Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. Напряженная сосредоточенность — центр внимания-, пи­




 


 

Напряженная сосредоточенность — центр внимания-, пи­

таемый беспокойством, — вызывает усиленную корковую ак­

тивацию. Но похоже, зона вдохновения и оптимальной рабо­

тоспособности являет собой оазис корковой эффективности с

почти минимальными затратами ментальной энергии. Вероят­

но, это имеет смысл с точки зрения квалифицированной прак­

тики, позволяющей людям попадать в поток вдохновения: ов­

ладение ходами, необходимыми для выполнения какой-либо

задачи, будь то физическая задача вроде скалолазания или мен­

тальная, как, например, компьютерное программирование, оз­

начает, что при их выполнении мозг может функционировать

более эффективно. Хорошо отработанные ходы требуют гораз­

до меньших мозговых усилий, чем те, которым еще только учат­

ся, или те, что по-прежнему слишком трудны. Подобным же

образом, когда мозг работает менее эффективно от утомления

или из-за нервозности, что бывает в конце долгого, напряжен­

ного дня, происходит «размывание» точной направленности

усилий коры головного мозга при одновременной активации

слишком многих лишних зон — то есть при состоянии нервной

системы, переживаемом как чрезвычайная рассеянность. Тоже

самое происходит и при скуке. Но когда мозг работает с макси­

мальной производительностью, как это бывает при вдохнове­

нии, между активными зонами и требованиями, предъявляе­

мыми заданием, существует точная взаимосвязь. В таком со­

стоянии даже тяжелая работа может показаться живительной

или подзаряжающей энергией, а вовсе не опустошающей или

истощающей.

 

 

Обучение и вдохновение:

Новая модель образования

 

Поскольку вдохновение приходит в зоне, где занятие че­

ловека требует от него наиболее полного приложения сил и

способностей, то по мере того, как растет его мастерство, ему,

чтобы войти в полосу вдохновения, требуются задачи повы­

шенного уровня сложности. Если задача слишком проста, она

вызывает скуку, если же чересчур трудоемка, то возбуждает


 


 

Дэниел Гоулман


 

скорее тревогу, а не вдохновение. Известно, что к достиже­

нию высшего мастерства в профессии или ремесле человека

подталкивает возможность испытать вдохновение и что мо­

тивацией кдостижению все большего успеха в любой деятель­

ности, будь то игра на скрипке, танцы или сращивание генов,

по крайней мере частично, является возможность побыть в

состоянии вдохновения во время работы. В ходе эксперимен­

та, в котором участвовали двести художников в возрасте во­

семнадцати лет, только что окончивших художественную шко­

лу, Чиксэнтмихайи установил, что лишь те, кто в студенче­

ские годы испытывал подлинную радость от самого процесса

рисования, стали в итоге серьезными художниками. Если же

мотивом к обучению в школе служили мечты о славе и богат­

стве, то после ее окончания большинство таких студентов во­

обще отходят от искусства.

На основании полученных результатов Чиксэнтмихайи де­

лает такой вывод: «Художники должны превыше всего ставить

занятие живописью. Если же художник, стоя перед мольбер­

том, начинает прикидывать, за сколько он продаст эту картину

или что подумают о ней критики, ему не дано сказать свое сло­

во в искусстве. Творческие свершения доступны лишьтем, кто

всецело предан своему делу».

Для достижения мастерства в ремесле, профессии или ис­

кусстве вдохновение необходимо так же, как и для усвоения

знаний. Студенты, испытывающие вдохновение в процессе

обучения, лучше занимаются независимо от их потенциала,

определяемого по результатам теста достижений. Об учениках

чикагской средней школы с естественно-научным уклоном,

попавших в 5-процентную когорту лучших по оценкам, полу­

ченным на экзамене по математике, их учителя по математике

отозвались как о веселых или грустных. На следующем этапе

проводилось наблюдение за тем, как ученики проводят свое

время, для чего всем раздали пейджеры, по случайному сигна­

лу которых им надо было в течение дня записывать, чем они

занимались и в каком настроении пребывали. Неудивительно,

что грустные отличники тратили всего пятнадцать часов в не­

делю на занятия дома, то есть намного меньше двадцати семи

часов в неделю, уходивших на выполнение домашнего задания


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.