Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выкажи хоть немного эмоиий



 

Одна из главных социальных компетенций определяется

тем, насколько хорошо или плохо человек выражает свои чув­

ства. Пол Экман использует термин «правила проявления» для

определения общего мнения по поводу того, проявление каких

чувств будет уместным в данный момент. В этом смысле раз­

ные культуры обнаруживают колоссальные различия. Так на­

пример, Экман и его коллеги в Японии наблюдали за реакция­

ми студентов по изменению выражений их лиц во время про­

смотра фильма шокирующего содержания, где было показано

ритуальное обрезание достигших юношеского возраста абори­

генов Австралии. Когда японские студенты смотрели фильм в

присутствии авторитетного специалиста, на их лицах с трудом

можно было уловить незначительные признаки реакций, но

стоило только им остаться одним (в это время их снимали скры­

той камерой), как их лица исказило выражение мучительного

страдания, смешанного с ужасом и отвращением.

Существует несколько основных «правил проявления».

Одно из них состоит в минимизации проявления эмоций, что

для японцев является нормой выражения дистресса в присут­

ствии кого-либо из начальства, каковому правилу студенты,

кстати сказать, и следовали, когда, стараясь скрыть свое рас­

стройство, сидели с лицом игрока в покер. Другое правило пре­

дусматривает раздувание чувства, которое испытывает человек


 

Эмоциональный интеллект


 


в данный момент, посредством преувеличенного выражения

эмоций. К такой уловке обычно прибегают девочки лет шести,

когда они, искривляя лицо в трагической гримасе, трогательно

нахмурив бровки и скривив губки, бегут к маме пожаловаться

на старшего брата, что тот их дразнит. Третье правило, которое

заключается в подмене одного чувства другим, в ходу в некото­

рых азиатских культурах, где считается невежливым сказать

«нет» и поэтому вместо отказа вы получаете клятвенное (хотя и

ложное) заверение. Насколько хорошо человек пользуется эти­

ми стратегиями и знает, когда какую применить, и составляет

фактор эмоционального разума.

Мы очень рано усваиваем эти правила проявления эмоций

отчасти благодаря точным инструкциям. Правила проявления

прививаются ребенку, когда мы наставляем его, что нельзя вы­

глядеть разочарованным, а, напротив, надо улыбаться и благо­

дарить, когда дедушка дарит надень рождения никудышный,

но зато выбранный из лучших побуждений подарок. Все же

просвещение в области правил проявления чаще происходит

путем моделирования: дети учатся делать то, что видят на при­

мере поведения других людей. В процессе обучения выражать

свое отношение эмоции представляют собой как средство пе­

редачи информации, так и саму информацию. Если ребенку

велит улыбаться и сказать «спасибо» родитель, который в этот

момент строг, требователен и холоден, —давая наставление, он

шипит, вместо того чтобы тепло и с улыбкой прошептать это, —

ребенок вероятнее всего усвоит совершенно иной урок и ска­

жет деду хмуро и отрывисто ничего не выражающее «спасибо».

И на дедушку это произведет совершенно разное впечатление:

в первом случае он будет счастлив (хотя и благодаря обману), а

во втором задет сообщением.

Прямым следствием эмоциональных проявлений является

то воздействие, которое они оказывают на человека, воспри­

нимающего их. Правило, усваиваемое ребенком, звучит при­

мерно так: «Скрывай свои подлинные чувства, если они могут

больно задеть того, кого ты любишь, подменяй их неискрен­

ним, но менее обидным чувством». Подобные правила выра­

жения эмоций — это нечто большее, чем часть лексикона пра­

вил поведения в обществе; они диктуют, как именно наши чув-


 


 

Дэниел Гоулллан


ства должны влиять на окружающих. Разумное следование этим

правилам обеспечит оптимальное влияние, несоблюдение спро­

воцирует эмоциональную панику.

Актеры, разумеется, являются настоящими мастерами по

части демонстрации эмоций; именно их экспрессивность и

вызывает отклик у публики. Несомненно и то, что некоторые

из нас появляются на свет прирожденными актерами. Но отча­

сти из-за того, что уроки правил проявления, которые мы по­

лучаем, отличаются в соответствии с тем, какие образцы для

подражания у нас были, люди очень сильно различаются сво­

им актерским мастерством.

 

 

Экспрессивность и «заражение эмоциями»*

 

Это случилось в самом начале войны во Вьетнаме. Отряду

американских солдат пришлось засесть на корточках в каких-

то рисовых чеках в самый разгар перестрелки с вьетконговца-

ми. Вдруг шесть обезьян, выстроившись в ряд, принялись раз­

гуливать по высоким полоскам земли, отделявшим чеку от чеки.

Обезьяны совершенно спокойно и невозмутимо топали прямо

к линии огня.

«Они не смотрели ни вправо, ни влево. Они шли строго по

прямой, — вспоминал Дэвид Буш, один из американских сол­

дат. — Это было действительно странно, потому что никто по

ним не стрелял. А после того как они прошли по разделитель­

ной насыпи, у меня пропал весь боевой задор. Не похоже было,

чтобы мне захотелось когда-нибудь еще заниматься этим де­

лом, уж по крайней мере точно не в тот же день. Должно быть,

и все чувствовали то же самое, потому что все они притихли.

Мы просто прекратили бой».

Тот факт, что отважная невозмутимость обезьян смогла в

разгар боя усмирить солдат, иллюстрирует основной принцип

жизни в обществе: эмоции заразительны. Конечно, эта исто­

рия относится к разряду экстремальных. В большинстве случа-

* «Заражение эмоциями» — распространение на других людей эмо­

циональных состояний и форм поведения в результате подражания или

внушения.


 

Эмоциональный интеллект


 


 

ев «эмоциональное заражение» куда менее заметно как часть

бессловесного общения, происходящего при каждой встрече.

Мы передаем и улавливаем настроения друг друга в той сфере,

которая составляет тайное хозяйство психики, где одни встре­

чи бывают «отравляющими», другие «питающими». Обычно

этот эмоциональный обмен происходит на тонком, почти не­

заметном уровне; то, как продавец говорит «спасибо», остав­

ляет у нас чувство обиды, или что нами пренебрегают, или нам

искренне рады и нас ценят. Мы подхватываем чувства, исходя­

щие друг от друга, как если бы они были какой-то разновидно­

стью социального вируса.

При каждой встрече мы посылаем эмоциональные сигна­

лы, которые оказывают влияние на тех, с кем мы сталкиваем­

ся. Чем более искусными бываем мы с социальной точки зре­

ния, тем лучше контролируем посылаемые нами сигналы. Сдер­

жанность в воспитанном обществе есть прежде всего просто

способ обеспечить, чтобы никакая вызывающая беспокойство

утечка эмоций не испортила встречу (правило, о котором обыч­

но забывают, переходя в сферу интимных отношений). Эмо­

циональный разум предполагает умение управлять обменом

сигналами. «Популярный» и «обаятельный» — такие определе­

ния даем мы людям, с которыми приятно общаться, потому что

их умение выражать эмоции создает нам хорошее настроение.

Люди, способные помочь другим умерить свои чувства, обла­

дают особо ценным в социальном отношении качеством: к ним

обращаются в минуты наибольших эмоциональных пережива­

ний. Отчасти все мы друг для друга являемся своего рода набо­

ром инструментов для изменения настроения — в лучшую сто­

рону или в худшую.

Рассмотрим весьма показательный пример того, с каким

искусством эмоции передаются от одного человека к другому.

В простом эксперименте два добровольца заполняли конт­

рольную таблицу, сообщая о своих настроениях в данный мо­

мент времени, а потом просто сидели лицом друг к другу, спо­

койно ожидая, когда вернется экспериментатор. Через две ми­

нуты она вошла в комнату и попросила их еще раз заполнить

таблицу. Пары добровольцев были намеренно составлены так,

что один был чрезвычайно экспрессивным в эмоциональном


 


 

Дэниел Гоулллан


 

отношении, а другой — как истукан. И каждый раз настроение

эмоционального участника эксперимента неизменно переда­

валось его более пассивному партнеру.

Каким же магическим путем происходит эта передача

чувств? Вероятнее всего мы, наблюдая проявление эмоций у

других, непроизвольно имитируем их посредством неосознан­

ного двигательного подражания выражению их лиц, жестам,

тону голоса и другим невербальным показателям эмоций. Пу­

тем такой имитации люди воссоздают в себе настроение друго­

го человека — некое подобие метода Станиславского, когда

актеры воспроизводят жесты, движения и другие проявления

эмоций, пережитых ими в прошлом, чтобы снова вызвать в себе

эти чувства.

Каждодневная имитация какого-либо чувства или пережи­

вания обычно малозаметна. Ульф Димберг, шведский иссле­

дователь из Университета в Упсале, обнаружил, что, когда люди

видят улыбающееся или рассерженное лицо, их мимические

мышцы слегка приходят в движение и у них на лицах появляет­

ся выражение, отвечающее тем же настроениям. Эти измене­

ния фиксируются только с помощью электронных датчиков и

обычно не воспринимаются невооруженным глазом.

Во время взаимодействия двух людей настроение передает­

ся оттого, кто более экспрессивен в проявлении своих эмоций,

тому, кто пассивнее. Известно, что некоторые люди особенно

чувствительны к «эмоциональному заражению», а при такой

врожденной чувствительности бывает очень легко возбудить их

вегетативную нервную систему (индикатор эмоциональной

активности). Подобная неустойчивость, похоже, делает их бо­

лее впечатлительными. Так, сентиментальные коммивояжеры

способны растрогать их до слез, а непринужденная болтовня с

жизнерадостным собеседником — развеселить и подбодрить (из

них даже можно выжать больше сочувствия, поскольку они лег­

ко отзываются на чувства других).

Джон Качоппо, специалист по социальной психофизиоло­

гии Университета штата Огайо, изучавший этот тонкий эмо­

циональный обмен, замечает: «Простое наблюдение затем, кто

выражает какую-нибудь эмоцию, может вызвать это настрое­

ние независимо от того, осознаете ли вы, что подражаете чужо-


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.