Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Высочайший ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА



СЕЙМОВЫЙ УСТАВ

Для

Великого княжества Финляндского.

Дан в С.-Петербурге 15 (3) апреля 1869 г.

Божиею Милостию

МЫ АЛЕКСАНДР Второй, ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ Всероссийский, Царь Польский, Великий князь Финляндский и проч. и проч. и проч. Объявляем чрез cиe: принимая во внимание, что действующие в Финляндии, состоявшиеся в прежние времена узаконения и правила касательно собраний и заседаний земских чинов в разных частях не имеют надлежащей полноты, ясности и точности, а также во многих отношениях не применимы к нынешним обстоятельствам, МЫ признали за благо ниже прописанным образом высочайше утвердить принятый на минувшем Сейме земскими чинами Финляндии Сеймовый Устав следующего, слово в слово, содержания:

Мы, нижеподписавшиеся земские чины Великого княжества Финляндского, графы, бароны, епископы, рыцарство и дворян­ство, духовенство, горожане и крестьяне, которые как с своей стороны, так и от имени наших оставшихся дома собратий, ныне собрались на общий Сейм, объявляем чрез cиe: что с отменою Сеймового Устава от 24 января 1617 года, а также всех древних и новейших законов, уставов и определений, изданных касательно сеймовых собраний земских чинов, мы, по Высочайшем предложении ЕГО ВЕЛИЧЕСТВОМ ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и Великим князем, принимаем к руководству Сеймовый Устав следующего содержания и буквального смысла.

§ 1.

Земские чины Великого княжества Финляндского, кои, быв собраны на Сейм, представляют финский народ, состоять из сословий рыцарства и дворянства, духовенства, горожан и крестьян.

 

§ 2.

Земские чины Финляндии собираются, по призыву ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя, на урочный Сейм по крайней мере каждый пятый год и могут также быть созываемы на чрезвычайный Сейм, коль скоро ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР найдет cиe нужным. На чрезвычайном Сейме рассматриваются только дела, которые были причиной созвания или иначе будут сообщены чинам ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ, а также вопросы, неразрывно связанные с таковыми делами.

§3.

Сейм происходит в столице края, за исключением тех случаев, когда по вторжению неприятеля или по другим важным препятствиям cие окажется невозможным или для безопасности земских чинов ненадежным, в каковых случаях ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР и Великий князь назначает для их собрания другое место в крае.

§ 4.

Призыв на урочный Сейм объявляется не позже, как за три месяца, а на чрезвычайный Сейм не позже шести недель до того дня, в который чины должны собраться, и публикуется в церквях края, а также сообщается особо властям и чиновникам, на обязанности коих лежит распорядиться производством сеймовых выборов, когда таковые должны иметь место. О призыве доводится до сведения Дирекции Рыцарского Дома.

§ 5.

Урочный Сейм имеет продолжаться не более четырех месяцев со дня его открытия, а в следствие того, если дела, переданные на обсуждение земских чинов, тогда еще и не будут окончены, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР и Великий князь может, коль скоро признает cиe за благо, закрыть Сейм и распустить чины. Сейм может также быть закрыт и до истечения четырех месяцев, как скоро о том будут просить все сословия или ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР и без сего найдет к тому повод.

 

§ 6.

Не следует возбранять никакому сеймовому депутату являться на Сейм и отправлять свои сеймовые обязанности; однако из сего изъемлются в военное время лица, принадлежащие к военному ведомству, когда им даны поручения по службе.

§ 7.

Сеймовый депутат, при исполнении сей своей обязанности не подлежит ни каким другим предписаниям, кроме основных законов края.

§ 8.

Сеймовый депутат должен соблюдать благопристойность и умеренность в своих объяснениях; но он не может быть отдан под суд или лишен свободы за выраженные им виды и мнения или за свое поведение в заседаниях Сейма, если сословие к которому он принадлежит, не даст на то разрешения особой резолюцией, с коей в общем собрании сословия согласились, по крайней мере пять шестых из числа присутствующих членов оного. Если депутат будет обвиняем в тяжком преступлении, то он не может быть взят под стражу, коль скоро не был пойман на деле, или же когда судья, по произведенному следствию, не усмотрел повода к определению ареста. За маловажные проступки не должно брать депутата под стражу, а также нельзя в продолжение Сейма заключать его за долги в тюрьму несостоятельных должников.

§ 9.

Если сеймовый депутат во время самого Сейма или проезда на оный, или обратного пути будет оскорблен словом или делом, не смотря на сделанное им объявление о своем звании, или же если он по окончании Сейма будет насильственно преследуем за действия на Сейме, то в таком случае учинение преступления против сеймового депутата считать обстоятельством, особенно увеличивающим виновность. Cиe же узаконение имеет силу в отношении секретарей и служебных лиц сеймовых сословий и комиссий.

 

 

§ 10.

Рыцарство и дворянство является на Сейм по Уставу Рыцарского Дома, который имеет быть составлен сообразно с основными законами.

§ 11.

Духовное сословие состоит из Архиепископа и епископов, являющихся по приглашению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя, и по крайней мере из следующего числа уполномоченных от каждой епархии, избираемых духовными лица­ми оной, состоящими в ординарной должности, а именно: от Абоской епархии 12, Боргоской 10 и Куопиоской 6.

Учители и ординарные должностные лица Университета края должны назначать одного депутата к духовному сословию; одна­ко имеют право, если пожелают, посылать двух уполномоченных. Равномерно и все ординарные учители элементарных учебных заведений должны назначать к духовному сословию сеймовых депутатов, по одному из каждой епархии, но могут, буде пожелают, выбрать и двух депутатов.

Касательно образа и порядка выборов в отдельных епархиях предоставляется избирателям условиться между собою.

§ 12.

Сословие горожан состоит из депутатов от городов края таким образом, что для каждого города избирается один де­путат, если же число жителей, согласно мантальному списку доходит до шести тысяч человек, то избираются два [и] свыше сего, по одному на каждые полные 6000 жителей; однако город, имеющий менее 1500 жителей, может или назначить от себя особого уполномоченного, или же, для выбора общего депутата, присоединиться к другому городу, имеющему, на основании вышесказанного, право назначать на Сейм только одного депутата.

Право участвовать в выборах имеют граждане, кораблехозяева, заводчики, лица, занимающиеся промыслами на основании особых привилегий, и домовладельцы, буде они внесены в оброч­ные списки города, а также ординарные бургомистры и ратманы городов.

Не имеют права выбора:

женщины замужние или незамужние;

домовладельцы, принадлежащие к дворянскому или духовному сословиям;

экипажи купеческого флота, нижние чины войск и прислуга публичных и частных учреждений и обществ;

лица, находящиеся у других в услужении, или в постоянной работе, или поденщине, или другие подобные люди, содержащие себя случайной работой, или же лица, кои занимаются каким-либо ремеслом только для собственного пропитания.

Выборы производятся в присутствии Магистрата в объявлен­ный для сего день билетами по обычному в городе порядку. Го­лоса считаются по числу оброчных единиц (skattören) или на других началах, по которым определяется сколько каждый избиратель должен платить в городскую кассу на общественные потребности. Если городские жители, имеющие право выбора, пожелают изменить образ и порядок производства выборов, то при постановлении о сем решения, голоса исчисляются на вышеприведенных началах и вопрос повергается на воззрение и утверждение ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого Князя. В городах, где по обычаю выборы производятся чрез электоров, каждый электор имеет один голос при выборе сеймового де­путата.

§ 13.

Крестьянское сословие состоит из депутатов, избранных по одному из каждого судебного округа в крае. Выборы произ­водятся чрез электоров, назначаемых от каждой принадлежа­щей к округу общины или части общины, и происходят в присутствии судьи в день, который для сего будет им объявлен. Выбор электоров происходит в созванном надлежащим обра­зом общинном собраний, а где такового не имеется, на мирской сходке, не позже осьми дней до выбора сеймовых депутатов. В выборе электора участвует каждый мужчина, который имеет жительство в общине, владеет обложенной манталом фрельзовой или шкатовой землей, на правах утвержденной оседло­сти заведывает казенным гейматом или содержит на аренде коронную бостель, кунгсгорд или кунгсладугорд, не принадле­жит к другому сословию и не состоит на службе края. При этом каждая община выбирает между имеющими в ней жи­тельство и право выбора одного электора и сверх того, смотря по числу населения согласно мантальному списку, по одному на каждые полные 2000 человек; голоса же исчисляются по измененному (förmedlade) манталу гейматов. За тем электоры, снабженные выпиской из протокола о их выборе, собираются в определенный день и место и при избрании сеймового депутата имеют каждый один голос.

§ 14.

Право участия в выборе электора или сеймового депутата в недворянских сословиях, с соблюдением оснований, установленных в §§ 11, 12 и 13, предоставляется каждому при­надлежащему к сословию, проживающему в избирательном ок­руге и достигшему совершеннолетия финляндцу, даже если он исповедует другую, а не христианскую веру; однако сего права не имеют:

кто в продолжение трех последнепредшествовавших годов не был внесен в оброчные списки края;

кто состоит под опекой;

кто уступил свое имущество на удовлетворение кредиторов и не может удостоверить, что он освободился от их претензий;

кто был присужден к ответственности или оставлен в подозрении за позорное преступление;

кто был объявлен незаслуживающим доверия сограждан или недостойным быть уполномоченным от другого;

кто изобличен в том, что он при выборе электора или сеймового депутата, деньгами или подарками старался приобресть голоса, или же насилием или угрозами нарушал свободу выбора;

кто признан уличенным в том, что он при выборе электора или сеймового депутата подал свой голос за вознаграждение;

кто пред тем уже участвовал в выборе электора или депутата другого сословия, кроме того, в котором он после того заявляет себя для участия в выборе.

Право выбора ни в каком случае не должно быть пере­даваемо другому по доверенности.

В электоры может быть выбираем каждый в избиратель­ном округе, кто сам имеет право участвовать в таковом выборе.

В сеймовые депутаты недворянских сословий может, с ниже исчисленными изъятиями, быть избираем каждый, проживающий в избирательном округе или вне оного член сословия, который сам имеет право участвовать в выборе электора или депутата сего сословия; однако условия относительно внесения в продолжение трех последнепредшествовавших годов в оброчные списки края не применяются к лицам, состоящим на службе ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, хотя бы и не в качестве финляндского чиновника.

Сеймовым депутатом не может быть признан:

кто не исповедует христианской веры;

кто не достигнул 25-ти лет от роду;

кто участвовал в выборе электора или депутата другого сословия, кроме того, в котором он заявит себя к отправлению обязанностей сеймового депутата.

Все что ныне сего означено как препятствие к пользованию правом участвовать в выборах, быть избранным и признаваемым в звании сеймового депутата недворянских сословий, должно также считаться препятствием и к признанию предста­вителя рыцарства и дворянства.

§ 15.

При избрании сеймового депутата выбор решается большинством голосов. Если двое или несколько получили большее и одинаковое число голосов, то между ними решает жребий.

Лицу, таким образом избранному, немедленно выдается полномочие: сеймовому депутату духовного сословия от Епархиальной или Университетской консистории; депутату сословия горожан от городского Магистрата, а депутату крестьянского сословия от судьи. Полномочия имеют быть следующего содержания:

«При выборе сеймового депутата, состоявшемся (тогда то) между духовенством (такой то) eпapxии, между учителями (та­кой то) епархии, в Александровском университете, в (таком то) городе, в (таком то) судебном округе (такой то) глав­ный пастор, капеллан, проповедник, приходский адъюнкт (такого то) прихода, капелланства или проповеднического окру­га, учитель (такой то) епархии, преподаватель, чиновник Александровского университета, проживающий в (таком то) городе, на (таком то) геймате, в (таком то) приходе, (такой то) губернии, был избран сеймовым депутатом духовного, — город­ского, — крестьянского сословия; почему он (такой то) уполно­мочивается присутствовать на Сейме, имеющем открыться в (таком то) городе в (такой то) день, и участвовать в совещаниях и решениях по происходящим там делам. Место и время.

§ 16.

Если кто желает подать жалобу на произведенные выборы сеймового депутата в сословиях горожан или крестьян, то имеет просить у производителя выборов надлежащей выписки из протокола, которая должна быть ему выдана не позже как [через] два дня; за тем проситель обязан, под опасением потери права на иск, не позже четырнадцати дней, считая со дня выборов, представить свою жалобу Начальнику губернии, который, буде к тому встретится повод, предписывает кому следует в определенный, непродолжительный срок подать по оной объяснение, и потом постановляет по делу решение не позже дня, следующего после того, в который окончился срок подачи объяснения. Недовольный решением Начальника губернии может, до истечения осьми дней после сообщения ему оного, подать на решение жалобу тому же Начальнику губернии, который немедленно посылает делопроизводство вместе с истребованным объяснением и собственным отзывом в высшую судебную инстанцию края, долженствующую безотлагательно рассмотреть дело и постановить по оному решение.

Жалобы на выборы сеймового депутата духовного сословия подаются духовными лицами и учителями епархии в Духовные Кон­систории; при чем в прочем соблюдается тот же порядок и те же основания, которые выше сего постановлены. Жалобы на выборы Университета, подаются в четырнадцатидневный срок в высшую судебную инстанцию края.

 

§ 17.

Избранный в сеймовые депутаты не должен отказываться от сего поручения, буде не может представить препятствий признаваемых законными по общему уложению, или не достиг шестидесяти лет от роду.

Отказ от поручения быть сеймовым депутатом, объявленный при производстве выборов, обсуждается производителем выбора. Если отказ последовал после того, но прежде собрания земских чинов, то причины оного обсуждаются Начальником губернии или надлежащей Духовной консисторией или Консисторией Университета.

Если кто желает подать жалобу на решение состоявшееся по отказу от поручения сеймового депутата; то в сем отношении соблюдаются правила, определенные в § 16-м.

В продолжение Сейма депутат не может отказаться от своего поручения, если не предъявит такого препятствия, которое сословием, к коему он принадлежит, будет признано уважительным.

§ 18.

В случае уважения отказа или объявления избранного депу­тата неспособным отправлять свое поручение, или выбытия оного за смертию, или назначения тальманом, имеют быть приняты, кем следует, безотлагательные меры к производству нового вы­бора. В крестьянском сословии таковой выбор имеют произ­водить электоры, назначенные на тот же Сейм по § 13-му.

 

§ 19.

Если какой-либо избирательный округ не назначит уполномоченных в надлежащем числе, то подвергается пене, какую признает справедливой сословие и которую можно считать соответствующей расходам, коим должен подвергнуться по содержанию сеймового депутата другой такой же округ. Эта пеня поступает в кассу сословия. Изъятие из сего допускается, однако, для Лапмаркенского судебного округа, в случае, не назначения им депутата.

§ 20.

Избранный сеймовый депутат получает достаточное и при­личное содержание, а также вознаграждение за путевые расходы по проезду на Сейм и обратно, от лиц, имеющих право выбора в том округе, от которого он назначен. Необходимые о сем определения постановляются до выборов; взимание же сих средств и отчетность по оным возлагаются, без особого за то вознаграждения, на подлежащие магистраты относительно депутатов сословия горожан, и на подлежащих коронных фохтов относительно депутатов крестьянского сословия. Что же касается до депутатов духовного сословия, то о сборе причитающегося им содержания следует условливаться в связи с соглашением о порядке выборов.

Подлежащему сословию предоставляется право, по жалобе о том избранного сеймового депутата, определить количество содержания, причитающегося ему за сие поручение.

Если избранный депутат не явится на Сейм к определенному сроку, то лишается содержания за пропущенное время, буде сословие, к которому он принадлежит, по обсуждении представленного в сем отношении препятствия, признает справедливым постановить такое решение; а кроме того сословие вла­стно приговорить депутата по свойству дела к пене не свыше такого же количества. Сие узаконение применяется и в том случае, когда депутат иным образом, без разрешения сословия и без законного препятствия, уклоняется от совещаний сословия. Пени, присужденные таким образом с не присутствовавшего, поступают в кассу сословия.

§ 21.

Чиновник, старающийся иметь чрез свою должность влияние на выбор сеймового депутата, лишается должности. Кто будет уличен в нарушении свободы выбора подговорами или обещаниями, тот присуждается к тюремному заключению от четырнадцати дней до трех месяцев. Если для таковой цели были употреблены угрозы или насилие, то виновный наказывается заключением в тюрьму от одного месяца до одного года; если же он чиновник, то сверх сего лишается должности.

§ 22.

В день, следующий после того, к которому были созваны земские чины, члены рыцарства и дворянства должны, согласно правилам Устава Рыцарского Дома, удостоверить свои права на отправление должностей сеймовых депутатов, а избранные депутаты сословий духовенства, горожан и крестьян предъявить на рассмотрение свои полномочия пред лицом, назначенным для сего ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и Великим князем. При этом рассматривается, выданы ли полномочия по установленной форме, и ведется протокол, который сообщается каждому из трех означеных сословий. Лицу, полномочие коего будет признано действительным, выдается входной билет.

Однако же каждому сословию предоставляется в последствии обсуждать право на отправление должности сеймового депутата не только такого члена, полномочие коего не было одобрено, но и того, против которого в продолжение Сейма, вследствие настоящего Основного закона, встретится замечание. Депутат, относительно сеймовых прав которого в сословии возникнет сомнение, сохраняет между тем качество депутата сословия до тех пор, пока он не будет объявлен не имеющим на то права.

§ 23.

В день, назначенный для сбора земских чинов, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР и Великий князь объявляет, кому он поручил быть ландмаршалом рыцарства и дворянства, и наз­начает тальманом духовного сословия Архиепископа или в случае его болезни, или отсутствия, или вакансии его должности, кого-либо другого из епископов. При том же назначаются ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ вице-ландмаршал для рыцарства и дворянства и вице-тальман для духовного сословия из числа членов сих сословий.

По получении уведомления об исходе упомянутого в § 22 рассмотрения полномочий, сословия горожан и крестьян неме­дленно посылают депутации к ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ или к тому, кого он за себя назначил, для испрошения тальманов и вице-тальманов, кои тогда для каждого сословия назначаются из числа его членов. До назначения тальманов, в каждом сословии председательствует старший по возрасту из присутствующих в оном членов.

Ландмаршалу и тальманам назначается ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ определенная сумма из средств статного ведомства, в виде вознаграждения за особые расходы, причиняемые им Сеймом.

§ 24.

Ландмаршал, вице-ландмаршал, тальманы и вице-тальманы приносят пред ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и Великим князем или пред тем, кого он за себя назначит, следующую присягу:

«Я такой-то, назначенный на этот Сейм ландмаршалом (вице-ландмаршалом) рыцарства и дворянства, тальманом (вице-тальманом сословия духовенства, горожан, крестьян), обязуюсь и клянусь пред Богом и Святым Его Евангелием, что я хочу и буду стараться всеми своими силами поддерживать и защи­щать не только права ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя, но и права и привилегии сословия и земских чинов, согласно с действующими основными законами (для ландмаршала и вице-ландмаршала: и Уставом Рыцарскаго Дома). Cие обязуюсь я держать свято, в чем Господь Бог да поможете мне телесно и душевно».

§ 25.

По учинении присяги ландмаршалом и тальманами, сословия собираются каждое отдельно, приветствуют друг друга посредством депутаций и назначают членов депутации, которая под предводительством ландмаршала и тальманов представляется ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и Великому князю или тому, кого он за себя назначил, и, выразив отдельно от каждого сословия верноподданническое почтение оного, просят об определении дня для открытия Сейма.

§ 26.

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР и Великий князь, или кто им для сего будет вместо себя назначен, объявляет сословиям о дне, назначенном для открытия сейма. В этот день все сословия, по окончании богослужения, собираются в тронной зал, где ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР или кто им будет вместо себя назначен, приветствует земские чины и объявляет Сейм открытым; после чего сословия, каждое в свою очередь, выражают чрез ландмаршала и тальманов свое верноподданническое почтение. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР сообщает земским чинам список предложений, которые он желает передать на обсуждение чинов; однако в последствии в продолжение Сейма могут быть сообщаемы на рассмотрение чинов и дальнейшие представления.

§ 27.

На каждом урочном Сейме, при открытии оного или же в течение четырнадцати дней после того, имеет быть сообщаемо земским чинам о состоянии статного ведомства, дабы доставить им сведения об употреблении доходов казны в пользу и на благо края.

§ 28.

В каждом сословии должен находиться секретарь для ведения в нем протокола. У рыцарства и дворянства должность сию отправляет секретарь Рыцарского Дома. Сословия духовенства и горожан назначают для сего способное лицо в порядке, кото­рый каждым из них будет для себя определен. Секретарем крестьянского сословия ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР и Великий князь назначает, до собрания сословия, способное и знаю­щее законы лицо, долженствующее вместе с тем при рассмотрении дел помогать советами тальману и сообщать членам со­словия сведения о законных правах и обязанностях каждого. Секретарь крестьянского сословия не должен, без ясно выраженного с[о] своей стороны замечания или оговорки, вносить в протокол сословия или изготовлять к отпуску что-либо противное основным законам; однако он не имеет никакого голоса в сословии.

Секретарь крестьянского сословия, до вступления в должность, учиняет следующую присягу пред ГОСУДАРЕМ ИМПЕРА­ТОРОМ или тем, кто будет им вместо себя назначен: «Я такой-то, назначенный на этот Сейм секретарем крестьян­ского сословия, обязуюсь и клянусь пред Богом и Святым Его Евангелием, что при отправлении сей должности я хочу и буду стараться всеми своими силами соблюдать и поддерживать как права ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя, так и права и привилегии сословия и земских чинов согласно с действующими основными законами. Все cиe обещаюсь я держать свя­то, в чем да поможет мне Господь Бог телесно и душевно». Прочий служебный состав, который каждое сословие признает для себя необходимым на время Сейма, назначается сословием.

Секретарь крестьянского сословия пользуется из статных сумм содержанием, которое определяет ГОСУДАРЬ ИМПЕ­РАТОР.

§ 29.

На каждом урочном Сейме в течение ocьми дней после его открытия учреждаются: Комиссия законов, Хозяйственная комиссия, Статная комиссия, Комиссия чрезвычайных податей и Банковая комиссия. Комиссии законов, хозяйственная и статная имеют состоять каждая из 16-ти, а комисси[и] чрезвычайных податей и банковая из 12-ти членов, поровну назначаемых в каждом сословии чрез электоров. Одинаковым же порядком выбираются и суплеанты, дабы, в случае встреченных членами комиссий препятствий, заступать их место.

На чрезвычайном Сейме учреждается лишь столько комиссий, сколько потребуется для производства рассматриваемых на оном дел.

§ 30.

Если вопрос, требующий заключения комиссии, удобно не мо­жет быть отнесен ни к какой из помянутых в § 29 комиссий, или же для выиграния времени, или по другой причине должен быть рассматриваем особой комиссией, то земским чинам предоставляется назначить таковую комиссию.

В случае, такого накопления дел в какой-либо комиссии, что они не могут быть окончены к надлежащему сроку, ко­миссия имеет требовать от сословий увеличения числа членов и для ускорения дел разделиться на отделения. Каждое таковое отделение должно состоять, по крайней мере, из двух членов от каждого сословия и имеет от имени комиссии давать заключения по переданным в оную вопросам.

Каждое сословие может также, буде считает cиe необходи­мым назначить комиссию для предварительного обсуждения своих частных жалоб и потребностей.

§ 31.

Член Сената не может быть членом комиссии и никто не должен быть назначаем в комиссию, в которой может рассматриваться отчет о его служебных действиях.

§ 32.

Если кто уже избран, членом двух комиссий, то имеет право отказаться от данного ему поручения участвовать сверх того в занятиях какой-либо комиссии; но впрочем от каждого сословия, по обсуждении заявленных препятствий, зависит решать, может ли назначенный оным член комиссии быть освобожден от сего поручения.

§ 33.

Комиссии, каждая для себя, выбирают в председатели од­ного из своих членов. До производства сих выборов, место председателя занимает старший из присутствующих чле­нов рыцарства и дворянства.

Комиссии назначают, каждая для себя, секретаря и прочих служебных лиц, которые могут оказаться для оных необходимыми.

§ 34.

Комиссия законов имеет давать заключения по поступаю­щим в оную от сословий проектам издания, изменения, пояснения или отмены основных законов, а также общих гражданских, уголовных, церковных и морских уложений.

§ 35.

В Хозяйственную комиссию представляются поступившие на обсуждение и заключение сословий проекты касательно обществен­ного хозяйства края или всяких принадлежащих к оному учреждений, а также изменение, пояснение или отмена относящих­ся сюда постановлений и уставов.

§ 36.

Статная комиссия, которой сообщаются сведения о состоянии статного ведомства, а также все требуемые ею счеты и дела оного, должна давать отзывы о способе доставления средств на покрытие потребностей края, в случае недостаточности ординарных статных доходов, и в особенности рассматривать, каким образом были употреблены ассигновки, назначенные для определенных целей на последнем Сейме. Если в продолжение Сейма будут представлены другие проекты постоянных или временных ассигновок на какие-либо статные или обще­ственные потребности, или для особых целей, или же иные вопросы, состоящие в связи со статными доходами или расхо­дами, или имеющие влияние на оные, то Статная комиссия обя­зана представить о том отзыв земским чинам.

По предложению ландмаршала или подлежащего тальмана или председателя комиссии, статная комиссия имеет также на пра­вах земских чинов определять соразмерное объему и свой­ству дел вознаграждение не только секретарям сословий ры­царства и дворянства, духовенства и горожан, а также ком­иссий, но и служебному составу всех сословий и комиссий.

§ 37.

Комиссия чрезвычайных податей имеет рассматривать все переданные ей от сословий дела, касающиеся изменения постановлений об отбывании чрезвычайных податей, составлять примерные исчисления доходов от отдельных чрезвычайных податей и, по определении количества сих податей, представ­лять об основаниях и способе раскладки оных, а вместе с тем заготовлять для земских чинов проекты Уставов о чрезвычайных податях.

§ 38.

Банковая комиссия имеет поверять управление Банка и положение фондов, состоящих под ручательством и на попечении земских чинов, давать о том в возможной скорости отчет сословиям и представлять о правилах, признаваемых необходимыми для заведывания сими фондами.

§ 39.

Все комиссии начинают, свои заседания не позже четырех дней после их учреждения и представляют потом полным собраниям сословий отзывы и проекты, по мере изготовления дел.

Если член комиссии, без законного препятствия или осо­бого разрешения, три раза, не присутствовал в заседаниях комиссии, то об этом доводится до сведения надлежащего сословия, которое за тем принимает меры, требуемые обстоятель­ствами.

§ 40.

Если комиссия признает нужным получить словесные или письменные объяснения от должностных лиц, или общественных учреждений, не состоящих в заведывании земских чи­нов, то она обращается к председателю Сената с просьбою о предписании кому следует представить требуемые справки.

§ 41.

Если земскими чинами будет постановлено непосредственно или по донесению комиссии, что какое-либо дело должно быть рассматриваемо двумя или несколькими соединенными комиссиями, то каждая из сих комиссий выбирает из своей среды депутатов в равном числе от каждого сословия, для рассмотрения дела и представления по оному заключения, с освобождением прочих членов комиссии от участия в обсуждении сего дела.

Для таковых сводных комиссий действуют в прочем те же правила, как для комиссий вообще.

 

§ 42.

При подаче голосов в комиссии они считаются поголовно по числу всех присутствующих членов. Если голосование происходит закрытыми билетами, то отлагается всегда один билет для открытия в том случае, если голоса при исчислении окажутся разделенными поровну. О предложении решения действуют узаконения, ниже сего определенные относительно сословия.

Члену, не согласившемуся с решением комиссии, не воз­браняется приложить к отзыву оной свое отдельное мнение, которое в таком случае надлежит излагать письменно; одна­ко cие не должно задерживать заключения комиссии.

§ 43.

Ландмаршал, тальманы и лица, заступающие их места, а также секретарь крестьянского сословия, буде пожелают, имеют присутствовать в комиссиях, но без права участвовать в совещаниях и решениях.

§ 44.

Отзывы и представления комиссии поверяются в присутствии комиссии или тех ее членов, кои для сего назначены.

Исходящие бумаги комиссии подписываются от ее имени председателем.

§ 45.

Ландмаршал и тальманы обязаны каждый в своем со­словии издавать призывы к общим собраниям, докладывать в оных дела, заведывать и руководить совещаниями, предста­влять пропозиции для постановления решений, блюсти за порядком в собрании, а также в прочем наблюдать за тем, чтобы не происходило в сословиях при совещаниях ничего противного основным законам края, и закрывать общие собрания.

Ландмаршал или тальман не принимают участия в сове­щаниях или голосовании и не должны предлагать ничего кроме требующегося для исполнения основных законов, а также отдельных решений земских чинов или сословий и правил, и уставов, принятых сословиями для производства сеймовых дел.

Совещания сословий публичны, кроме отдельных случаев, ко­гда какое-либо сословие в сем отношении постановит иначе.

О призыве к общему собранию повещается за день вперед.

§ 46.

В общем собрании каждый член сословия имеет право, для внесения в протокол, свободно говорить и выражать свое мнение по всем обсуждаемым там вопросам, а также о законно­сти всего, что в сословии происходит. Каждый говорит стоя с своего места, в порядке своего о том заявления и вызова; и никто не имеет права говорить без внесения в протокол.

Никто не должен дозволять себе оскорбительных, насмешливых или иначе непристойных выражений о Правительстве или частных лицах. Если cие случится, то ландмаршал или тальман воспрещают ему говорить, и сословие потом обсуждает, должно ли ему быть сделано замечание или предостережение ландмаршалом или тальманом, или дело подлежит судебному раз­бирательству, или же оно может быть оставлено без последствий.

§ 47.

Сословия могут собираться в одном месте для совокупного совещания по общему производящемуся на Сейме делу, но без права постановлять там решение; при сем председательствует ландмаршал или, в случае препятствия для него, тот из при­сутствующих тальманов, который к тому ближе в порядке, соблюдаемом между сословиями по § 1-му. Если одно сословие желает такого собрания, то оно уведомляет прочие сословия как об этом, так и о предмете совещаний. Если к сему желанию присоединится какое-либо другое сословие, то собрание всех сословий имеет состояться. Ландмаршал и тальманы условливают­ся о времени и месте собрания; повестка же об оном дается ландмаршалом накануне.

Председатель и члены Сената имеют право присутствовать в совокупном собрании сословий и участвовать в происходящих при том совещаниях; почему председатель Сената имеет быть уве­домлен ландмаршалом как о времени и месте таковых собраний, так и о делах, которые там будут рассматриваемы.

Когда совещания по делам, производившимся в совокупном собрании, объявлены оконченными, тогда каждое сословие постано­вляет в своем помещении решения по оным, не допуская даль­нейших рассуждений по сим предметам.

§ 48.

По делам, лично касающимся какого-либо члена сословия, он может присутствовать при совещании, но не при постановлении решения.

§ 49.

Кто не принадлежит к Евангелическо-Лютеранскому исповеданию, тот не должен участвовать в обсуждении представлен­ных на Сейме проектов касательно Церковного уложения для лютеранских приходов края или прочих церковных дел сих приходов.

§ 50.

Повеления и предложения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя, кои не были переданы сословиям уже при от­крытии Сейма, сообщаются им одним из членов Сената края.

§ 51.

Петиции по делам, подлежащим обсуждению общей комиссии, имеют быть представляемы сеймовым депутатом в том со­словии, к которому он принадлежит, до истечения четырнад­цати дней с открытия Сейма. За тем уже не может быть воз­бужден таковой вопрос, если он непосредственно не истекает из уже постановленного в каком-либо сословии решения или другого произшедшего во время Сейма случая.

Если сеймовый депутат имеет намерение представить петицию, то он заранее уведомляет об этом председателя сословия. Кроме сего все петиции, предварительно их доклада, должны быть представляемы в письменном изложении секретарю сословия. В одном изложении не должно быть смешиваемо несколько предметов разного свойства.

 

 

§ 52.

Предложения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя не должны быть принимаемы к окончательному обсуждению до представления по оным заключения комиссии.

Если петиция касательно общественного вопроса будет возбуж­дена в каком-либо сословии, то оно также может, буде пожелает, передать вопрос на рассмотрение общей комиссии.

§ 53.

Когда в каком-либо сословии докладывается в первый раз предложение, то оное, буде сословие с общего согласия тотчас не передаст его в комиссию, должно оставаться на столе до будущего собрания, когда имеет быть постановлено о таковой передаче.

Когда в комиссию передается проект изменения основного за­кона или отчет о состоянии статного ведомства, то при сем не должны происходить обсуждения ни в каком сословии; но если член сословия пожелает представить к протоколу свое мнение по другому делу, то и оное имеет быть передано в комиссию, лишь бы чрез cие не была задержана передача дела.

Если возникнет вопрос, в какую комиссию должно быть передано дело, то таковой вопрос может быть оставлен на сто­ле только на то собрание, в котором был возбужден, а в следующее должен быть разрешен, непременно.

§ 54.

Отзыв общей комиссии особо сообщается каждому сословию и, если возможно, принимается к рассмотрению одновременно во всех сословиях.

§ 55.

До призыва сословий к общим собраниям ландмаршал и тальманы собираются вместе с двумя членами от каждого сословия и секретарем крестьянского сословия для могущего ока­заться необходимым соглашения относительно докладывания дел.

Предложения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя всегда должны быть принимаемы в сословиях к обсуждению преимущественно пред прочими.

§ 56.

Отзыв общей комиссии, по докладу его в первый раз по поступлении, оставляется на столе. При следующем докладе отзыв, происходило ли обсуждение или нет, вновь оставляется на столе, коль скоро того требуют два или более члена; но по до­кладе дела в третий раз, по оному должно быть постановлено решение.

Предварительные представления и запросы комиссии разрешают­ся немедленно, буде не потребуется оставление дела на столе.

В канцеляриях сословий во всякое время должен быть доступен список оставляемым на столе делам и принадлежащим к ним бумагам.

§ 57.

Когда вопрос, по которому был представлен отзыв комиссии, принимается к окончательному рассмотрению, тогда сословие, смотря по обстоятельствам, или немедленно постановляет по оно­му решение, или же буде дело признается требующим дальнейшего разъяснения, возвращает оное в комиссии.

Коль скоро комиссия, в которую одним сословием дело воз­вращено, усмотрит, что состоявшимся по оному постановлением других сословий оно уже решено, то уведомляет о том сословие, возвратившее дело. В противном случае комиссия обязана представить новое заключение.

Когда затем заключение вновь будет сообщено сословиям, то с оным поступается в порядке, установленном в § 56, без дальнейшего возвращения в комиссию.

§ 58.

При окончательном решении дела, читаются все принадлежащие к оному бумаги, если того желает член сословия. Ника­кое дело, по которому происходило обсуждение, не должно быть принимаемо к окончательному решению до тех пор, пока сословие, по представлению ландмаршала или тальмана, не объявило суждений окончательными; после чего согласно с обсуждением пред­ставляется пропозиция для постановления решения. Если заключение комиссии во всем его объеме или же иной вопрос будет разрешен согласием или несогласием, то первая пропозиция ландмаршала или тальмана должна предлагать о согласии. Если на cие последует ответ отрицательный, то в следующей пропозиции принимаются в соображение обнаружившиеся при совещаниях по делу замечания или отзывы. Если дело состоит из нескольких частей, удобно не могущих быть решенными в одной связи, то по каждой части представляется особая пропозиция в установленном здесь порядке.

§ 59.

Предлагаемая ландмаршалом или тальманом пропозиция о решении всегда должна быть составлена таким образом, чтобы на оную можно было ответить только «да» или «нет». На пред­ставленную пропозицию не возбраняется делать замечания, но с тем, чтобы уже не происходило новых обсуждений по са­мому вопросу. По одобрении представленной пропозиции сословием и по получении на оную ответа, ландмаршал или тальман, по своему пониманию, объявляет о данном ответе. Если на это не последует возражения, то имеет остаться при том, и решение составляется согласно ответу, который ландмаршал или тальман признал имеющим перевес. Член сословия, не одобряющий понимания ландмаршала или тальмана об ответе сословия, имеет право требовать голосования, чего возбранять не должно.

§ 60.

При подаче голосов имеет быть письменно составляема и поверяема пропозиция голосования, а также ясная контрапропозиция, и непосредственно за тем производимо голосование; но воспре­щается делать пропозицию о том, должно ли иметь место голосование, ниже приступать по оной к подаче голосов.

§ 61.

Подача голосов всегда производится билетами, на которых напечатано «да» или «нет». Между одобрительными и отрицатель­ными билетами, которые имеют быть просты и закрыты, не должно быть никакой наружной разницы. Голоса считаются поголовно. Ландмаршал или тальманы обязаны, во избежание равенства голосов за и против, при каждом голосовании вынимать и отлагать до вскрытия билетов один из них. Если при счете прочих билетов число голосов окажется разделившимся поровну, то отложенный билет вскрывается и постановляет решение.

§ 62.

Не согласившийся с решением может представить для внесения в протокол свое несогласное с решением мнение; но cиe ни в каком случае не должно вести к новому обсуждению уже решенного вопроса.

§ 63.

Ландмаршал или тальман не должен отказываться от при­нятия к обсуждению вопроса, возбужденного членом сословия, или от представления сословию пропозиции по уже пропущенному вопросу, за исключением случаев, когда, по его мнению, во­прос противоречит основному закону или уже состоявшемуся решению по делу, или впрочем такого особенного свойства, что не должен быть допущен к обсуждению, при чем каждый раз им имеют быть приводимы причины такового отказа.

§ 64.

Решение не должно быть изменяемо при поверке; но не вос­прещается делать к оному прибавления, не ведущие к изменению. Отзыв члена сословия и последовавшие по оному суждения, с согласия члена и дозволения сословия, могут быть при повер­ке исключаемы из протокола, но только не такие, на которых очевидно основывается решение.

§ 65.

Сеймовый депутат, не присутствовавший при постановлении по делу решения в сословии, к которому он принадлежит, имеет право после того заявить к протоколу, что он не принимал участия в таковом решении, но не должен делать на оное ни­какого замечания.

 

§ 66.

Каждое сословие сообщает прочим сословиям выписки из протоколов о решениях своих касательно дел, по которым представила заключение общая комиссия, а также по другим во­просам, не касающимся какого-либо сословия отдельно. При необ­ходимости в большей поспешности, сословиям также не воз­браняется взаимно сообщать свои решения чрез депутации; но при этом всегда имеет быть представляема сверенная секре­тарем сословия копия с пропозиции, на которой основано решение, и читаема в прочих сословиях предводителем депутации.

§ 67.

О решении дела, рассматривавшегося в общей комиссии, сия комиссия, в возможной скорости, имеет быть уведомлена вы­пиской из протокола.

Если комиссия при этом усмотрит, что сословия постанови­ли по делу столь разногласные решения, что из различных мнений невозможно образовать законного большинства, то комиссия старается по возможности согласовать разные мнения и пред­ставляет сословиям проект такого соглашения.

Если же большинство уже состоялось, то делопроизводство передается в комиссию земских чинов, о которой упоми­нается в § 77-м.

§ 68.

На каждом урочном Сейме земские чины избирают от каждого сословия по равному числу поверенных, которые, со­ображаясь с составленной и утвержденной чинами инструкцией, имеют наблюдение за управлением фондами Финляндского Бан­ка, состоящими под ручательством и на попечении чинов. Выборы сии должны происходить отдельно в каждом сословии и столь заблаговременно, чтобы назначенные поверенные могли вступить в отправление своих обязанностей еще во время собрания чинов.

Чины назначают также на каждом Сейме ревизоров, од­ного от каждого сословия, для производства ревизий, коим еже­годно подвергаются означенные фонды.

Для заступления при встретившихся случаях мест банковых поверенных и ревизоров, чины назначают к ним суплеантов в необходимом по их усмотрению числе.

§ 69.

При всех выборах соблюдается, чтобы именные билеты, для признания их действительными, были просты, закрыты и точны в отношении к имени лиц, а также верны относительно чис­ла оных. Между лицами, получившими одинаковое число голо­сов, в случае надобности, решает жребий.

§ 70.

Подробные правила, признаваемые необходимыми для производства сеймовых дел и для порядка в сословиях и в комиссиях, установляются земскими чинами, а по делам, относящимся к какому-либо отдельному сословию, сим сословием. В эти правила не должны быть включаемы определения, противные основным законам или другим действующим постановлениям.

§ 71.

Издание, изменение, пояснение или отмена основного закона может последовать не иначе как по предложению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Великого князя и с согласия всех сословий; предложение же по таковому предмету разрешается на Сейме, на котором оно последовало, или же, если по крайней мере два сословия того требуют, оставляется нерешенным до следующего Сейма, когда оно имеет быть принято к окончатель­ному рассмотрению.

Относительно вопросов, об изменении или отмене данных сословиям привилегий, льгот и преимуществ или о пожаловании новых привилегий, действуют узаконения, установленные о том в Форме правления.

§ 72.

Решением земских чинов по всем вопросам считается согласное заключение сословий.

Если не все сословия согласятся, относительно оснований для какой-либо чрезвычайной подати, о способе применения оных или о раскладке таковой подати, и если не состоялось соглаше­ния, как сказано в § 67, то дело предоставляется обсужде­нию Комиссии чрезвычайных податей, с установлением при том числа ее членов, согласно определению в § 74. Если две трети участвующих в голосовании членов усиленной таким образом комиссии одобрят проект Комиссии чрезвычайных податей относительно одной или нескольких частей оного, ко­торых земские чины пред тем не могли единогласно принять, то проект этот считается заключением земских чинов. Если же такое большинство не состоится, то Комиссия чрезвы­чайных податей обязана представить об иной раскладке или же о других основаниях и способе для отбывания той части чрезвычайной подати, к которой относится непринятая часть первого проекта Комиссии.

Если не последует единогласного решения всех сословий по какой-либо ассигновке на особые потребности и если попытка о соглашении оказалась безуспешной, то решение вопроса пре­доставляется усиленной Статной комиссии. Когда при голосовании по крайней мере две трети всех голосов не будут даны в пользу разрешения ассигновки, то вопрос считается зем­скими чинами неодобренным.

§ 73.

Все дела, за исключением помянутых в §§ 71 и 72, решаются по заключению трех сословий. Если два сословия постановили одно решение, а два прочие другое, то вопрос считается на том Сейме не решенным и остается при прежде установленном, кроме случаев, ближе определенных, в § 74-м.

§ 74.

Если при решении какого-либо из вопросов, помянутых в § 73, сословия постановили столь разногласные заключения, что из разных мнений не возможно образовать законного боль­шинства, или если два сословия пришли к заключению, не сход­ному с заключением двух остальных по вопросу, который, по определению земских чинов, не может быть оставлен не решенным, и буде попытка согласовать оные остается безу­спешной, то комиссия, предварительному рассмотрению которой подлежало дело, имеет непосредственными выборами в сословиях быть усилена до пятнадцати членов от каждого сословия; усиленная таким образом комиссия должна произвести совокупное и поголовное голосование для безусловного и окон­чательного принятия или непринятия прежнего представления комиссии в тех частях, в которых разошлись заключения сословий. До приступления к подаче голосов в усиленной комиссии, имеют быть составлены для того пропозиции простой комиссией и переданы на рассмотрение и одобрение сословий. При голосовании, до приступления к счислению билетов, откладывается один из них, чтобы, в случае, если по исчислении прочих, окажется равенство голосов, вскрыть его для постановления решения. Состоявшееся таким образом по большинству голосов заключение усиленной комиссии считается решением земских чинов.

§ 75.

Если ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР и Великий князь потре­бует отзыва земских чинов по делам, касающимся общественного хозяйства или общественных учреждений, то в совокупном представлении сословий доносится ГОСУДАРЮ ИМПЕ­РАТОРУ о согласном заключении чинов, или, при несогласии между сословиями, об отзыве каждого отдельного сословия.

§ 76.

Решения, составляющие ответы на сообщенные земским чи­нам Высочайшие предложения, а также представления на ИМЯ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, состоявшиеся по совокупному заключению чинов, повергаются на высочайшее обсуждение посредством письменных донесений.

§ 77.

Все совокупные донесения всех сословий, а также сеймовое решение составляются и отправляются особой Экспедиционной комиссией, состоящей из двух членов от каждого сословия.

 

§ 78.

Никакая исходящая бумага не должна быть отправляема от земских чинов без поверки оной в присутствии сословия или доверенных лиц, чинами для сего назначенных.

§ 79.

Сеймовое решение подписывается всеми членами сословий; но прочие исходящие бумаги земских чинов — только ландмаршалом и тальманами.

§ 80.

Для закрытия Сейма, сеймовые депутаты, в определенный ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ и Великим князем день, собираются, по окончании богослужения, в тронной зал, где сословия чрез ландмаршала и тальманов выражают пред ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ или пред тем, кого он для сего назначит, свое верноподданническое почтение и доброжелание, после чего ландмаршал передает сеймовое решение, и ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, или кто будет к сему вы­сочайше назначен, объявляет Сейм закрытым и распускает земские чины.

По возвращении сословий в места своих собраний, они прежде чем разойдутся прощаются взаимно посредством депутаций.

§ 81.

Сообщенные земским чинам Высочайшие предложения, отзывы комиссии, а также представления чинов на Высочай­шее Имя и сеймовое решение особо издаются в печати. Сей­мовое решение включается также в собрание действующих в крае общих постановлений.

§ 82.

Общие расходы и издержки по Сейму, за исключением по­мянутых в §§ 23 и 28-м, покрываются из доходов, поступающих от чрезвычайной подати или из других общественных средств, состоящих в распоряжении земских чинов.

 

§ 83.

Настоящий Сеймовый Устав имеет во всех своих частях пребывать ненарушимым Основным законом для МОНАРХА и земских чинов Финляндии, до изменения или отмены оного совокупным решением.

Для вящшего же удостоверения засвидетельствовали, подкре­пили и утвердили мы сие подписью наших имен и приложением наших печатей, что состоялось в Гельсингфорсе в че­тырнадцатый день мая месяца в год по рождестве Христовом тысяча восемьсот шестьдесят седьмой.


 


Oт имени рыцарства и дворянства:

Н. М. Норденстам.

Ландмаршал.

(М. П.)

От имени сословия горожан:

Ф. В. Френкель.

Тальман.

(М. П.)

 

 

От имени духовного сословия:

Эдуард Бергенгейм.

Тальман.

(М. П.)

От имени крестьянского сосло­вия:

Август Мякипеска.

Тальман.

(М. П.)


Сохраняя за Собою принадлежащее НАМ право в том виде, как сие установлено в Форме Правления от 21 августа 1772 года и в Акте Соединения и Oхранения от 21-го февраля и 3-го апреля 1789 года и не изменено точными словами в вышеизложенном Сеймовом Уставе, МЫ Высочай­ше одобряем и утверждаем сей Устав как ненарушаемый Основный закон. Для вящшего же удостоверения подписали МЫ cие Собственноручно. В С.-Петербурге 3 (15) апреля 1869 года,

 

АЛЕКСАНДР

 

Министр статс-секретарь граф АРМФЕЛЬТ.

 

(Сборник действующих в Финляндии основных законоположений и относящихся к ним узаконений и актов. В трех отделах, с предисловием, примечаниями и хронологическим указателем. По поручению Финляндского генерал-губернатора графа Ф. Л. Гейдена составил К. Якубов. Гельсингфорс, 1889. С. 193 - 224)


Высочайший

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.