В последствие Вам может случиться оказывать помощь этому пациенту на других этапах принятия болезни. Согласно теории психиатра и танатолога Элизабет Кюблер-Росс, существует 5 стадий на пути адаптации к болезни. Эти стадии выделены при работе с онкологическими пациентами, но психологи считают их универсальными для всех хронических заболеваний с летальным исходом.
На втором этапе человек осознает наличие у себя болезни, понимает, что его жизнь, привычки, увлечения должны измениться. Оценивая размер потерь, каждый раньше или позже начинает испытывать гнев.Это негодование на несправедливость судьбы может переходить в явную агрессию в адрес окружающих или на виновника заражения. Человека мучительно занимает вопрос: «Почему я?!». Не найдя ответа, он бывает склонен к раздражению, ярости или зависти. Гнев и враждебность являются нормальным этапом переживания болезни. Эти чувства на время защищают человека. Врач должен сдерживаться от осуждения пациента за эти реакции, принятие этих эмоций — важное звено психологической поддержки больному.
Когда эмоциональные ресурсы истощаются, человек начинает прибегать к сделкам. Торг/сделка — третий этап принятия диагноза. Гнев проходит, так как рано или поздно человек «устает» злиться. Истраченные эмоциональные силы не восстанавливаются, и больной меняет тактику. Попытки «договориться» с болезнью проявляются стремлением выторговать поблажки у окружающих. Человек может стать общительным или доверительным, ожидая за хорошее поведение вознаграждения — избавления от болезни или продления жизни. Торг может приобретать конкретные формы: «Если меня вылечат, я никогда не буду обманывать», «Давайте бросим монетку: если выпадет решка, я останусь жив, если нет, то...», «Если я брошу курить, Вы мне поможете остаться в живых?». Врачу важно не пытаться убедить пациента в абсурдности сделки. Сознание больного человека часто сужено. Чем примитивнее, инфантильнее сделка, тем серьезнее психологический стресс. В данной ситуации единственный возможный способ психологической поддержки — дать возможность осознать больному, что его понимают. Такую роль может сыграть беседа, направленная на обсуждение возможных вариантов, своего рода «участие в игре».
Рано или поздно любой человек сам разочаровывается в собственной сделке. Заведомо абсурдная, она не приносит желаемых результатов; изменений к лучшему нет, сил все меньше — неизбежно возникает депрессия (четвертый этап адаптации). Депрессия («горевание», печаль) изменяет поведение больного. Окружающее кажется мрачным, человек чувствует себя нагим и незащищенным, теряет интерес к жизни, становится малообщительным. Если главным в этой ситуации становятся переживания по поводу утраты здоровья, «копания» в прошлом, чувство обиды или вины, то это указывает, что до принятия диагноза еще долго и больному требуется психологическая помощь. Если человек скорбит по поводу утраты семьи, друзей, жизни и будущего, это свидетельствует о приближении принятия. Беседовать с человеком в депрессии очень трудно. Его не следует чрезмерно ободрять, это выглядит неуместным, противоречит реальности печальных обстоятельств и лишает законного права страдать. Наибольшую травму в депрессии наносит утрата значимых отношений. Даже молчаливое присутствие врача/близких напоминает о душевном комфорте и эмоциональной теплоте. Фразы должны быть простыми, понятными и краткими, главное дать понять человеку — «я с тобой, я рядом!»
Человеческие эмоции не являются чем-то неизменным. Могут возвращаться и гнев, и отрицание, но уже не так остро. Каждый человек может по-своему проходить через эти стадии: может перескочить, пропустить одну или застрять на другой. Однако рано или поздно принятие болезни наступает у всех больных. В позитивном смысле принятие выглядит как понимание завершенности собственной жизни. Хорошо, если ситуация смерти принимается как вероятная. Как правило, в подобном состоянии люди начинают жить полной жизнью. Желание жить наполняет жизнь творчеством, общением, радостью, светом, любовью, дает человеку мир в душе, открывает его навстречу любым событиям. Таким образом, отношение к смерти определяет жизнь. Обретенное душевное спокойствие позволяет видеть в своей жизни самое лучшее. Принятие ситуации смерти как неизбежной влечет апатию, уход в болезнь, тяжелые переживания по поводу любых проявлений недуга и делает жизнь больного человека и его близких невыносимой. Возможно, что «борьба» с болезнью окажется смыслом жизни.
Переживания больного, связанные с постановкой диагноза ВИЧ-инфекция, варианты психологической поддержки в различных психоэмоциональных состояниях приведены в таблице.
Переживания, связанные с постановкой диагноза ВИЧ-инфекции[1]
Эмоции, чувства или состояния
Как выражается
Особенности
Пути преодоления или устранения
ШОК
Ступор, заторможенность, приглушенность чувств, отстраненность, эмоциональная нестабильность, быстрый переход от слез к смеху, либо крайняя возбужденность, метания, лихорадочное побуждение что-либо предпринять
Сам человек не осознает, что у него шок. Шок виден со стороны, другими людьми. Переживший может осознать, что у него был шок, по прошествии некоторого времени.
Внимательно следить за человеком, постараться уберечь его от опрометчивых действий. Следить, чтобы человек не причинил себе вреда. С помощью мобилизующих слов или действий помочь человеку пережить шок и вернуться к способности нормально мыслить и чувствовать, понимать что происходит.
ТРЕВОГИ И СТРАХИ
Напряженное обдумывание возможных ситуаций: «А что если …?»«А вдруг …?» «Этого кошмара мне не избежать…», при этом стремление прогнать тревожные мысли и делать вид что «все хорошо»
Легко подвергаются развенчанию, если только человек решился поговорить о своих опасениях с кем-то еще, мешает этому страх человека, что над его мыслями посмеются. Страх может быть обоснован опытом других, или вызван недостаточностью информации о ВИЧ/СПИДе.
Побеседовать (высказаться и выслушать), не стараться занимать категоричные позиции,можно постараться развить опасения до невероятных размеров, тогда они и в правду покажутся нелепыми. При этом не стоит их игнорировать и стараться не замечать. Страхи можно уменьшить, обсудив их открыто.
ЧУВСТВО ВИНЫ
«Это я во всем виноват»,поиск причин случившегося в себе, терзание себя подобными мыслями
Чувство вины появляется, когда человек вступает в конфликт с собственным чувством ответственности. Вина мешает адекватно воспринимать ситуацию и жить дальше
Вспомнить, что вина имеет отношение к прошлому, а не к будущему. Можно многое улучшить в себе и своей жизни, если перестать себя терзать такими мыслями.«Искренне раскаявшемуся не нужно чье-либо прощение и разрешение жить дальше».
НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ
Все размышления сосредотачиваются вокруг определенной темы, ищутся все новые и новые аргументы, всё, кроме одной идеи, отходит в жизни на второй план.
Сам человек легко может выявить свои навязчивые идеи (другим людям они не так заметны), однако при этом бывает нелегко от них избавиться.
Постараться «погрузиться в проблему», сознательно уделить время тщательному обдумыванию беспокоящих мыслей. Как правило, такие размышления скоро надоедают мысли уходят и в такой выраженности больше не появляются.
ГНЕВ И ДОСАДА
Диапазон проявлений — от малоприметных переживаний до швыряния предметами, обвинений в адрес других. Может занимать вопрос «Почему я?»
В целом — это активное проявление беспомощности и неспособности на что-либо повлиять. Возникает, когда он неправильно воспринимает ситуацию (как будто что-то вышло из под контроля;хотя, возможно, это «что-то» никогда и не контролировалось этим человеком)
Позволить проговорить вслух все что накопилось, обсудить, что теперь зависит от самого человека, что теперь изменится, составить план действий, постараться «отпустить», то что не изменишь. «Нужно терпение, чтобы принять то, что не в силах изменить; силы, чтобы повлиять на то, что можно изменить; и мудрость, чтобы отличить одно от другого».
РАЗДЕЛ III. НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И БОРЬБЕ С ВИЧ/СПИДОМ