об изменении содержания § 12-го Высочайшего Сеймового Устава для Великого княжества Финляндского, от 15 (3) апреля 1869 г.
Дан в С-Петербурге, 20 (8) марта 1879 г.
Божией Милостию
МЫ АЛЕКСАНДР Второй, ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ Всероссийский, Царь Польский, Великий князь Финляндский и проч. и проч. и проч. Объявляем чрез сие: с согласия земских чинов Финляндии, изъявленного на основании § 71-го Сеймового Устава от 3 / 15 апреля 1869 года, МЫ Всемилостивейше повелеваем дать §-фу 12-му этого основного закона следующее измененное содержание:
«Сословие горожан состоит из депутатов от городов края таким образом, что для каждого города избирается один депутат; но если число жителей, согласно мантальному списку, доходит до шести тысяч человек, то избираются двое и более, по одному на каждые полные шесть тысяч жителей; однако город, имеющий менее тысячи пятисот жителей, может или назначить от себя особого уполномоченного, или же, для выбора общего депутата, присоединиться к другому городу, имеющему, на основании вышесказанного, право назначить на Сейм только одного депутата.
Право участвовать в выборах имеют члены городской общины, которые внесены в податные списки города и по последней общей таксации обязаны платить подати на общие потребности общины.
Не имеют права выбора:
женщины, замужние и незамужние;
лица, принадлежащие к дворянству или духовенству;
экипажи купеческого флота, нижние чины войск и прислуга публичных и частных учреждений и обществ;
лица, находящиеся в услужении у других или на постоянной работе, поденщики и другие подобные люди, содержащие себя случайной работой, и лица, которые занимаются каким-либо ремеслом только для собственного пропитания;
те, за кем числятся недоимки городских податей более чем за предшествовавший год.
Выборы производятся в присутствии Магистрата в объявленный для сего день билетами по обычному в городе выборному порядку. Голоса считаются по числу оброчных единиц (skattören) или на других началах, по которым определяется, сколько каждый избиратель обязан платить в городскую кассу на общественные потребности. Если городские жители, имеющие право выбора, пожелают изменить образ и порядок производства выборов, то, при постановлении о сем решения, голоса исчисляются на вышеприведенных началах, и вопрос повергается на воззрение и утверждение ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя. В городах, где по обычаю выборы производятся через электоров, каждый электор имеет один голос при выборе сеймового депутата».
АЛЕКСАНДР
Министр статс-секретарь, барон Шернваль-Валлен.
(Сборник действующих в Финляндии основных законоположений и относящихся к ним узаконений и актов. В трех отделах, с предисловием, примечаниями и хронологическим указателем. По поручению Финляндского генерал-губернатора графа Ф. Л. Гейдена составил К. Якубов. Гельсингфорс, 1889. С. 237 – 238)
Высочайший
Его Императорского величества Манифест,
об изменении редакции §§-в 51 и 52 Сеймового Устава Великого княжества Финляндского от 15 (3) апреля 1869 года, заключающем в себе дополнение касательно предоставления земским чинам края права предложения
Дан в Петергофе 25 (13) июня 1886 г.
Божией Милостию
МЫ АЛЕКСАНДР Третий, ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ Всероссийский, Царь Польский, Великий князь Финляндский и проч. и проч. и проч.Объявляем чрез сие: что соответственно выраженным по § 71-му Сеймового Устава от 15 (3) апреля 1869 года одобрению и согласию земских чинов Финляндии МЫ признали за благо, с отменой 6-го пункта Акта соединения и охранения от 21 февраля и 3-го апреля 1789 года Высочайше постановить и повелеть, чтобы §§-фы 51 и 52 сказанного Сеймового Устава, в виду дополнения к оному закона о предоставлении земским чинам права предложения, получили следующее измененное содержание.
§ 51
Земские чины, сверх предоставленного им пред сим права петиции, впредь имеют право вносить на Сейм предложения об установлении, изменении и отмене таких общих законов, которые зависят от совокупного решения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя с земскими чинами. Не могут быть однако возбуждаемы предложения об установлении, изменении или отмене основных законов, или законов об организации сухопутных и морских военных сил, а также законов о печати; относительно же церковного законодательства следует руководствоваться правилами, особо для сего установленными.
Если земские чины, по поводу возбужденного предложения решат принять новый, а также изменить или отменить прежний закон, то должны представить о сем проект ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и Великому князю. В случае одобрения проекта земских чинов ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и Великим князем, имеет быть издано постановление, дословно согласное с этим проектом. Если же проект ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и Великим князем не может быть одобрен в неизменном виде, то оный считается в целости оставленным без последствий, о чем, по повелению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя, земским чинам сообщается не позже ближайшего Сейма.
При возбуждении в сеймовых сословиях вопросов об общих законах не в виде предложения или вопросов об установлении, изменении или отмене законоположений и постановлений по предметам, относительно которых земские чины не имеют права предложения, донесения Сейма или сословий по сим делам представляются ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и Великому князю лишь в виде петиций, которые ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и Великим князем принимаются в уважение по мере признания им оных полезными для края.
Предложения и петиции по предметам, подлежащим рассмотрению общей комиссии, имеют быть представляемы сеймовым депутатом в том сословии, к которому он принадлежит, до истечения четырнадцати дней с открытия Сейма. По окончании же сего срока такие вопросы не могут быть возбуждаемы, если они непосредственно не истекают из постановленного уже в каком-либо сословии решения или другого возникшего во время Сейма случая.
Если сеймовый депутат намерен представить предложение или петицию, то он заранее извещает об этом представителя сословия. Кроме сего все предложения и петиции, предварительно их доклада, должны быть представляемы, письменно изложенными секретарю сословия. В одном изложении не следует соединять несколько предметов разного свойства. Каждое предложение должно заключать в себе доводы, на которых оное основано, и составленным в форме закона проекта предполагаемых положений по этому вопросу.
§ 52
Предложения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя, равно как и возбужденные в сословиях предложения, не должны быть принимаемы к окончательному рассмотрению до представления по оным заключения общей комиссии.
Если в каком-либо сословии будет возбуждена петиция, касающаяся общественного вопроса, то сословие может, когда пожелает, также передать вопрос на рассмотрение общей комиссии.
В Петергофе 13/25 июня 1886 года.
АЛЕКСАНДР
За министра статс-секретаря,
товарищ его К. Эрнрот.
(Сборник действующих в Финляндии основных законоположений и относящихся к ним узаконений и актов. В трех отделах, с предисловием, примечаниями и хронологическим указателем. По поручению Финляндского генерал-губернатора графа Ф. Л. Гейдена составил К.Якубов. Гельсингфорс, 1889. С. 249 – 251)