Вытекает из административных правоотношений (гл. 25). Необходимость использования такого способа защиты, когда орган, реализуя свои публично-правовые полномочия, основанные на конституционном, административном, финансовом праве, принимает административный акт, влияющий на права и обязанности подвластного субъекта, лишающего его прав и налагающего на него обязанности. Если заинтересованно лицо считает, что акт не является юридически верным, незаконным, необоснованным (нарушена компетенция, порядок, форма, отсутствуют основания), то он может обратиться с констатацией недействительности акта (не порождающим правовых последствий). Способ защиты – заявление (не иск), формулируется как заявление о недействительности акта (если акт письменный) либо как признание действий неправомерными или незаконными (если имело место устное распоряжение).
При определении подведомственности должны соблюдаться общие критерии. Кроме этого:
1. Акт (устный или письменный) должен носить распорядительный характер, называться может по-разному (решение, распоряжение, предписание), не имеет его объективное воздействие на существующую ситуацию. Это означает, что он порождает для заявителя юридические последствия – лишение прав, наложение обязанностей. Если акт юридически безразличный, то заявление не принимается в силу неподведомственности (164, 149). Например, акт налоговой проверки оспорен быть не может, а вот решение, принятое на основе акта, может быть оспорен.
2. В ХС, исходя из ст. 42, главы 25, может быть оспорен лишь индивидуальный ненормативный акт, которому противостоит НПА (акт законодательства). Разграничение по кругу лиц и действию во времени. Акты законодательства в суде оспорены быть не могут, если подано заявление – 164, 149. Отсутствует механизм проверки НПА любого уровня по заявлению ФЛ или ЮЛ – серьезное упущеньице, кстати.
3. По правилам главы 25 в ХС могут быть оспорены не только акты государственных органов, но и акты лиц, организаций, не входящие в систему госаппарата. Такой способ возможен, когда госорган делегирует полномочия на издание актов негосударственному орган (РУПы, Концерны и т.д.).
Подведомственность ХС дел особого производства
К числу дел особого производства относятся 2 категории дел: о банкротстве, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Практически аналогично гражданскому процессу (гл. 26). Условия подведомственности (ст. 232):
1. Отсутствует спор о праве
2. Установление факта порождает последствия (ст. 231 – открытый перечень)
3. Отсутствует внесудебный порядок
4. Нет иной возможности установить факт, получить правоустанавливающий документ.
Подсудность дел ХС
Гл. 4 ХПК. Ст. 48 – 51 ХПК, очень похоже на гражданский процесс
Понятие и виды подсудности
Подсудность – институт ХПП, разграничивающий компетенцию в рассмотрении по первой инстанции подведомственных дел между различными хозяйственными судами. Виды подсудности:
1. Территориальная разграничивает компетенцию между судами одного звена (между ХС областей и Минска)
2. Родовая (разграничивает компетенцию между ВХС и ХС областей) или её ещё называют предметной.
Родовая подсудность
Ст. 48 ХПК и ч.8 ст. 51.
Дела, подведомственные хозяйственному суду, рассматриваются по первой инстанции хозяйственными судами областей и Минска, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции:
хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
дела, связанные с государственными секретами. Я не понимаю, что имел ввиду законодатель в данном случае (с) Сысуев
дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
иные дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. (их почти нет)
ч. 3. Ст. 48 Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело. Принимать к своему производству и рассматривать любое дело – это традиционное полномочие (дела о банкротстве банков – имеет общественное значение либо очень сложное). Право дополнительно определять подсудность дел – уникальное полномочие для ВХС. ВХС имеет право в порядке делегированного полномочия принять акт законодательства, определяющего подсудность дела – 06.04.05 №9 – он почти воспроизводит ст. 48 + любые дела с участием республиканских органов (не только об оспаривании актов). Тенденция идет к сужению родовой подсудности. Сысуев: родовая подсудность – пережиток СССР, похерц какой орган, главное это надзор, поэтому всех давно уже пора отправить в ХС области и Минска.