Чесотка у ВИЧ-инфицированных протекает атипично, в связи с чем клиническая диагностика чесотки затруднена. Высыпания обычно представлены генерализованными, сильнозудящими папулосквамозными очагами, возникающими в местах, не характерных для обычной чесотки. При этом часто поражается лицо и волосистая часть головы. У 2% ВИЧ-инфицированных развивается норвежская чесотка. Эта своеобразная форма заболевания была впервые описана ещё более 150лет назад у больного лепрой, и периодически её диагностировали при туберкулёзе, лейкозе, белковой недостаточности, лекарственной болезни. Развитию заболевания способствует иммуносупрессия, которая лежит в основе диссеминации инвазии и развития необычных поражений с высокой контагиозностью. Численность клещей в очагах поражения достигает тысяч и миллионов особей, поэтому заболевание чрезвычайно контагиозно. Описан случай в одном из госпиталей США, где в 1989г. в отделении для больных СПИДом, наблюдалась вспышка обычной чесотки через 10 недель после пребывания там двух больных с норвежской чесоткой. Причём чесоткой заболели 20 больных, которые были в этом отделении,5 врачей и медсестра, а также некоторые родственники, ухаживающие за больными.
Клинически норвежская чесотка у ВИЧ - инфицированных проявляется множественными гиперкератотическими шелушащимися бляшками на гиперемированном фоне. Высыпания носят распространённый характер, они особенно выражены на шее, волосистой части головы и туловище. Отмечается сильный зуд, который со временем исчезает. Дифференциальный диагноз проводят с кератодермией, себорейным дерматитом, псориазом. Диагностируют норвежскую чесотку обычно с большим опозданием. После лечения чесотки у ВИЧ-инфицированных, как правило, развивается сильно зудящий, трудно поддающийся терапии постскабиозный дерматит, длящийся в течение нескольких месяцев (Дащук А.М., Черникова Л.И.,2006,Скрипкин Ю.К., Мордовцев В.Н.,2009).
Инфекционные заболевания
Гнойное воспаление кожи формируется в ответ на активизацию сапрофитной гноеродной инфекции. На ранней стадии ВИЧ-инфекции у многих пациентов наблюдается повышенная склонность к формированию бактериальных воспалительных элементов. Чаще это стрептококковые и стафилококковые пиодермиты. Стрептококковые пиодермиты манифестируют симптомами целлюлитов, lichen simplex, рожи, образованием эктим. Стафилококковые процессы проявляются множественными фолликулитами, часто напоминающими вульгарные угри, гидраденитами, сикозом, фурункулами, абсцессами. Отличительными особенностями этих процессов при ВИЧ-инфекции от банальных пиодермитов являются их необычная локализация, несмотря на антибиотикотерапию торпидное, вялотекущее течение, склонность к некротизации, а также сопутствующие лимфаденопатии даже при ограниченной локализации.
Staphylococcus aureus — наиболее частый возбудитель кожной инфекции у больных ВИЧ-инфекцией. Чаще кожа поражается в виде поверхностного фолликулита, менее часто встречаются импетиго, эктима, фурункулез, целлюлит, абсцессы и пиогенная гранулема. Кроме того, S. aureus может инфицировать элементы первичных дерматозов, таких как экзема, чесотка, герпетические язвы и саркому Капоши, или обсеменять места введения внутривенных катетеров. Стафилококковая колонизация (носительство) в носовой полости и промежностных и межпальцевых складках — известное явление при ВИЧ-инфекции, что вполне может обусловливать повышение частоты кожных инфекций.
Сифилис
Сифилис на фоне ВИЧ-инфекции иногда приобретает злокачественное течение с тяжелыми и атипичными проявлениями. Отмечаются следующие клинические особенности (Потекаев С.Н. и соавт., 1995):
– стремительное течение вплоть до поздних проявлений;
– большой удельный вес редких, атипичных и тяжелых форм;
– возможная инверсия клинических и серологических проявлений;
– абсолютное преобладание во вторичном периоде папулезных сифилидов, отличающихся разнообразием;
– язвенные шанкры, склонные к осложнениям вплоть до гангренизации и фагеденизма;
– необычайно большое количество бледных трепонем в отделяемом шанкров и эрозивных папул.
Изменение клинических проявлений сифилиса может быть обусловлено вторичной бактериальной инфекцией, в т. ч. появление болезненности при обычно безболезненном шанкре. У таких больных может встречаться злокачественный сифилис (весьма редкое проявление вторичного сифилиса) с полиморфными кожными поражениями (пустулы, узелки и язвы с некротизирующим васкулитом).
У больных ВИЧ-инфекцией нередко наблюдают изменения серологических тестов на сифилис, связанные с уменьшением или отсутствием реакций на антитела, включая неоднократные негативные результаты реагиновых проб и тестов на трепонемальные антитела. Имеются также сообщения о серонегативном вторичном сифилисе, об усилении образования антител, об утрате позитивной реакции на антитела к бледной трепонеме. К особенностям течения сифилиса у ВИЧ-инфицированных пациентов следует отнести уменьшение латентного периода с ускоренным развитием третичного сифилиса в течение нескольких месяцев или лет, а также отсутствие реакции на антибиотикотерапию с развитием рецидивов (Скрипкин Ю.К., Мордовцев В.Н., 2009)