Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История возникновения мерчендайзига



Термин (merchanding) происходит от английского merchandise – торговать. Окончание -ing придает слову динамичность и обозначает процесс торговли как важное средство маркетинговой коммуникации. Мерчендайзинг как искусство розничной торговли появляется еще в те времена, когда не были известны деньги, торговля являлась меновой, а покупатели зачастую говорили на разных языках с торговцами. Поэтому главное правило мерчендайзинга – покупателю все должно быть понятно с минимальными пояснениями продавца – применялось еще тогда. Умение красиво и правильно выложить товар, грамотно организовать торговое место приносило хорошую прибыль меновым торговцам.

В последующие века это искусство совершенствовалось, вырабатывались определенные стратегии мерчендайзинга, использовались различные средства для придания магазину индивидуальности. Существовавшие тогда масштабы торговли позволяли владельцу контролировать мерчендайзинг самостоятельно. Способствовал этому и широко распространенный в торговле семейный бизнес. Поэтому хозяин, как правило, видел все взаимосвязи между продвижением товара и формированием лояльности покупателей к его торговой точке, контингентом покупателей и оформлением магазина, различными вариантами выкладки и динамикой продаж, благосостоянием покупателей и ассортиментом товара в магазине, поведением продавцов и реакцией покупателей. В семейном бизнесе опыт розничной торговли накапливался десятилетиями и даже веками, при этом торговцы старались не делиться своими секретами успешной торговли.

Конец XIX-го - начало XX-го веков связаны с возникновением и развитием фабричного и машинного производства. Перед производством стоит задача создавать качественные товары для массового потребления. Воплощаются в жизнь идеи Адама Смита о необходимости разделения трудового процесса на отдельные операции. Особенно преуспел в деле формирования нового типа управления Фредерик Тейлор, поставивший разделение операций и учет времени, необходимого на их исполнение, на научную основу. Множество товаров и услуг стали доступны рядовому потребителю. Но этот процесс неизбежно имел и обратную сторону: разрыв между производством и торговлей, резко возросшая конкуренция между производителями, которая носила в тот период ценовый характер. Как следствие, в первую очередь это отразилось на оформлении товара: производители экономили на внешнем виде и упаковке, поэтому товары выглядели серыми и невзрачными, хотя и были доступны по цене. Именно в тот период обнаружилось, что покупатель готов платить больше за товары, хотя и произведенные кустарным способом, но имеющие привлекательный внешний вид. К началу двадцатого века стало очевидным, что усилия по снижению себестоимости без улучшения внешнего вида и эргономики товаров не в состоянии дать желаемого результата. Производители товаров в европейских странах, а следом и США, стали обращать повышенное внимание на их эстетику. Как следствие промышленный дизайн выделился в отдельную область человеческой деятельности, и появилась профессия промышленного дизайнера.

Бурный рост торговли приводит к появлению большого числа продавцов, которые не имеют достаточной квалификации и опыта общения с клиентом. Как следствие утрачиваются традиции долгосрочных связей между продавцом и покупателем. Предпочтение отдается количеству, а не качеству: большее число разовых покупок считается выгоднее формирования приверженности покупателя к предприятию розничной торговли. В период потребительского бума после Второй мировой войны возникает потребность в обучении продавцов искусству мерчендайзинга. В это же время мерчендайзинг становится самостоятельной профессией. Это связано с тем, что перед мерчендайзером стоят более сложные задачи: растут торговые площади, значительно увеличивается количество наименований и ассортимент товара, что затрудняет возможность управления процессом продаж.

Примерно в это же время (в конце 50-х и 60-х годах) на стыке маркетинга, психологии и социологии сформировалась наука о поведении потребителей. Исследование поведения потребителей производится постоянно, и использование их обобщенных результатов существенно помогает руководителям торговли на разных уровнях управления. Перенасыщенный однотипными товарами рынок продавца перерастает в рынок потребителя. На этом рынке неизбежно сталкиваются интересы производителей, поставщиков и розничных торговцев, и одной из задач мерчендайзинга становится их согласование.

Со временем почти все поставщики создают личные команды мерчендайзеров. Последующим шагом в оптимизации мерчендайзинга в магазинах стало появление рекламных и BTL-агентств. Они делали ставку на оказании услуг по мерчендайзингу для компаний - производителей и посредников. Повсеместно появляются фирмы, владеющие теоретическими и практическими навыками, которые берут ответственность за работу с продуктами в рознице. Мерчендайзинг сегодня трактуется в качестве одного из направлений маркетинга, целью которого является стимулирование розничных продаж путем привлечения внимания конечных покупателей к определенным маркам или группам товаров в местах продаж без активного участия продавца.

Мерчендайзер

Теперь я считаю важным рассказать кем себя представляет мерчендайзер.

Профессиональный мерчандайзер — это не тот человек, который в магазине

«расставляет товары по полочкам». Это специалист, который создает «импульсы

покупок», т.е. обеспечивает нужный товар, в нужном месте, в нужное время, по

нужной цене, в нужном количестве и состоянии. Имея такого специалиста в своем

штате, руководитель может смело планировать увеличение розничных продаж на

15-20% только за счет правильной экспозиции товаров, еще на 5-10% — за счет

создания оптимальной психологической атмосферы в магазине и еще на 7-8% — за

счет программ мотивации постоянных клиентов.

Функция мерчендайзера состоит в работе с потребителями (заказчиками) на

определенной территории с целью достижения положительных результатов в

рекламе продаваемого товара и решении проблем, связанных с качеством товара.

Сюда же входят и такие вопросы как ведение переговоров с руководителями

торговых точек о возможностях оформления магазинов и павильонов фирменными

рекламными материалами, помощь в оформлении торговых точек и контроль над

правильным использованием рекламных материалов и оборудования., организация

рекламных акций, презентаций продукта, дегустаций и пр. – одним словом,

непосредственная реклама товара, исходя из его потребительских свойств. В

этом смысле можно провести параллель между функциями мерчендайзера и

товароведа – тот и другой должны прекрасно разбираться в потребительских

свойствах товара. В функции мерчендайзера входит также поддержание отношений

с уже существующими и потенциальными клиентами, отслеживание их заказов,

поддержание согласованного запаса товара на складе клиента. Мерчендайзер

осуществляет поиск новых клиентов и отсылает их к опытным дистрибьюторам,

чтобы, в конечном счете, увеличить объемы продаж. Эта должность существует в

достаточно долго существующих фирмах с развитой внутренней структурой.

Дополнительно мерчендайзеру приходится выполнять такие функции:

· Общение с персоналом для

выяснения потребительских предпочтений, объемов и динамики продаж.

· Контроль отношения персонала

торговых точек к продажам интересующих нас торговых марок.

· Проведение экспресс опросов

покупателей в торговых точках для оперативной оценки покупательского поведения

в отношении интересующих торговых марок, влияния рекламы и работы персонала

торговых точек.

· Ведение отчетности

 

Выкладка

Правильная выкладка товара- является одним из самых важных факторов в

мерчендайзинге.

Сейчас было бы логично предоставить некоторую информацию о полках, на

которых, собственно говоря, и осуществляется выкладка.

Одним из главных условий продажи товаров является его заметность.

Исследования показывают, что полки, расположенные на уровне глаз покупателей,

обладают самыми высокими показателями продаж. В среднем по универсамам

справедлива следующая закономерность показателей продаж товаров по полкам

(Рис.8):

 

 

 

Рис.8

Если принять показатель продаж (товарооборот) по средним полкам за 100%, то

продажи по верхним полкам составляют 62% от объема реализации товара, в

случае его размещения на средних полках. Объем реализации с нижних полок

составит 48%.

Слабые товары располагаются в середине полки, а сильные начинают и

заканчивают ряд. Этот эффект называется заимствованием популярности. То есть,

находясь в окружении сильных товаров, слабые товары заимствуют у них

дополнительное внимание покупателей.

Помимо этого необходимо учитывать, что существует разные типы выкладки:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.