У 90% взрослого населения США в крови присутствуют антитела к вирусу VaricellaZoster. Вирус VaricellaZoster реактивируется у 25% ВИЧ-инфицированных, то есть в 8 раз чаще, чем в остальной популяции взрослых от 20 до 50 лет (Дащук А.М., Черникова Л.И., 2006).
Опоясывающий герпес нередко служит ранним и единственным признаком ВИЧ-инфекции. Достоверность клинического предположения о связи опоясывающего герпеса и ВИЧ-инфекции возрастает, если эти условия дополняются наличием у больного стойкой лимфаденопатии.
Опоясывающий герпес может возникать в любом периоде ВИЧ-инфекции, но чаще развивается при СПИД-ассоциированном комплексе и прогрессирующей лимфаденопатии. Появление даже локализованного опоясывающего лишая у лиц из группы риска, особенно у гомосексуалистов, является показанием для обследования на ВИЧ-инфекцию (Д. Бартлетт, 2010). Опоясывающий лишай часто является самым первым симптомом ВИЧ-инфекции, появляется на год раньше кандидоза и волосатой лейкоплакии. Рецидивы герпес-зостер свидетельствуют об исходе заболевания в завершающую фазу — фазу СПИДа (Дащук А.М., Черникова Л.И., Харьков 2006).
Клинико-морфологические проявления кожных поражений при опоясывающем герпесе практически не отличаются от таковых при ВИЧ-инфекции. Кожные проявления соответствуют уровню поражения определенных вегетативных образований, неврологические расстройства обусловлены развитием специфического ганглионита (гассерова, коленчатого, шейных, грудных, пояснично-крестцовых ганглиев).
Клиническая картина опоясывающего лишая у больного СПИДом вариабельна: от легких локализованных форм до весьма тяжелых, диссеминированных высыпаний. В процесс вовлекаются обычно два и более дерматома с образованием, как правило, диффузных очагов поражения. Помимо основного очага, нередко возникают дочерние (до нескольких десятков). Высыпания часто располагаются по ходу черепных нервов в области крестца, сопровождаются болью. Причем, болевой синдром чаще всего возникает за 2 недели до появления высыпаний. Боль, как правило, носит интенсивный жгучий характер, распространяется по корешку пораженного ганглия. Исходом высыпаний являются рубцы, подчас обширные при язвенно-некротических формах опоясывающего лишая.
Постгерпетическая невралгия, часто обнаруживаемая у пожилых людей после перенесенного опоясывающего лишая, для больных СПИДом нехарактерна, так как большинство больных СПИДом моложе 40-летнего возраста.
По мере нарастания иммунодефицита все чаще встречаются хронические диссеминированные формы опоясывающего лишая. При опоясывающем лишае с диссеминированным поражением кожи появляются распространенные высыпания — множество везикул и пузырей, образуются эрозии, которые подсыхают и покрываются корками. Число элементов — от двух-трех до нескольких сотен. Диагноз диссеминированной инфекции ставят в случае обнаружения более 20 элементов сыпи за пределами пораженных и соседних с ними дерматомов. Диссеминация обычно развивается через 6-10 суток после появления первых высыпаний. Клиническая картина опоясывающего лишая с диссеминированным поражением кожи напоминает сочетание ветряной оспы и опоясывающего лишая.
Опоясывающий лишай с хроническим локализованным поражением кожи характеризуется длительно существующими высыпаниями в пределах одного или нескольких соседних дерматомов в виде папул и узлов, покрытых роговыми наслоениями и напоминающих бородавки.
У ВИЧ-инфицированных взрослых нередко наблюдаются рецидивы опоясывающего лишая, при этом могут поражаться одни и те же, либо новые дерматомы (Дащук А.М., Черникова Л.И., 2006).
Ветряная оспа у ВИЧ-инфицированных часто носит тяжелый, затяжной характер, осложняется поражением внутренних органов или вторичными бактериальными инфекциями и сопровождается высокой летальностью (Дж. Бартлетт, 2010).Высыпания появляются волнами. У детей элементы сыпи немногочисленные, одиночные. У взрослых сыпь, как правило, обильная. Высыпания появляются на лице и волосистой части головы и постепенно распространяются на туловище и конечности. Самая обильная сыпь наблюдается между лопатками, по бокам живота, в подмышечных впадинах, подколенных и локтевых ямках. На туловище и лице высыпания гуще, чем на конечностях. Ладони и подошвы, как правило, не поражены. Сначала появляются папулы или волдыри. Они быстро превращаются в поверхностные везикулы бледно-желтого цвета, окруженные красным венчиком. Затем везикулы переходят в пустулы, заполненные гноем кремового цвета, а затем в красно-бурые корки. Так как высыпания появляются волнами, на одном и том участке кожи можно одновременно видеть все стадии развития — папулы, везикулы, пустулы и корки. Корки отпадают через 1-3 недели, оставляя розовые, слегка запавшие пятна, иногда остаются стойкие рубцы. Высыпания в виде везикул могут быть на слизистых, после их вскрытия образуются эрозии диаметром 2-5 мм. Обычно поражается небо, реже слизистая носа, конъюнктива, глотка, гортань и трахея, желудочно-кишечный тракт, мочевые пути, влагалище. При стафилококковой или стрептококковой суперинфекции возможны импетиго, фурункулы, флегмона и гангрена. У ВИЧ-инфицированных детей встречается также хроническая форма ветряной оспы. Высыпания при ней отличаются болезненностью и глубиной. Ветряная оспа и опоясывающий лишай с хроническим диссеминированным поражением сопровождается везикулами и пузырьками на ладонях и подошвах. Новые высыпания появляются постепенно (могут быть генерализованными, либо ограниченными пределами одного или нескольких дерматомов). Везикулы и пузыри оставляют после себя язвы и элементы, похожие на эктиму. Высыпания при гематогенной диссеминации вируса Varicella Zoster напоминают базальноклеточный и плоскоклеточный рак кожи. Без лечения эти высыпания держатся месяцами, а иногда до конца жизни больного.