Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. ся во власти страстного желания или ярости, по уши влюблены




 


ся во власти страстного желания или ярости, по уши влюблены

или содрогаемся от ужаса — все это результат действия лимби­

ческой системы.

По мере развития лимбическая система усовершенствова­

ла два мощных механизма: научение и память. Такого рода ре­

волюционные достижения делали животное более сообрази­

тельным при выборе варианта, как себя вести, чтобы выжить,

и помогали ему тоньше отрегулировать свои реакции, чтобы

приспосабливаться к меняющимся потребностям вместо ав­

томатического проявления неизменных реакций. Если пища

такова, что от нее можно заболеть, значит, в следующий раз ее

необходимо избегать. Принятие решения вроде того, что надо

съедать, а от чего отказаться, в основном по-прежнему опреде­

лялось по запаху. Связи между обонятельной луковицей и лим­

бической системой выполняли функции распознавания и раз­

личения запахов путем сравнения нынешнего запаха с прош­

лым, отличая таким образом хороший от плохого. Этот процесс

осуществляли ринэнцефалон, дословно носовой мозг, пред­

ставляющий собой часть лимбической схемы, и рудиментар­

ная основа неокортекса — думающего мозга.

Примерно 100 млн лет назад произошел резкий скачок в

развитии мозга млекопитающих. Поверх тонкого двухслой­

ного кортекса (то есть коры головного мозга) — зон, кото­

рые занимаются планированием, осознанием того, что вос­

принимается органами чувств, и координированием движе­

ний — образовалось несколько новых слоев мозговых клеток,

в результате чего сформировался неокортекс. В сравнении с

двухслойной корой мозга древних млекопитающих неокор­

текс давал невероятное преимущество в интеллектуальном

отношении.

Неокортекс Homo sapiens, намного больший по размеру, чем

у остальных видов, привнес все то, что присуще именно чело­

веку. Неокортекс есть средоточие мышления; в нем находятся

центры, где объединяется и осознается информация, поступа­

ющая от органов чувств. Благодаря неокортексу к чувству до­

бавляются размышления по поводу этого чувства, и вдобавок

мы приобретаем способность переживать в связи с восприяти­

ем идей, искусства, символов и мысленных образов.


 


 

Дэниел Гоулллан


 

В результате постепенного развития неокортекса стала воз­

можной целесообразная тонкая настройка, которая, вне вся­

кого сомнения, предоставила колоссальные преимущества с

точки зрения способности организма выжить в тяжелых обсто­

ятельствах, повысила вероятность того, что его потомство, в

свою очередь, передаст дальше гены, содержащие ту же самую

невральную схему. Преимущества с точки зрения выживания

объясняются способностью неокортекса к вырабатыванию

стратегии, долгосрочному планированию и другим ментальным

хитростям. Кроме того, все триумфальные достижения искус­

ства, цивилизации и культуры суть плоды деятельности нео­

кортекса.

Это новое прибавление к головному мозгу добавило нюан­

сов эмоциональной жизни. Возьмем, к примеру, любовь. Лим­

бические структуры генерируют чувства удовольствия и поло­

вого влечения — эмоции, питающие сильное половое чувство.

Но благодаря прибавлению к лимбической системе неокортекса

и его соединительных элементов образовалась связь между ма­

терью и ребенком, ставшая основой семьи и долгосрочного обя­

зательства вырастить ребенка, что делает возможным полное

развитие человеческого существа. (Виды, у которых неокортекс

отсутствует, например, рептилии, лишены материнской при­

вязанности; когда вылупливаются их детеныши, новорожден­

ным приходится прятаться в срочном порядке, чтобы не пасть

жертвами своих сородичей.) У людей защитная связь между

родителем и ребенком обеспечивает протекание большей час­

ти развития на протяжении длительного детства, в течение ко­

торого мозг продолжает развиваться.

Поднимаясь по филогенетической* лестнице от рептилий

к макак-резусам и человеку, мы заметим, что чистая масса нео­

кортекса увеличивается; причем этот прирост происходит в гео­

метрической пропорции во внутренних соединениях мозговой

схемы. Чем больше таких соединений, тем шире диапазон воз­

можных ответных реакций. Неокортекс допускает утонченную

* Филогенетический — прилагательное от слова «филогенез» — ис­

торическое развитие организмов, или эволюция органического мира,

различных типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов; можно го­

ворить и о филогенезе тех или иных органов.


 

Эмоциональный интеллект


 


 

и сложную эмоциональную жизнь, например, способность пе­

реживать по поводу наших переживаний. Отношение неокор­

текс/лимбическая система у приматов выше, чем у других ви­

дов, а у человека гораздо выше, чем у приматов, и это подска­

зывает, почему мы способны проявлять гораздо более широ­

кий спектр реакций на свои эмоции и обнаруживать при этом

больше нюансов. В то время как у кролика или макак-резуса

имеется в распоряжении ограниченный набор типичных реак­

ций на страх, больший неокортекс человека обеспечивает

пользование гораздо более разнообразным репертуаром, вклю­

чающим даже набор номера 911. Чем сложнее социальная сис­

тема, тем важнее подобная гибкость, а более сложного мира,

чем наш, нет.

Но эти высшие центры управляют не всей эмоциональной

жизнью; в решающих вопросах, затрагивающих сердечные стру­

ны, — и более всего в тяжелых ситуациях, вызывающих край­

нее душевное волнение, — они, можно сказать, уступают руко­

водство лимбической системе. Поскольку очень многие выс­

шие центры мозга выросли из лимбической зоны или вышли

за ее пределы, эмоциональный мозг играет решающую роль в

структуре нервной системы. Являя собой корень, от которого

рос новый мозг, эмоциональные области сплетены со всеми

отделами неокортекса мириадами соединительных цепей. Это

дает эмоциональным центрам безграничные возможности вли­

ять на функционирование остального мозга, включая его цен­

тры мышления.


 

Глава 2




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.