При ВИЧ-инфекции— это хронический зудящий дерматоз неизвестной этиологии, характеризующийся отдельными эритематозными, фолликулярными, уртикарными папулами на голове, шее, туловище и верхних частях конечностей. Посевы на бактериальную культуру безрезультатны, а сыпь не поддается лечению противостафилококковыми препаратами. Он сопровождается эозинофилией в периферической крови, повышением уровня IgE и утяжелением ВИЧ-инфекции (показатель CD4 <250 клеток/мм3). Гистопатологические находки включают периваскулярный и перифолликулярный смешанный инфильтрат с меняющимся количеством эозинофилов и межклеточным отеком устья фолликула или сальную железу со смешанным инфильтратом. Лечение состоит в местном применении сильнодействующих кортикостероидов, приеме антигистаминных препаратов и итраконазола (Фитцпатрик Д.Е., Элинг Д.Л, 1999).
Рассматривая роль ВИЧ-инфекции в патогенезе и патоморфозе различных заболеваний, мы понимаем, что в настоящее время нет такого процесса, который не мог бы сочетаться со СПИДом. Более того, следует ожидать и предвидеть появление новых, сложных процессов. Особенно это относится к инфекционным заболеваниям типа криптококкоза, гистоплазмоза, туберкулеза, аутоиммунным, аллергическим дерматозам. Известно, что лица, у которых имеются состояния атопии, реагируют на ВИЧ-инфекцию еще до развития манифестных клинических проявлений СПИДа. Поэтому в любом случае сочетания ВИЧ-инфекции с сифилисом или дерматозами различной этиологии и патогенеза требуется новый современный уровень применения всех доступных методов терапии комплексного характера с пристальным клинико-лабораторным контролем.
РАЗДЕЛ II. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ НА ВИЧ-ИНФЕКЦИЮ. АЛГОРИТМЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДО И ПОСЛЕ ТЕСТА НА ВИЧ
В нашей стране на антитела к ВИЧ ежегодно обследуются более 20 миллионов человек. Делая назначение «кровь на ВИЧ», врач порой не задумывается, что эта запись ставит его в особые юридические отношения с пациентом. Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (№38-ФЗ от 30 марта 1995 г.) оговаривается, что обследование на ВИЧ невозможно без получения предварительного согласия обследуемого и обязательно сопровождается предварительным (дотестовым) и последующим (послетестовым) консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции (ст. 7, 17). Таким образом, Закон обязывает врача участвовать в профилактической работе.
Информированное согласие следует понимать следующим образом: пациент сам принимает решение тестироваться на ВИЧ, руководствуясь необходимой информацией о ВИЧ/СПИДе и анализом преимуществ и последствий, связанных с возможным положительным результатом.
Согласно определению ВОЗ, консультирование по вопросам ВИЧ — это конфиденциальный диалог между клиентом и консультантом, помогающий человеку справиться со стрессом и принять информированные и ответственные решения, связанные с ВИЧ/СПИДом.
Важнейшую роль и для пациента, и для врача играет до тестовое консультирование. Целями дотестового консультирования являются: 1) соблюдение юридических прав пациента — получение информированного согласия на тестирование; и 2) профилактика ВИЧ-инфекции — формированию ответственного (безопасного) поведения. Проведение дотестового консультирования особенно важно, если предполагается положительный результат тестирования и врач столкнется с необходимостью его сообщить.
Алгоритм дотестового консультирования.
· Привлечь внимание к проблеме.
· Оценить уровень знаний о ВИЧ/СПИДе.
· Повысить уровень информированности.
· Оценить персональный риск инфицирования.
· Предоставить информацию о тесте.
· Обсудить возможные результаты и имеющиеся ресурсы при возможном положительном результате.
· Эмоционально поддержать.
Алгоритмы послетестового консультирования.
Не следует пренебрегать послетестовым консультированием при отрицательном результате. Это еще одна возможность проговорить риски и уточнить, какие выводы сделал пациент из вашей беседы. Разговаривая с пациентом, имеющим низкий риск инфицироваться ВИЧ, следует напомнить основную информацию дотестового консультирования и обсудить вопросы безопасного поведения в отношении ВИЧ-инфекции. Пациентам с высоким риском напомнить о наличии периода «окна» и при необходимости порекомендовать повторить обследование через 3-6 мес.
При неопределенном результате обследования на ВИЧ необходимо:
· Обсудить значение полученного результата.
· Объяснить, при каких обстоятельствах бывает неопределенный результат (ошибки при постановке, наличие острых и хронических заболеваний, сероконверсия).
· Объяснить особенности безопасного поведения.
· Направить в Центр по борьбе со СПИДом.
При положительном результате тестирования:
· Сообщить результат кратко и ясно, нейтральным тоном, глядя в глаза.
· Предоставить время для осознания сообщения.
· Оценить реакцию пациента относительно своего диагноза.
· Объяснить, чем ВИЧ отличается от СПИДа и как влияет на иммунную систему.
· Избегать рассуждений о перспективах пациента, объяснить необходимость обследования в Центре по борьбе со СПИДом.
· Выслушать рассказ пациента о чувствах, связанных с ВИЧ.
· Объяснить особенности безопасного поведения.
· Пригласить на повторную беседу. Пациенту важно чувствовать поддержку и знать, что у него есть возможность вернуться и обсудить с врачом существующие проблемы.
Диагноз «ВИЧ-инфекция» для любого человека — событие чрезвычайное. Психологический кризис — как правило, неотъемлемая часть принятия болезни, так как ВИЧ затрагивает или изменяет всю жизнь человека и близких ему людей. Болезнь включает несколько компонентов: сенсорный — восприятие боли или других нарушений; эмоциональный — переживание по поводу случившегося с широким спектром эмоций от страха до надежды; волевой — необходимость справиться с болезнью и рациональный — знание о болезни. Безусловно, рациональный компонент значительно сказывается на реакции пациента на сообщение диагноза. Это еще раз актуализирует необходимость дотестового консультирования. Понимание больным длительного хронического течения ВИЧ-инфекции способствует адекватной реакции на диагноз.
Ниже приведены алгоритмы поведения врача при различных эмоциональных проявлениях пациента при получении положительного результата тестирования. Все перечисленные реакции укладываются в первый этап принятия болезни — реакцию шока или отрицания. Отвержение психотравмирующей информации — естественная защитная реакция человека. Разум берет паузу, чтобы собраться с силами и принять печальную реальность. Реакция больного: «Этого не может быть! Это не правда! Это ошибка!» — не должна провоцировать врача, побуждать его оправдываться, отстаивать диагноз. Естественно в подобной ситуации — ясно, кратко и четко, нейтральным тоном повторить информацию; сделать паузу, дать возможность осознать услышанное. Не стоит активно вмешиваться в процесс принятия болезни. Психологи рекомендуют активное слушание: нужно помочь больному высказаться по отношению к его мыслям и чувствам. «Вербализация» эмоций позволяет мозгу вновь вернуться к реальности, к способности рассуждать рационально. Важно понимать, что чем активнее первая реакция на диагноз, тем быстрее больной справиться со стрессом.
Оглушённое молчание/оцепенение:
· Обратиться по имени.
· Дотронуться, взять за плечо.
· Использовать нашатырный спирт, предложить валерьянку.
· Поможет громкий звук (хлопок).
Уход из кабинета:
· «(Обратиться по имени), я Вас прошу остаться. Нам нужно поговорить/Нам есть, что обсудить».
· «Я прошу Вас побыть здесь в течение 3 мин... Как Вы сейчас себя чувствуете?»
Слёзы:
· Сделать паузу, дать человеку отреагировать «выплакаться».
· Дать стакан воды, чтобы прекратить слезы. Глоток физиологически способствует «переключению» одного действия на другое.
· Если пациент сдерживается, также предложить платок, чтобы человек мог выплакаться, «Поплачьте, если хотите...»
Истерика — переход от слёз, рыданий к безудержному смеху:
· Дать время проявить реакцию.
· Прекратить реакцию: громкий звук (хлопок), брызнуть водой.
Агрессия:
· Основные принципы поведения:1 — спокойствие; 2 — согласие; 3 — отделение себя от ситуации.
· Дать выговориться до конца. «Я понимаю, как Вам тяжело, что вы в отчаянии...». «Давайте обсудим... Я готов быть с Вами... Я готов обсуждать...»
Страх, паника:
· Дать высказаться. Использовать наводящие вопросы: «Что Вы чувствуете?», «Что именно Вас страшит?», «Что Вас беспокоит?»
· Преувеличение страхов пациента врачом иногда может вызвать улыбку и поспособствует возвращению к реальности.
· Важную роль играет «развенчивание» страхов информированием об истинных особенностях заболевания.
«Рукоприкладство»: если на до тестовом консультировании стало понятно, что пациент эмоционально не уравновешен и склонен к агрессии, к сообщению результата следует подготовиться:
· Держать дистанцию
· Создать безопасное окружение (например, убрать тяжелые предметы, вместо графина поставить пластиковую бутылку с водой, пластиковый стакан)