Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. ским путем удалили миндалевидное тело, чтобы справиться с




 


ским путем удалили миндалевидное тело, чтобы справиться с

сильными эпилептическими припадками, с той поры полно­

стью утратил интерес к людям и предпочитал пребывать в оди­

ночестве, не поддерживая с ними никакого контакта. Сохра­

нив способность общаться и разговаривать, он перестал узна­

вать близких друзей, родственников и даже свою мать и оста­

вался безучастным к их переживаниям по поводу своего

безразличия. Лишившись миндалевидного тела, он, вероят­

но, утратил способность распознавать чувства, равно как и

всякое понятие о чувствах вообще. Миндалевидное тело ис­

полняет функцию хранилища эмоциональной памяти и, сле­

довательно, играет крайне важную роль. В жизни человека без

миндалевидного тела нет ничего, что затрагивало бы его лич­

ность.

Наличием миндалевидного тела обусловлена не одна толь­

ко привязанность; от него зависят все страсти и увлечения.

Животным, у которых миндалевидное тело удалено или отде­

лено от основного мозга, не знакомы страх и ярость, они не

испытывают побуждения к состязанию или объединению и те­

ряют ощущение своего места в общественной организации сво­

его вида; а эмоции у них притупляются или отсутствуют. Меха­

низм выделения слез, как эмоционального сигнала, присуще­

го исключительно человеку, запускается миндалевидным телом

и ближайшей структурой — поясной извилиной головного моз­

га; если человека поддержать, приласкать или каким-то иным

образом утешить, это успокоит те же самые зоны головного

мозга и прекратит рыдания. В отсутствие миндалевидной же­

лезы вообще не бывает слез от горя и утешение не требуется.

Жозеф Леду, невролог «Центра неврологии» Нью-Йорк­

ского университета, первым установил, что миндалевидное тело

играет главную роль в эмоциональном мозге. Жозеф Леду при­

надлежит к той части молодого поколения неврологов, кото­

рые занялись разработкой новых методов и технологий, позво­

ляющих проводить исследования с немыслимыми ранее уров­

нями точности, чтобы составлять карты мозга в процессе рабо­

ты и таким образом проникать в тайны психики, которые

ученые прежних поколений считали непостижимыми. Его от­

крытия, связанные со схемой эмоционального мозга, опроверг-

2*


 


 

Дэниел Гоулллан


 

ли укоренившиеся представления о лимбической системе тем,

что сделали миндалевидное тело главным действующим «ли­

цом» и представили остальные лимбические структуры в совер­

шенно иных ролях.

Результаты исследования, проведенного Леду, объяснили,

каким образом миндалевидное тело может захватывать конт­

роль над нашими действиями даже в те моменты, когда думаю­

щий мозг все еще вырабатывает решение. Как мы узнаем да­

лее, работа миндалевидного тела и его взаимодействие с нео­

кортексом составляют суть эмоционального разума.

 

 

Нервная проводка для передачи сигналов

 

Самый большой интерес с точки зрения понимания власти

эмоций в нашей ментальной жизни вызывают поступки, совер­

шенные в пылу страсти, о которых мы потом — как только все

уляжется — сожалеем; вопрос в том, почему мы так легко теря­

ем голову. Возьмем, к примеру, молодую женщину, которая два

часа мчалась на автомобиле в Бостон, чтобы позавтракать и

провести день со своим бойфрендом. За этим завтраком-обе­

дом он сделал ей подарок, который она ждала много месяцев, —

дефицитную художественную гравюру, привезенную из Испа­

нии. Но ее восторг испарился в тот момент, когда она предло­

жила после завтрака сходить на дневной сеанс в кино и посмот­

реть фильм, который ей очень хотелось увидеть, а ее приятель

ошеломил ее, заявив, что не может провести с ней весь день,

потому что у него тренировка по софтболу. Оскорбившись и

испытывая недоверие, она расплакалась, выбежала из кафе и,

поддавшись мгновенному порыву, выбросила гравюру в мусор­

ный ящик. Через несколько месяцев, вспоминая об этом ин­

циденте, она сожалела вовсе не о том, что ушла от бойфренда, а

об утрате гравюры.

Именно в такие моменты — когда импульсивное чувство

попирает доводы разума — недавно открытая роль миндалевид­

ного тела становится решающей. Поступающие от органов

чувств сигналы позволяют миндалевидному телу проверять каж-


 

Эмоциональный интеллект


 


 

дое переживание на присутствие в нем тревоги. Это дает мин­

далевидному телу возможность занять властное положение в

ментальной жизни, став чем-то вроде психологического часо­

вого, обращающегося к каждой ситуации, к каждому ощуще­

нию всегда с однотипными и самыми примитивными вопроса­

ми: «Это то, что я не выношу? Это больно задевает меня? Это

что-то, чего я боюсь?» Если дело обстоит именно так — если

сложившаяся ситуация, так или иначе, подразумевает утверди­

тельный ответ, — миндалевидное тело мгновенно реагирует как

нервная проводка, телеграфируя сообщение о критическом

моменте всем отделам головного мозга.

В архитектуре мозга миндалевидное тело пребывает в со­

стоянии готовности, напоминая службу быстрого реагирова­

ния, операторы которой готовы послать экстренный вызов в

пожарное депо, полицию и соседу всякий раз, когда в каком-

нибудь доме система безопасности подает сигнал тревоги.

Подавая сигнал тревоги, например, от страха, оно отправ­

ляет срочные сообщения всем главным отделам мозга: это вы­

зывает секрецию гормонов «сражайся или спасайся» в организ­

ме, мобилизует центры, обеспечивающие движение, и активи­

рует сердечно-сосудистую систему, мышцы и пищеваритель­

ный канал. Другие цепи, исходящие от миндалевидного тела,

передают сигналы на выделение соответствующих критической

ситуации доз гормона норэпинефрина (или норадреналина) для

усиления реактивности ключевых зон мозга, включая те, кото­

рые повышают бдительность органов чувств, фактически при­

водя мозг в состояние полной боевой готовности. Посылая до­

полнительные сигналы, миндалевидное тело приказывает моз­

говому стволу закрепить на лице испуганное выражение, оста­

новить все совершаемые мышцами движения, не имеющие

отношения к данной ситуации, увеличить частоту сердечных

сокращений, поднять кровяное давление и замедлить дыхание.

Остальные сосредоточивают внимание на источнике страха и

готовят мышцы к соответствующей реакции. Одновременно

«перетряхиваются» системы кортикальной памяти, то есть от­

носящиеся к коре больших полушарий головного мозга, чтобы

выудить оттуда любые сведения, имеющие отношение к ело-



Дэниел Гоулман


 

жившейся критической ситуации, и эти операции получают

приоритет перед другими нитями мыслей.

Но это составляет лишь часть тщательно скоординирован­

ного комплекса изменений, которыми управляет миндалевид­

ное тело, когда реквизирует зоны головного мозга (более по­

дробная информация содержится в Приложении В). Миндале­

видное тело имеет в своем распоряжении обширную сеть нерв­

ных связей, которая позволяет ему — в случае эмоциональной

аварии — захватить и привести в действие большую часть ос­

тального мозга, включая рациональный ум.

 

 

«Эмоциональный часовой»

 

Один приятель рассказал мне, как он, проводя свой отпуск

в Англии, как-то, проходя по набережной канала, зашел позав­

тракать в маленькое и очень уютное кафе. Покончив с завтра­

ком, он решил немного прогуляться. Спустившись по камен­

ным ступеням широкой лестницы к каналу, он вдруг увидел

девушку, пристально смотревшую на воду. На ее лице застыло

выражение ужаса. Не дав себе времени как следует подумать,

он прыгнул в воду, даже не сняв пиджака и галстука. И только

оказавшись в воде, он понял, что девушка, оцепенев от страха,

смотрит на ребенка, упавшего в воду, которого он, к счастью,

сумел спасти.

Что же заставило его броситься в воду прежде, чем он осо­

знал, зачем он это делает? Ответ прост: по всей вероятности,

миндалевидное тело.

Заняв достойное место в ряду самых впечатляющих откры­

тий последнего десятилетия в области эмоций, работа Леду рас­

крывает, каким образом архитектура головного мозга обеспе­

чивает миндалевидному телу привилегированное положение

«эмоционального часового», способного совершить захват моз­

га. Согласно данным его исследования, сенсорные сигналы от

глаза или уха проходят в головном мозге сначала в таламус (зри­

тельный бугор), а потом — через одиночный синапс (соедине­

ние двух нервных клеток между собой) — в миндалевидное тело.

Второй сигнал из таламуса направляется в неокортекс, то есть


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.