Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. вращения; такие пациенты «забыли» все подобные эмоцио­




 


вращения; такие пациенты «забыли» все подобные эмоцио­

нальные уроки, потому что у них больше нет хода туда, где они

хранятся в миндалевидном теле.

Подобные данные привели д-ра Дамазио к противоинтуи-

тивной позиции, сводящейся к тому, что чувства необходимы

для принятия рациональных решений, они указывают нам нуж­

ное направление, где бесстрастную логику потом можно будет

использовать наилучшим образом. В то время как мир зачас­

тую ставит нас перед немереным множеством вариантов выбо­

ра (Как вложить ваши пенсионные сбережения? На ком вам

жениться? За кого выйти замуж?), эмоциональная наука, кото­

рую преподала нам жизнь (например, память об обернувшемся

катастрофой помещении капитала или мучительном разводе),

посылает сигналы, которые упрощают решение, с самого на­

чала исключая одни варианты выбора и высвечивая другие.

Таким образом, д-р Дамазио утверждает, что эмоциональный

мозг участвует в логическом мышлении точно так же, как и ду­

мающий мозг.

Следовательно, эмоции важны для нормального мышления.

В танце чувства и мысли эмоциональная способность управля­

ет нашими моментальными решениями и, действуя сообща с

рациональным умом, включает — или выключает — собствен­

но мышление. Аналогичным образом и думающий мозг высту­

пает в роли управляющего нашими эмоциями, за исключени­

ем тех моментов, когда эмоции выходят из-под контроля и эмо­

циональный мозг впадает в неистовство.

В известном смысле у нас есть два мозга, два ума — две раз­

ные способности мышления: рациональная, которая отправ­

ляется от разума, целесообразная и эмоциональная. То, на­

сколько мы преуспеваем в жизни, определяется обеими, то есть

значение в данном случае имеет не только коэффициент ум­

ственного развития, но также и эмоциональная способность

мышления. В самом деле, ведь интеллект не способен всегда

быть на высоте без эмоционального разума. Обычно принцип

дополнения друг друга применительно к лимбической системе

и неокортексу, а также миндалевидному телу и предлобным

долям означает, что каждый является полноправным партне­

ром в ментальной жизни. При успешном взаимодействии этих



Дэниел Гоулллан


 

партнеров повышается эмоциональная способность мышления,

равно как и умственная способность мыслить.

Такой взгляд на проблему совершает полный переворот в

прежнем понимании конфликта между разумом и чувством: нам

вовсе не требуется отделываться от эмоций и ставить на их ме­

сто разум, как говорил Эразм, нам лучше было бы постараться

найти разумное равновесие между ними. В старой парадигме

разум в идеале свободен от приставаний со стороны эмоций.

Новая парадигма побуждает нас установить гармонию между

головой и сердцем. Чтобы с успехом реализовать эту систему в

нашей жизни, нам прежде всего следует лучше осознать, что

значит пользоваться эмоциями с умом.


 

 

Часть 2

ПРИРОДА

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА


 

 

Глава 3

КОГДА У М Н Ы Й ГЛУПЕЕТ

 

До сих пор продолжаются споры о том, почему учителя

физики средней школы, Дэвида Пологруто, пырнул кухонным

ножом один из его лучших учеников. Общеизвестные факты

таковы:

Джейсон Г., самодовольный круглый отличник средней шко­

лы в Корал-Спрингс, штат Флорида, зациклился на идее поступ­

ления на медицинский факультет, но не просто в каком-нибудь

университете... он мечтал о Гарварде. Но Пологруто, его учитель

физики, во время контрольного опроса в классе поставил Джей-

сону 80 баллов. Решив, что такая отметка — всего лишь В (то есть

четверка) — ставит его мечту под угрозу, Джейсон на следующий

день прихватил с собой в школу нож, каким пользуются мясни­

ки, и, поспорив с Пологруто в физической лаборатории, всадил

учителю нож под ключицу, прежде чем его успели оттащить.

Судья признал Джейсона невиновным, поскольку он в мо­

мент инцидента был невменяемым в отношении совершенно­

го преступления. Входившие в состав комиссии четыре психо­

лога и психиатра утверждали, что во время конфликта у него

случился приступ психоза, а сам Джейсон заявил, что намере­

вался покончить с собой из-за отметки за контрольную работу

и пошел к Пологруто, чтобы сказать ему об этом. Пологруто

изложил свою точку зрения: «По-моему, он пытался прикон­

чить меня ножом, потому что просто взбесился, узнав, что по­

лучил плохую оценку».


 


 

Дэниел Гоулман


 

После перевода в частную школу Джейсон через два года

окончил ее первым учеником в классе. Прекрасный уровень

подготовки по обычным курсам обеспечил бы ему отличную

оценку по всем предметам — в среднем 4,0, но Джейсон про­

шел курсы повышенного типа, которых оказалось достаточ­

но, чтобы повысить его средний балл до 4,614, намного пре­

вышающий оценку «отлично с плюсом». Даже когда Джей­

сон окончил школу с высочайшими оценками, его старый

учитель физики, Дэвид Пологруто, жаловался, что Джейсон

так и не извинился и не понес ответственности за это напа­

дение.

Вопрос в том, как очевидно умный человек мог совершить

такой безрассудный, такой крайне бессмысленный поступок?

Ответ таков: академический ум не имеет совершенно никакого

отношения к эмоциональной жизни. Самый способный из нас

может прочно сесть на мель необузданных страстей и бурных

порывов; люди с высокими коэффициентами умственного раз­

вития оказываются ошеломляюще плохими лоцманами своей

частной жизни.

Один из разоблаченных секретов психологии заключает­

ся в относительной невозможности безошибочно предска­

зать, кто преуспеет в жизни, на основании оценок, коэффи­

циентов умственного развития или баллов, набранных во

время теста академических способностей, несмотря на их

гипнотическое воздействие на людей. Разумеется, существует

некоторая связь между коэффициентом умственного разви­

тия и устройством в жизни для больших групп в целом: мно­

гие люди с очень низким коэффициентом умственного раз­

вития останавливаются на уровне прислуги, а обладатели

высоких коэффициентов стремятся занять высокооплачива­

емые должности — но ни в коем случае нельзя сказать, что

так бывает всегда.

Широко распространены и исключения из правила, глася­

щего, что коэффициент умственного развития предопределяет

успех, — исключений гораздо больше, чем совпадений с пра­

вилом. В лучшем случае доля этого коэффициента в факторах,

определяющих успех в жизни, составляет 20 процентов, тогда


 

Эмоциональный интеллект


 


 

как оставшиеся 80 процентов приходятся на долю других сил.

Как отметил один обозреватель, «в огромном большинстве слу­

чаев окончательное место, занимаемое человеком в обществе,

определяется факторами, не имеющими отношения к коэффи­

циенту умственного развития, начиная с классовой принадлеж­

ности и кончая везением».

Даже Ричард Геррнштайн и Чарлз Мюррей, в книге ко­

торых «Гауссова кривая» первостепенное значение придает­

ся коэффициенту умственного развития, признают это, ког­

да пишут: «Возможно, первокурснику, набравшему 500 бал­

лов по математике во время теста академических способнос­

тей, лучше не мечтать стать математиком, а если вместо этого

он захочет заниматься собственным бизнесом, стать сенато­

ром США или заработать миллион долларов, ему не стоит

забывать свои мечты... Связь между оценками, полученны­

ми на экзаменах, и такими достижениями заслоняется всей

совокупностью других характеристик, которые он привно­

сит в жизнь».

Меня интересует определяющий набор этих самых «других

характеристик», то есть эмоциональный интеллект: такие спо­

собности, как способность выработать для себя мотивацию и

настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на про­

валы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетво­

рения, контролировать свои настроения и не давать страданию

лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться. В

отличие от коэффициента умственного развития с его почти

столетней историей определения у сотен тысяч людей эмоцио­

нальный интеллект представляет собой новое понятие. Пока

еще никто не может точно сказать, насколько он изменчив у

разных людей на протяжении жизни. Но, как показывают су­

ществующие данные, он может быть таким же мощным крите­

рием, как коэффициент умственного развития, а иногда и пре­

восходить его. И хотя есть и такие, кто утверждает, что ни опыт,

ни образование не могут сильно изменить коэффициент ум­

ственного развития, я собираюсь доказать в Части 5, что даже

детей можно научить пользоваться эмоциями в своих интере­

сах, если мы позаботимся об этом.


 


 

Дэниел Гоулман


Эмоциональный интеллект и судьба

 

Я вспоминаю парня из моей группы в колледже Эмхерста,

получившего пять отличных оценок в 800 баллов за тест акаде­

мических способностей и другие тесты достижений учащего­

ся, которые он проходил перед поступлением в колледж. Не­

смотря на свои колоссальные умственные способности, он про­

водил большую часть времени, постоянно где-то болтаясь, по­

здно возвращался домой и пропускал занятия, просыпая до

полудня. Ему потребовалось почти десять лет, чтобы получить

наконец диплом.

Коэффициент умственного развития почти не дает объяс­

нения, почему у людей с примерно равными задатками, обра­

зованием и возможностями совершенно разные судьбы. Про­

следив жизненный путь девяноста пяти студентов Гарварда

выпусков 1940-х годов — времени, когда в старейших универ­

ситетах Новой Англии учились люди с более внушительным

разбросом коэффициентов умственного развития, чем в наши

дни, — нельзя не заметить, что к среднему возрасту мужчины с

самыми высокими оценками на экзаменах в университетах ока­

зывались не слишком-то удачливыми в сравнении с их менее

успевающими сверстниками в смысле зарплаты, продуктивно­

сти или престижа на избранном поприще. От своей жизни они

также не испытывали удовлетворения и не находили счастья в

общении с друзьями и семьями, равно как и в завязывании ро­

мантических отношений.

Аналогичным образом проводилось исследование, в котором

приняли участие 450 мужчин средних лет. Большинство из них

были выходцами из семей иммигрантов, две трети которых жили

на пособия. Все они родились и выросли в Сомервилле, штат

Массачусетс, во времена «трущоб периода депрессии», в несколь­

ких кварталах от Гарварда. Коэффициент умственного развития

трети этой группы не поднимался выше 90. Но и здесь этот ко­

эффициент практически никак не повлиял на их карьеру или

другие сферы жизни. Например, 7 процентов мужчин с коэф­

фициентом умственного развития ниже 80 не могли устроиться

на работу в течение десяти и более лет, но та же участь ожидала и

мужчин с коэффициентом умственного развития выше 100. Не-


 

Эмоциональный интеллект


 


 

сомненно, прослеживалась общая зависимость (как это всегда

бывает) между коэффициентом умственного развития и соци­

ально-экономическим уровнем людей в возрасте сорока семи лет.

Но в отношении детских способностей, таких как способность

переносить фрустрацию, контролировать эмоции и ладить с дру­

гими людьми, имели большее значение.

О чем, к примеру, могут поведать данные недавнего иссле­

дования с участием 81 лучшего ученика средних школ в Илли­

нойсе выпуска 1981 года. Разумеется, у каждого был высший

средний балл в своей школе, чем, собственно, и должны отли­

чаться выпускники, выступающие с речью в начале и в конце

учебного года. И хотя в последующие годы учебы они успевали

по всем предметам и получали отличные отметки, к тридцати

годам их успехи были, мягко говоря, средними. Через десять

лет после окончания средней школы только один из четырех

занял самое высокое положение среди сверстников в выбран­

ной профессии, причем многие, потратив больше сил, достиг­

ли меньших успехов.

Карен Арнолд, преподаватель Бостонского университета,

принимавшая участие в изучении биографии отличников, за­

мечает: «Думаю, мы открыли «исполненных сознания долга»

людей, то есть тех, кто знает, как преуспеть в системе. Однако

будьте уверены, что выпускники-отличники пробиваются в

жизни так же, как и мы. Тот факт, что этот человек с отличием

окончил школу, свидетельствует лишь о том, что он или она,

судя по их оценкам, прекрасно успевали по всем предметам.

Но это ничего не говорит вам о том, как они справляются с пре­

вратностями судьбы».

В этом-то и заключается проблема: академический ум, по

существу, не предполагает готовности к беспорядку — или воз­

можностям, — которые преподносят превратности судьбы. Од­

нако, даже если высокий коэффициент умственного развития не

гарантирует преуспевание, престиж или счастье в жизни, наши

учебные заведения и культура зациклены на академических спо­

собностях, игнорируя эмоциональный интеллект, набор черт —

кто-то может назвать его характером, — который имеет огром­

ное значение для нашей личной судьбы. Эмоциональная

жизнь — это сфера, с которой можно обращаться более или ме-



Дэниел Гоулман


 

нее искусно и так же надежно, как с математикой или чтением,

и которая нуждается в своем особенном наборе компетенций, то

есть выполняемых ею функций. И то, насколько человек сведущ

в них, имеет решающее значение для понимания, почему один

преуспевает в жизни, а другой — равного интеллекта — оказы­

вается в тупике: эмоциональная одаренность — этометаспособ-

ность, определяющая, насколько хорошо мы умеем пользовать­

ся любыми другими навыками и умениями, которыми распола­

гаем, включая необученный интеллект.

Разумеется, существует много способов добиться успеха в

жизни и много сфер, в которых вознаграждаются другие склон­

ности. В нашем обществе, основанном на постоянно увеличи­

вающемся знании, к их числу, несомненно, принадлежит тех­

ническое мастерство. Есть такая детская шутка: «Кого ты назо­

вешь болваном через пятнадцать лет?» Ответ: «Босса». Но даже

среди «болванов» эмоциональный интеллект предоставляет до­

полнительное преимущество на рабочем месте, что мы и увидим

в Части 3. Многие данные свидетельствуют, что люди, являю­

щиеся знатоками эмоций, — те, кто отлично знает и справляет­

ся со своими чувствами и к тому же расшифровывает и успешно

пользуется чувствами других людей, — имеют превосходство в

любой сфере жизни, будь то романтические и интимные отно­

шения или схватывание на лету не выраженных словами пра­

вил, которые определяют успех в организационной политике. К

тому же более вероятно, что люди с хорошо развитым эмоцио­

нальным даром будут довольны и успешны в жизни, подчинив

себе склонности ума, которые способствуют повышению их соб­

ственной продуктивности; люди же, которые не могут устано­

вить хотя бы некоторый контроль над своей эмоциональной

жизнью, вынуждены вести внутренние баталии, подрывающие

их способность сосредоточенно работать и ясно мыслить.

 

 

Еше одна разновидность способности мышления

 

На взгляд случайного наблюдателя четырехлетняя Джуди

могла бы показаться стеснительным ребенком, держащимся

особняком среди более общительных сверстников. Она пугли-


 

Эмоциональный интеллект


 


 

во сторонилась шумной возни и беготни и во время таких игр

стояла у края игровой площадки вместо того, чтобы нырять в

самую гущу играющих детей. Но на самом деле Джуди прояви­

ла острую наблюдательность в отношении социальной поли­

тики, царившей в ее детсадовской классной комнате, оказав­

шись, возможно, самой проницательной из своих товарищей и

блестяще разобравшись в бурном море их чувств.

Ее проницательность не замечали до тех пор, пока однаж­

ды учительница Джуди не собрала вокруг себя четырехлетних

малышей, чтобы поиграть «в школу», что, по сути, было тестом

на социальную восприимчивость. Все, что нужно для этой игры,

уже было приготовлено: кукольный домик — точная копия ком­

наты в детском саду, куда ходила сама Джуди, и фигурки на

липучках, у которых на месте головы были приделаны малень­

кие фотографии учеников и преподавателей. Сначала учитель­

ница велела Джуди расставить всех девочек и мальчиков по тем

частям комнаты, где им нравилось играть больше всего, — в

уголке художественного творчества, в уголке с кубиками и т.д.

Джуди очень точно выполнила это задание. Когда же ее попро­

сили поставить девочек и мальчиков рядом с детьми, с которы­

ми они играли охотнее, чем с другими, оказалось, что Джуди

превосходно умеет составлять из учеников своего класса пары

лучших друзей.

Точность, с какой Джуди справилась с порученной ей зада­

чей, доказывает, что у нее сложился полный социальный порт­

рет ее класса, а это говорит об уровне восприимчивости, ис­

ключительно высоком для четырехлетней девочки. Такой та­

лант в дальнейшей жизни, возможно, поможет Джуди стать

«звездой» в одной из областей, где ценится «дар разбираться в

людях»: от торговли и менеджмента до дипломатии.

Тот факт, что блестящие социальные способности Джуди

вообще разглядели, да еще так рано, объясняется тем, что она

ходила в старшую группу детского сада Элиот Пирсон, кото­

рый находился на территории Университета Тафтса, где как раз

в то время осуществлялся проект «Спектрум» — учебный план

целенаправленного развития разных видов способности мыш­

ления. При создании проекта «Спектрум» разработчики исхо­

дили из предпосылки, что репертуар человеческих способное-

И


 


 

Дэниел Гоулман


 

тей выходит за рамки «трех китов» (чтение, письмо, арифмети­

ка), то есть узкого диапазона навыков и умений обращаться со

словами и числами, на чем, собственно, традиционно сосредо­

точивают внимание все школы. Признавалось также, что осо­

бые способности человека, как, например, социальная воспри­

имчивость Джуди, принадлежат к талантам, которые система

образования способна воспитывать, но отнюдь не игнориро­

вать или даже подавлять. Всячески поощряя детей развивать

полный диапазон дарований, на которые они будут рассчиты­

вать, чтобы преуспеть в жизни или просто использовать их для

достижения цели в выбранной профессии, школа становится

для них преподавателем искусства жизни.

Вдохновителем проекта «Спектрум» выступает Говард Гар­

днер, психолог факультета педагогики Гарвардского универ­

ситета. «Пришло время, — заметил он как-то в разговоре со

мной, — расширить наши понятия о спектре талантов. Отдель­

ный, чрезвычайно важный вклад, какой система образования

может сделать в развитие ребенка, — это направить его в ту

область, где его таланты принесут ему наибольшую пользу, где

он сумеет стать авторитетным специалистом и получит удов­

летворение от своей работы. Мы же совсем упустили это из

виду и каждого учили тому, что преуспеть в жизни — значит

максимально подходить на роль преподавателя колледжа. И

каждого мы всегда оцениваем, прикидывая, соответствует ли

он этому узкому критерию успеха или нет. Нам следовало бы

тратить меньше времени на распределение детей по катего­

риям и больше на то, чтобы помочь им распознать их природ­

ные способности и дарования, а затем развить их насколько

это возможно. Существуют сотни способов преуспеть в жиз­

ни и много разных способностей, которые помогут вам этого

добиться».

Если кто и понимает ограниченность старых представле­

ний об умственных способностях, так это Гарднер. Он подчер­

кивает, что начало славной эпохи тестов для определения ко­

эффициента умственного развития пришлось на время Первой

мировой войны, когда два миллиона американских мужчин

были рассортированы с помощью первого массового теста для


 

Эмоциональный интеллект


 


определения этого коэффициента в его бумажно-карандашной

форме, только что разработанной Льюисом Терманом, психо­

логом из Стэнфордского университета. За этим последовали

десятилетия, названные Гарднером периодом «мышления ка­

тегорией коэффициента умственного развития», «то есть что

люди бывают либо сообразительными, либо нет, они такими

рождаются, что с этим почти ничего нельзя поделать и что тес­

ты поведают вам, принадлежите ли вы к сообразительным или

нет. Тест академических способностей, проводимый при по­

ступлении в университет, основан на том же самом представ­

лении о единственной специальной способности, которая оп­

ределит ваше будущее. Такой образ мышления распространя­

ется в обществе».

Произведшая сильное впечатление книга Гарднера «Склад

ума», вышедшая в 1983 году, явилась манифестом, доказываю­

щим несостоятельность оценки с помощью коэффициента ум­

ственного развития; в ней была изложена мысль о том, что ре­

шающее значение для достижения успеха в жизни имеет не ка­

кой-то единый монолитный ум, а скорее широкий спектр ум­

ственных способностей с семью ключевыми разновидностями.

Его список включает два стандартных академических вида, вер­

бальную и логико-математическую сообразительность, но за

ними в списке следуют способность пространственного мыш­

ления, наблюдаемая, например, у выдающегося художника или

архитектора; кинестетическая* одаренность, проявляющаяся в

плавной подвижности тела и грации Марты Грэхем или Мэд-

жик Джонсон, и музыкальный талант какого-нибудь Моцарта

или ЙоЙо Ма. Завершают список два аспекта того, что Гард­

нер называет личностными умственными способностями: та­

лант межличностного общения, подобный таланту великого

психотерапевта, например, Карла Роджерса, или лидера миро­

вого масштаба, например, Мартина Лютера Кинга-мл., и «внут­

рипсихическая» способность, которая могла проявляться, с

 

* Кинестезия — ощущения от собственных движений и относитель­

ного положения частей своего тела; кинестетические ощущения — ощу­

щения, возникающие в коже, мышцах, сухожилиях, суставах в результа­

те движений.

3*


 


 

Дэниел Гоулман


 

одной стороны, в блестящих прозрениях Зигмунда Фрейда

или — поскромнее — в виде внутреннего удовлетворения, ко­

торое возникает в результате приведения своей жизни в пол­

ную гармонию со своими истинными чувствами.

Ключевым словом в этом представлении умственных спо­

собностей является определение «множественные»: гардне­

ровская модель выходит далеко за пределы стандартной кон­

цепции коэффициента умственного развития как единствен­

ного и неизменного фактора. Она признает, что тесты, тира­

нившие нас во время обучения в школе, — начиная с тестов

достижений, которые рассортировывали нас на тех, кого пе­

реводили в технические школы, и тех, кому суждено было по­

ступать в колледж, и кончая тестами академических способ­

ностей, с помощью которых определяли, какой именно кол­

ледж, если об этом вообще могла идти речь, нам позволено

будет посещать, — основаны на ограниченном представле­

нии об интеллекте, ничего общего не имеющем с набором

реальных умений и способностей, которые имеют значение

для жизни и не учитываются коэффициентом умственного

развития.

Гарднер признает, что семь — случайный показатель раз­

нообразия умственных способностей; ибо несть числа много­

численным человеческим талантам. В какой-то момент Гард­

нер и его коллеги по исследовательской работе удлинили спи­

сок с семи до двадцати различных разновидностей умственных

способностей. Например, умственная способность к межлич­

ностному общению подразделилась на четыре разные способ­

ности: лидерство, способность развивать взаимоотношения и

сохранять друзей, способность разрешать конфликты и талант

в той области социального анализа, в которой отличилась че­

тырехлетняя Джуди.

Такой многогранный взгляд на способность мышления

дает более полное представление о дарованиях и потенциале

ребенка в смысле достижения успеха, чем стандартный ко­

эффициент умственного развития. Когда школьников, уча­

ствовавших в проекте «Спектрум», оценили сначала по «шка­

ле интеллекта Стэнфорда—Байнета» — некогда считавшей-


 

Эмоциональный интеллект


 


 

ся золотым стандартом во всех тестах для определения ко­

эффициента умственного развития, — а потом по комбина­

ции нескольких критериев, специально составленной для оп­

ределения гарднеровского спектра умственных способнос­

тей, никакой существенной зависимости между оценками

детей по двум этим тестам обнаружить не удалось. Для пяти

детей с самым высоким коэффициентом умственного разви­

тия (от 125 до 133) были построены графики личностных ха­

рактеристик по десяти измеренным в ходе теста «Спектрум»

критериям способностей, которые существенно различались

между собой. К примеру, из пяти «самых смышленых» — как

следовало из тестов на коэффициент умственного развития —

ребят один — согласно тесту «Спектрум» — был силен в трех

областях, трое проявили способности в двух областях, а один

«смышленый» ребенок имел лишь один талант. Да и сами

критерии способностей обнаружили значительный разброс:

четыре показателя талантов этих детей пришлись на музыку,

два на изобразительное искусство, один на социальное по­

нимание, один на логику и два на язык. Ни один из пяти де­

тей с высоким коэффициентом умственного развития не был

силен в пластике (в смысле совокупности телодвижений),

математике или механике, причем пластика и обращение с

числами оказались очевидно слабыми сторонами для двух из

этих пяти.

По завершении тестов Гарднер пришел к выводу, что «Шка­

ла интеллекта Стэнфорда— Байнета не позволяет прогнозиро­

вать успех во всех видах деятельности или соответствующем

подмножестве видов деятельности, предусмотренных програм­

мой теста "Спектрум"». Но зато оценки, полученные при про­

ведении теста «Спектрум», послужат родителям и учителям чет­

ким руководством в отношении сфер деятельности, к которым

эти дети, возможно, проявят спонтанный интерес и где они

достаточно преуспеют, чтобы развить свои страстные увлече­

ния, которые однажды смогут привести их от умения к мастер­

ству.

Не остановившись на достигнутом, Гарднер продолжил раз­

мышлять о множественности умственных способностей. Лет


 


 

Дэниел Гоулман


 

примерно через десять после первого опубликования своей те­

ории Гарднер высказал краткое определение личностных ум­

ственных способностей:

 

Межличпостный интеллект есть способность понимать

других людей: что движет ими, как они работают, как рабо­

тать в сотрудничестве с ними. Преуспевающие коммерсан­

ты, политики, преподаватели, практикующие врачи-консуль­

танты и религиозные лидеры, как правило, бывают индиви­

дуумами с высоким уровнем межличностного интеллекта.

Внутриличностный интеллект... это коррелятивная способ­

ность, обращенная внутрь; способность создавать точную,

соответствующую действительности модель самого себя и

пользоваться этой моделью, чтобы успешно действовать в

жизни.

 

Позднее Гарднер заметил, что в основе межличностного

интеллекта лежат «способности уловить и надлежащим обра­

зом отреагировать на настроения, темперамент, побуждения и

делания других людей». В понятие внутриличностного интел­

лекта, которое м о ж н о назвать ключом к с а м о п о з н а н и ю, он

включил «доступ к собственным чувствам, а также способность

проводить между ними различие и полагаться на них, чтобы

управлять поведением».

 

 

Спок против Латы: когда познавательной

способности недостаточно

 

В гарднеровских разработках присутствует один аспект лич­

ностного интеллекта, на который многие ссылаются, но кото­

рый мало исследуется, а именно роль эмоций. Возможно, это

объясняется тем, что, как дал мне понять Гарднер, в своей ра­

боте он твердо придерживается предложенной когнитивисти-

к о й* модели ума. Таким образом, в его представлении об этих

умственных способностях особое значение придается позна­

нию — пониманию себя и других с точки зрения мотивов, обра-

 

* Когнитивистика — наука о мышлении.


 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.