на покрытие расходов, поскольку ординарные доходы казны оказываются для сего недостаточными.
В случае необходимости взимания временных налогов, комиссии надлежит представить особые о них заключения с исчислением ожидаемых по сим налогам поступлений.
К обязанностям Бюджетной комиссии относится: представление на решение Сейма о размере вознаграждения, назначаемая тальману в возмещение расходов его за время Сейма; утверждение размера причитающегося сеймовым депутатам вознаграждения за путевые издержки; определение, по предложению тальмана и подлежащих председателей комиссий, содержания секретарей и служащих Сейма и комиссий, а также назначение вознаграждения, причитающегося членам Экспедиционной и Поверочной комиссий по окончании Сейма.
§ 44.
Банков[ск]ая комиссия производит поверку управления Финляндского Банка и состояния, находящихся под гарантией и в ведении Сейма фондов, представляет об этом отчет и проектирует необходимые относительно заведывания означенными фондами правила.
§ 45.
Комиссии собираются не позже двух дней по назначении и, по мере подготовки дел, представляют общему собранию Сейма по каждому делу, вызываемые свойством его, заключения.
Если член комиссии не может принять участия, в рассмотрении дела, то вместо него приглашается кандидат. Комиссии могут постановлять решения не иначе, как в присутствии не менее четырех пятых всего числа членов.
Членам, не присоединившимся к решению комиссии, предоставляется приобщать к заключению комиссии свое особое мнение, в письменном изложении, с тем, однако, чтобы представление заключения этим не задерживалось.
На заседаниях комиссии могут присутствовать тальман и вице-тальманы.
Определение пункта 2 не применяется к Большой комиссии.
§ 46.
Если комиссия находит необходимым получить доступ к актам должностного лица или правительственного учреждения, не состоящего в ведении Сейма, или же затребовать от них устные или письменные объяснения, или же получить акты общинных властей или иные сведения по общинным делам, то председатель Сената, по просьбе комиссии, делает распоряжение о сообщении, по возможности, требуемых комиссией актов и сведений.