Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. осознание эмоции, она, как таковая, регистрируется в лобных




 


 

осознание эмоции, она, как таковая, регистрируется в лобных

долях коры головного мозга.

Эмоции, бурлящие ниже порога осознания, могут оказы­

вать мощное влияние на наше восприятие и реакцию, хотя мы

даже не догадываемся об их воздействии. Возьмем, к примеру,

человека, который раздражился от случившейся у него рано

утром грубой стычки с приятелем, а потом несколько часов

пребывал в дурном настроении, обижаясь на всех и вся, хотя

ни у кого не было намерения его обидеть, и набрасываясь на

людей без явной видимой причины. Он, возможно, не придал

никакого значения своему неутихавшему раздражению и очень

бы удивился, если бы кто-нибудь обратил на это его внимание,

а оно просто-напросто пребывало вне сферы его осознания и

побуждало его рявкать на окружающих. Но как только такая

реакция осознается — и регистрируется в кортексе, — он уже

может оценивать вещи по-новому, решить не обращать внима­

ния на утреннюю ссору и изменить свое настроение и отноше­

ние к окружающим. При таком подходе эмоциональное само­

осознание становится структурным элементом следующего

принципа эмоционального интеллекта: приобретение способ­

ности избавляться от дурного настроения.


 

 

Глава 5

РАБЫ СТРАСТЕЙ

 

 

Ты человек...

Что с равной благодарностью приемлет

Удары и подарки от судьбы... Дай человека мне,

Которого бы страсть не сделала рабом, и я его

Сокрою в сердце, нет, в глубоких тайниках души,

Где пребываешь ты...

Гамлет, обращаясь к Горацио

 

Самообладание, способность противостоять эмоциональ­

ным бурям, которые приносят с собой удары судьбы, вместо

того чтобы быть «рабом страстей», прославляли как доброде­

тель еще со времен Платона. В древнегреческом языке этому

понятию соответствовало слово sophrosyne, что в переводе зна­

тока греческого языка Пажа Дюбуа означает «внимательность

и ум в образе жизни; умеренную уравновешенность и мудрость».

Христиане Древнего Рима и ранняя христианская церковь на­

зывали это temperantia, умеренностью, обуздыванием эмоцио­

нальных эксцессов. Цель — душевное равновесие, а не подав­

ление эмоций: каждое чувство по-своему ценно и важно.

Жизнь, лишенная страстности, превратилась бы в безрадост­

ную пустыню безразличия, отрезанную и изолированную от

богатства самой жизни. Но, как заметил Аристотель, то, что

нужно, так это подобающая эмоция, чувствование, соразмерное

обстоятельствам. Когда эмоции слишком приглушены, они

вызывают подавленность и отчужденность; вышедшие из-под

контроля, доходящие до крайностей и упорные, они превра­

щаются в патологические, как при парализующей депрессии,

непреодолимой тревоге, бушующем гневе, маниакальном воз­

буждении.

И действительно, ключом к эмоциональному благополучию

является сдерживание причиняющих страдание эмоций; край­

ности — эмоции, которые нарастают слишком интенсивно или


Эмоциональный интеллект



 

слишком долго, подрывают нашу стабильность. Разумеется, это

не означает, что мы должны испытывать эмоции какого-то од­

ного вида; если человек все время счастлив, то это так или ина­

че наводит на мысль о слащавости символов в виде улыбающе­

гося лица, на которых все буквально помешались в 1970-е годы.

Много можно сказать о конструктивном вкладе страдания в

творческую и духовную жизнь; страдание смягчает душу.

Ёзлеты и падения, хотя и придают жизни своеобразную ост­

роту, должны пребывать в равновесии. В душевных расчетах

именно соотношение положительных и отрицательных эмо­

ций определяет ощущение благополучия — по крайней мере

так об этом свидетельствуют результаты исследований настро­

ения сотен мужчин и женщин, которые постоянно носили с

собой «пищалки», время от времени напоминавшие им, что­

бы те записали свои эмоции на данный момент. От участни­

ков эксперимента вовсе не требовалось, чтобы они всеми спо­

собами старались избежать неприятных чувств и всегда были

довольными, скорее надо было, чтобы неистовые чувства не

бушевали бесконтрольно и не портили хорошее настроение.

Люди, пережившие сильные приступы гнева или депрессии,

все же способны испытывать ощущение благополучия, если у

них случались в равной степени радостные и счастливые пе­

риоды, сыгравшие роль своеобразной компенсации. Кроме

всего прочего, результаты исследований доказали, что эмоцио­

нальный интеллект не зависит от академического и практи­

чески нет никакой взаимосвязи между оценками, или коэф­

фициентом умственного развития, и эмоциональным благо­

получием человека.

Но поскольку в уме происходит постоянное «журчание»

мыслей, точно так же идет немолчное «гудение» эмоций. Зву­

ковой сигнал может застать человека и в 6 утра, и в 7 вечера, и

он всегда будет пребывать в каком-то настроении, и, уж ко­

нечно, по утрам в разные дни и настроения у него будут раз­

ные. Но если для человека на протяжении нескольких недель

или месяцев характерно некое среднее настроение, это свиде­

тельствует о том, что этот человек в целом здоров и благопо­

лучен. Выходит, что у большинства людей относительно ред­

ко случаются приступы бурных чувств и многие из нас если и

 

И


 


 

Дэниел Гоулман


 

впадают в мрачное уныние, то весьма среднего уровня, с по­

логими ухабами на нашем эмоциональном аттракционе вроде

«русских горок».

Однако управление собственными эмоциями становится

для нас повседневной работой-, ибо большее из того, что мы

делаем, — особенно в свободное время, — так это стараемся

управиться со своим настроением. Читаем ли мы роман или

смотрим телевизор и даже выбираем себе занятие или собесед­

ников — все^имеет целью улучшить собственное самочувствие

и настроение. Умение ублажить себя составляет качество пер­

востепенной важности в жизни каждого человека. Некоторые

теоретики психоанализа, например, Джон Баулби и Д.У. Уин-

никотт, считают его одним из наиболее действенных психиче­

ских инструментов. Существует теория, что эмоционально здо­

ровые младенцы научаются успокаивать себя, повторяя дей­

ствия тех, кто за ними ухаживает, что делает их менее уязвимы­

ми к всплескам активности эмоционального мозга.

Как мы уже поняли, головной мозг устроен таким образом,

что мы очень часто почти или совсем не контролируем тот мо­

мент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны

над тем, какая именно эмоция это будет. Но мы можем оказать

некоторое влияние на то, как долго она будет действовать. Этот

вопрос возникает не в связи с заурядными печалью, волнением

или сильным раздражением; обычно подобные настроения про­

ходят со временем и при наличии терпения. Но когда такие

эмоции чрезвычайно сильны и длятся дольше некоего допус­

тимого временного предела, они постепенно переходят в му­

чительные крайние формы: хроническое состояние тревоги,

неукротимую ярость, депрессию. А при их наиболее тяжелых и

упорных проявлениях для их снятия могут понадобиться лекар­

ственная терапия, психотерапия или и то, и другое одновре­

менно.

В таких случаях обнаруживается одна возможность эмоцио­

нальной саморегуляции, когда хроническое возбуждение эмо­

ционального мозга слишком сильно, чтобы его можно было

преодолеть без фармакологической помощи. Например, две

трети людей, страдающих маниакально-депрессивным синдро­

мом, никогда не лечились от этого расстройства. Но соль ли-


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.