Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как становятся социально некомпетентными



 

Сесил, вне всякого сомнения, был великолепен; окончив

колледж, он стал специалистом в области иностранных язы­

ков, особенно преуспев в переводе. Но в некоторых решаю­

щих отношениях он обнаруживал полнейшую непригодность.

У Сесила, похоже, отсутствовали простейшие навыки обще­

ния. Он не справлялся с легкой беседой за чашечкой кофе и

не мог связать двух слов, когда ему нужно было поздоровать-

7*


 


 

Дэниел Гоулман


 

ся; короче говоря, он казался человеком, не способным к са­

мому обычному повседневному общению. Поскольку его со­

циальная «неуклюжесть» полнее всего обнаруживалась в жен­

ском обществе, Сесил решил заняться лечением, думая, что,

возможно, у него «гомосексуальные наклонности скрытого

характера» — так он это формулировал, хотя у него и не было

подобных фантазий.

Настоящей проблемой, как сообщил Сесил по секрету сво­

ему психотерапевту, стала его боязнь, что все сказанное им ни

у кого не вызовет никакого интереса. Этот лежащий в основе

всего страх лишь усугублял полное отсутствие приятности в

общении. Его нервозность во время встреч заставляла его фыр­

кать и смеяться в самые неподходящие моменты, и даже при

этом он умудрялся не смеяться, когда кто-нибудь говорил что-

то действительно смешное. Его неловкость, как признался Се­

сил своему психотерапевту, уходила корнями в детство; всю

жизнь он чувствовал себя непринужденно лишь при дружес­

ком общении со своим старшим братом, который каким-то

образом умудрялся облегчать Сесилу жизнь. Но как только он

уехал из дома, неумелость Сесила стала подавлять его, он чув­

ствовал себя социально парализованным.

Эта история рассказана Лейкином Филлипсом, психологом

из Университета Джорджа Вашингтона, который высказал

предположение, что состояние Сесила обусловлено тем, что в

детстве он не сумел усвоить самые элементарные уроки соци­

ального взаимодействия.

«Чему Сесил мог бы научиться ранее? Обращаться непо­

средственно к другим людям, когда с ним заговаривают, завя­

зывать дружеские связи, а не вечно ожидать этого со стороны

других людей; поддерживать разговор, а не просто прибегать к

«да», «нет» или иным односложным ответам; выражать призна­

тельность другим людям, пропускать других людей впереди себя

в дверях; дожидаться, пока обслужат кого-то другого... благо­

дарить других людей; говорить «пожалуйста», проявлять учас­

тие и всем остальным элементарным взаимодействиям, кото­

рым мы начинаем обучать детей с двухлетнего возраста».

Неясно, что было причиной несостоятельности Сесила:

чье-то неумение преподать ему азы вежливого поведения в об-


 

Эмоциональный интеллект


 


ществе или его неспособность их усвоить. Но независимо ни

от чего история Сесила весьма поучительна, поскольку рас­

крывает высокую значимость бесчисленных уроков по синх­

ронии взаимодействия и невыраженным словами правилам со­

циальной гармонии, которые получают дети. Каждый, кто не

умеет следовать этим правилам, создает трудности и вызыва­

ет у окружающих чувство дискомфорта. Назначение таких

правил, несомненно, заключается в том, чтобы люди, прини­

мая участие в общественной жизни, чувствовали себя непри­

нужденно, ведь неловкость и дискомфорт порождают трево­

гу. Все, у кого нет этих навыков, не способны не только быть

приятными в общении, но и управлять эмоциями тех, с кем

сталкиваются; они неизбежно становятся возмутителями спо­

койствия.

Всем нам знакомы такого рода Сесилы, люди с досадным

отсутствием привлекательных в социальном смысле качеств,

которые, похоже, не знают, когда следует закончить беседу или

телефонный разговор; которые продолжают говорить, не обра­

щая внимания ни на какие знаки и намеки, что неплохо бы уже

закруглиться; люди, которые говорят исключительно о себе, не

выказывая ни малейшего интереса к другим и игнорируя роб­

кие попытки окружающих перейти к другой теме; люди, при­

выкшие навязывать другим свое общество или сующие нос в

чужие дела. Подобные проявления отхода от гладкой социаль­

ной траектории свидетельствуют о незнании азов взаимодей­

ствия.

В свое время психологи придумали термин диссемия [dysse-

mia] (от греческого «dys» — «помеха» и «semes» — «сигнал»), что

означает неспособность к обучению в сфере обработки невер­

бальной информации: примерно у одного ребенка из десяти

возникают с этим определенные трудности. Проблему может

составлять плохое чувство личного пространства, когда ребе­

нок во время разговора встает слишком близко к собеседнику

или разбрасывает свои вещи по территории других людей; не­

умение расшифровывать язык телодвижений или пользовать­

ся им; неправильное истолкование или пользование выраже­

ниями лица, к примеру, неумение устанавливать зрительный

контакт или неспособность правильно расставить акценты и


 


 

Дэниел Гоулман


 

отрегулировать эмоциональный настрой речи, и в результате

такие люди говорят слишком напористо и резко или вообще

без всякого выражения.

В центр внимания большой части исследования помеща­

лось выявление детей, обнаруживающих признаки недостатка

общительности, детей, которых из-за их неловкости игнори­

руют или отталкивают товарищи по играм. Помимо тех детей,

которых отвергают из-за того, что они задиры, другие дети из­

бегают и тех, кому постоянно недостает элементарных навы­

ков личного взаимодействия, в частности, им не известны не­

гласные правила, которые регулируют ход встречи. Если дети

плохо владеют языком, то предполагается, что они не очень

способны или плохо обучены; но когда они ничего не смыслят

в невербальных правилах взаимодействия, люди — и особенно

товарищи по играм — считают их «странными» и сторонятся.

Это те дети, которые не знают, как половчее вступить в игру,

соприкасаются с другими так, что это вызывает дискомфорт, а

вовсе не пробуждает дух товарищества, короче говоря, они впол­

не «вне игры». Они — дети, которые не сумели овладеть без­

молвным языком эмоций и которые невольно посылают сооб­

щения, порождающие беспокойство.

Как сформулировал это Стивен Новицки, психолог Уни­

верситета Эмори, изучавший невербальные способности детей,

«Дети, не умеющие считывать или удачно выражать эмоции,

постоянно испытывают фрустрацию. Они, по существу, не по­

нимают, что происходит. Этот вид коммуникации составляет

постоянный подтекст всего, что вы делаете; вы не можете пе­

рестать демонстрировать выражение лица или позу или скрыть

тон голоса. Если вы делаете ошибку в том, какие именно сооб­

щения вы посылаете, то постоянно ощущаете, что люди стран­

но реагируют на вас — вы получаете решительный отпор и не

знаете почему. В конце концов у таких малышей возникает

ощущение, что они ни в малейшей степени не контролируют

то, как к ним относятся другие люди, и что их действия не ока­

зывают никакого влияния на то, что с ними случается. А в ре­

зультате они чувствуют себя бессильными, подавленными и

безразличными».


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.