Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подведомственность дел о проверке законности ненормативных актов



 

Вытекает из административных правоотношений (гл. 25). Необходимость использования такого способа защиты, когда орган, реализуя свои публично-правовые полномочия, основанные на конституционном, административном, финансовом праве, принимает административный акт, влияющий на права и обязанности подвластного субъекта, лишающего его прав и налагающего на него обязанности. Если заинтересованно лицо считает, что акт не является юридически верным, незаконным, необоснованным (нарушена компетенция, порядок, форма, отсутствуют основания), то он может обратиться с констатацией недействительности акта (не порождающим правовых последствий). Способ защиты – заявление (не иск), формулируется как заявление о недействительности акта (если акт письменный) либо как признание действий неправомерными или незаконными (если имело место устное распоряжение).

При определении подведомственности должны соблюдаться общие критерии. Кроме этого:

1. Акт (устный или письменный) должен носить распорядительный характер, называться может по-разному (решение, распоряжение, предписание), не имеет его объективное воздействие на существующую ситуацию. Это означает, что он порождает для заявителя юридические последствия – лишение прав, наложение обязанностей. Если акт юридически безразличный, то заявление не принимается в силу неподведомственности (164, 149). Например, акт налоговой проверки оспорен быть не может, а вот решение, принятое на основе акта, может быть оспорен.

2. В ХС, исходя из ст. 42, главы 25, может быть оспорен лишь индивидуальный ненормативный акт, которому противостоит НПА (акт законодательства). Разграничение по кругу лиц и действию во времени. Акты законодательства в суде оспорены быть не могут, если подано заявление – 164, 149. Отсутствует механизм проверки НПА любого уровня по заявлению ФЛ или ЮЛ – серьезное упущеньице, кстати.

3. По правилам главы 25 в ХС могут быть оспорены не только акты государственных органов, но и акты лиц, организаций, не входящие в систему госаппарата. Такой способ возможен, когда госорган делегирует полномочия на издание актов негосударственному орган (РУПы, Концерны и т.д.).

 

Подведомственность ХС дел особого производства

 

К числу дел особого производства относятся 2 категории дел: о банкротстве, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Практически аналогично гражданскому процессу (гл. 26). Условия подведомственности (ст. 232):

1. Отсутствует спор о праве

2. Установление факта порождает последствия (ст. 231 – открытый перечень)

3. Отсутствует внесудебный порядок

4. Нет иной возможности установить факт, получить правоустанавливающий документ.


 

Подсудность дел ХС

 

Гл. 4 ХПК. Ст. 48 – 51 ХПК, очень похоже на гражданский процесс

 

Понятие и виды подсудности

 

Подсудность – институт ХПП, разграничивающий компетенцию в рассмотрении по первой инстанции подведомственных дел между различными хозяйственными судами. Виды подсудности:

1. Территориальная разграничивает компетенцию между судами одного звена (между ХС областей и Минска)

2. Родовая (разграничивает компетенцию между ВХС и ХС областей) или её ещё называют предметной.

Родовая подсудность

 

Ст. 48 ХПК и ч.8 ст. 51.

Дела, подведомственные хозяйственному суду, рассматриваются по первой инстанции хозяйственными судами областей и Минска, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции:

хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

дела, связанные с государственными секретами. Я не понимаю, что имел ввиду законодатель в данном случае (с) Сысуев

дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. (их почти нет)

ч. 3. Ст. 48 Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело. Принимать к своему производству и рассматривать любое дело – это традиционное полномочие (дела о банкротстве банков – имеет общественное значение либо очень сложное). Право дополнительно определять подсудность дел – уникальное полномочие для ВХС. ВХС имеет право в порядке делегированного полномочия принять акт законодательства, определяющего подсудность дела – 06.04.05 №9 – он почти воспроизводит ст. 48 + любые дела с участием республиканских органов (не только об оспаривании актов). Тенденция идет к сужению родовой подсудности. Сысуев: родовая подсудность – пережиток СССР, похерц какой орган, главное это надзор, поэтому всех давно уже пора отправить в ХС области и Минска.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.