Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. ных встречах, то человек с большей экспрессивностью — или




 


 

ных встречах, то человек с большей экспрессивностью — или

более властный — оказывается личностью, чьи эмоции зада­

ют эмоции его собеседника. Доминирующий партнер больше

говорит, тогда как подчиненный партнер больше наблюдает

за лицом первого — установка на передачу эмоциональной

реакции. Действенность и убедительность хорошего оратора,

скажем, политика или проповедника, способствует созданию

эмоциональной настроенности аудитории. Именно это мы

имеем в виду, когда говорим: «Он держит их в руках». Эмоцио­

нальная подгонка биологических часов составляет основу

влиятельности.

 

 

Зачатки социального интеллекта

 

В детском саду была перемена, и стайка мальчиков бегала

по траве. Реджи споткнулся и, упав, ушиб коленку; он запла­

кал, но другие мальчики продолжали носиться по лужайке как

ни в чем не бывало — все, кроме Роджера, который остановил­

ся как вкопанный. Когда всхлипывания Реджи стали стихать,

Роджер, согнувшись, схватился за колено и принялся его рас­

тирать, крикнув: «Я тоже ушиб колено!»

Роджера как обладателя образцового межличностного ин­

теллекта привел в пример Томас Хэтч, коллега Говарда Гард­

нера по школе «Спектрум», основанной на концепции мно­

жественности умственных способностей. Роджер, по-видимо­

му, обладает исключительным умением распознавать то, что

чувствуют его товарищи по играм, и быстро и легко устанав­

ливать связи с ними. Ведь Роджер единственный заметил со­

стояние и боль Реджи и единственный попытался принести

ему некоторое утешение, даже если все, что он мог сделать, —

это потереть собственное колено. Эта малость — простой

жест — говорит о таланте взаимопонимания, эмоциональном

умении, необходимом для сохранения близких отношений в

браке ли, дружбе или деловом партнерстве — не важно. Такие

дарования в детях дошкольного возраста — это зародыши та­

лантов, которые будут окончательно оформляться на протя­

жении всей жизни.


 


 

Дэниел Гоулллан


 

Талант Роджера представляет одну из четырех отдельных

способностей, которые Хэтч и Гарднер определяют как меж­

личностный интеллект.

 

· Организация групп — умение, необходимое для лидера, оно

подразумевает проявление инициативы и координирование

усилий коллектива людей с сетевой организацией. Это та­

лант, который обнаруживается у директоров театров или

продюсеров, военачальников и действующих руководите­

лей всевозможных организаций и подразделений. На игро­

вой площадке это ребенок, который проявит инициативу в

выборе игры, в которую все будут играть, или станет капи­

таном команды.

· Обсуждение решений — талант посредника, предупреждаю­

щего конфликты или разрешающего те, что уже вспыхну­

ли. Обладатели этой способности отличаются в заключении

сделок, арбитражных разбирательствах или посредничестве

в спорах; они могут сделать карьеру в дипломатии, третей­

ском суде или юстиции, или комиссионеров, или админист­

раторов, уполномоченных вести переговоры по вопросу

слияния компаний. Это те дети, которые улаживают споры

на игровом поле.

· Личная связь — талант Роджера — это талант сопережива­

ния и налаживания связей. Он облегчает вхождение в кон­

такт или распознавание и надлежащее реагирование на чув­

ства и заботы других людей, это искусство установления и

поддержания взаимоотношений. Такие люди бывают хоро­

шими «игроками одной команды», надежными супругами,

замечательными друзьями или деловыми партнерами; в де­

ловом мире они отлично проявляют себя в качестве про­

давцов или администраторов или могут стать превосходны­

ми преподавателями. Дети вроде Роджера отлично ладят

практически со всеми, легко вступая с ними в игру и чув­

ствуя себя при этом счастливыми. Эти дети лучше других

умеют угадывать эмоции по выражениям лиц, и их очень

любят одноклассники.

· Социальный анализ — способность обнаруживать и понимать

чувства, мотивы и интересы людей. Знание того, что чув-


 

Эмоциональный интеллект


 


 

ствуют другие люди, может облегчить установление тесных

дружеских отношений или вызвать чувство взаимопонима­

ния. В идеале эта способность делает человека компетент­

ным невропатологом или консультантом, а в сочетании с

некоторым литературным талантом — одаренным романи­

стом или драматургом.

 

Вообще говоря, эти навыки и умения составляют сущность

безукоризненного межличностного общения, необходимые

составляющие обаяния, успеха в обществе и даже харизмы.

Люди, обладающие социальным интеллектом, то есть способ­

ностями к общению, умеют поддерживать ровные отношения

с окружающими, быть достаточно проницательными в рас­

шифровке их реакций и чувств, вести их за собой и сплачи­

вать, атакже улаживать конфликты, которые могут обострять­

ся в любом коллективе, независимо от сферы деятельности.

Прирожденными лидерами считаются те, кто умеет выражать

молчаливое коллективное мнение и отчетливо сформулиро­

вать его таким образом, чтобы повести группу к достижению

поставленных целей. Все стремятся бывать в обществе людей

подобного склада, поскольку они подпитывают других эмо­

циями, создавая окружающим хорошее настроение и застав­

ляя их невольно восклицать: «Как же приятно общаться с та­

ким человеком!»

Способности к межличностному общению основаны на

других аспектах эмоционального интеллекта. Например, люди,

которые, бывая в обществе, производят на всех прекрасное впе­

чатление, обладают умением контролировать выражение соб­

ственных эмоций и точно подстраиваются под реакции других,

что позволяет им постоянно производить тонкую настройку

своего поведения в социуме, имея целью всегда получать жела­

емый результат. В этом смысле они ведут себя как талантливые

актеры.

Однако, если способность к межличностному общению не

уравновешена глубоким пониманием собственных потребнос­

тей и переживаний и соответствующих способов их удовлетво­

рения, тогда такого рода талант может обеспечить лишь непроч-

ный успех в обществе — популярность, завоеванную ценой ис-

 

И


 


 

Дэниел Гоулман


тинного удовлетворения. К такому выводу пришел Марк Снай-

дер, психолог из Университета штата Миннесота, изучавший

людей, чьи навыки общения сделали их первоклассными со­

циальными хамелеонами, чемпионами по созданию хорошего

впечатления. Их психологические кредо можно выразить сло­

вами У.Г. Одина, заметившего однажды, что его личное пред­

ставление о себе самом «сильно отличается от представления,

которое я стараюсь создать о себе в воображении других, чтобы

они по возможности меня любили». На такой компромисс мож­

но пойти, если навыки общения перекрывают способность по­

нимать и уважать собственные чувства, другими словами, для

того, чтобы быть любимым — или по крайней мере нравить­

ся, — такой социальный хамелеон будет представляться окру­

жающим таким, каким они хотят его видеть. Признаком того,

что человек соответствует этой модели, как считает Снайдер,

служит отличное впечатление, которое остается о нем у других,

притом что у него самого никак не складываются стабильные

или хорошие интимные или просто близкие отношения. Разум­

нее, конечно, было бы установить равновесие, оставаясь вер­

ным себе в смысле умения общаться с окружающими и честно

пользуясь этим искусством.

Социальные хамелеоны, однако, нисколько не смущаются

тем, что говорят одно, а делают другое, если это приносит им

общественное признание. Они легко и спокойно уживаются с

несоответствием между своим общественным лицом и частной

реальностью. Психоаналитик Хелена Дойч называет таких лю­

дей «личностями понарошку», меняющими «маску» с удиви­

тельной гибкостью в зависимости от принимаемых сигналов,

посылаемых теми, кто их окружает. «У одних, — сказал мне как-

то Снайдер, — общественное и частное превосходно сливают­

ся в одной личности, а у других, похоже, наблюдается некий

калейдоскоп меняющихся обличий. Они, как персонаж Вуди

Аллена, Зелиг, исступленно пытаются подстроиться под всех,

с кем оказываются рядом».

Такие люди стараются «обсканировать» каждого, чтобы уло­

вить малейший намек на то, чего от них ждут, прежде чем они

обнаружат ответную реакцию, вместо того чтобы просто ска­

зать, что они чувствуют на самом деле. В стремлении со всеми


 

Эмоциональный интеллект


 


 

ладить и всем нравиться они готовы заставить даже тех, к кому

испытывают неприязнь, поверить в их дружеское расположе­

ние. Для этого они, используя данный им талант общения, фор­

мируют свое поведение в соответствии с требованиями различ­

ных общественных ситуаций, то есть они могут вести себя как

совершенно непохожие друг на друга люди, смотря по тому, с

кем они в данный момент общаются, и легко переходят от бью­

щей ключом общительности к сдержанной отстраненности. За

эти качества, позволяющие тем, кто ими обладает, ловко ма­

нипулировать впечатлением, производимым на окружающих,

их высоко ценят в некоторых сферах профессиональной дея­

тельности, особенно в актерстве, судебной практике, торговле,

дипломатии и политике.

Другая, имеющая, возможно, даже большее значение раз­

новидность самоконтроля, похоже, и составляет различие меж­

ду теми, кто в итоге становится плывущим по течению соци­

альным хамелеоном, пытающимся производить впечатление

на всех и каждого, и теми, кто умеет пользоваться светским

лоском в большем согласии со своими истинными чувствами.

Эта именно способность быть верным собственному «Я» по­

зволяет поступать в соответствии со своими самыми сокро­

венными чувствами и ценностями, невзирая на социальные

последствия. Подобная эмоциональная целостность могла бы

привести, скажем, к умышленному провоцированию столк­

новения, чтобы пробиться сквозь двуличность или отказ, то

есть внести ясность в ситуацию, на что никогда бы не отва­

жился социальный хамелеон.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.