Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АНАТОМИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО



БАНДИТИЗМА

 

 

Жизнь — это комедия для тех, кто думает, и траге­

дия для тех, кто чувствует.

Хорас Уолпол

 

Это случилось жарким августовским полуднем 1963 года, в

то самое время, когда преподобный Мартин Лютер Кинг-млад­

ший обращался с речью «Моя мечта» к участникам марша за

гражданские права на Вашингтон. В тот день Ричард Роблес,

грабитель по призванию, которого только что условно освобо­

дили из тюрьмы, где он отбывал срок трехгодичного заключе­

ния за более чем сто краж со взломом, на которые его толкнуло

пристрастие к героину, решился еще на одну. Роблес, как он

сам впоследствии признался, не хотел идти на преступление,

но ему до зарезу нужны были деньги для его подружки и их трех­

летней дочери.

Квартира, в которую он тогда забрался, принадлежала двум

молодым женщинам: Дженис Вайли, занимавшейся сбором

материалов для журнала «Ньюсуик», и Эмили Хофферт, рабо­

тавшей преподавателем в начальной школе. Одной был 21 год,

другой 23. Роблес выбрал квартиру в шикарном районе Нью-

Йорка — в Верхнем Ист-Сайде, — будучи уверенным, что там

никого нет, но Дженис была дома. Угрожая ей ножом, Роблес

связал ее. Когда он уходил, домой вернулась Эмили. Чтобы бес­

препятственно уйти, ему пришлось связать и ее.

По версии самого Роблеса, рассказанной им много лет спу­

стя, пока он связывал Эмили, Дженис пригрозила ему, что это

преступление не сойдет ему с рук, поскольку она запомнила его

в лицо и обязательно поможет полиции выследить его и пой-


 

Эмоциональный интеллект


 


 

мать. Роблес, пообещавший себе, что это будет его последняя

кража, от ее угрозы запаниковал и полностью потерял конт­

роль над собой. В бешенстве он схватил бутылку с содовой и

стал бить ею женщин до тех пор, пока они не потеряли созна­

ние, а потом, не помня себя от ярости и страха, он исполосовал

обеих кухонным ножом. Оглядываясь назад по истечении два­

дцати пяти лет, Роблес сокрушенно заявляет: «У меня тогда буд­

то крышу снесло, я был прямо как безумный».

Теперь у Роблеса достаточно времени, чтобы вдоволь по-

сокрушаться о тех нескольких мгновениях необузданного гне­

ва. В момент написания этой книги, то есть по прошествии трех

десятков лет, он все еще находился в тюрьме за убийства, став­

шие известными как «убийства работающих девушек».

Подобные эмоциональные взрывы представляют собой

взрыв бандитизма со стороны нервов. В такие моменты, оче­

видно, некий центр в лимбическом мозге объявляет чрезвы­

чайное положение, мобилизуя остальную часть мозга на ре­

шение своих насущных вопросов. Бандитское нападение про­

исходит в мгновение ока, запуская эту реакцию в критиче­

ские моменты прежде, чем неокортекс, думающий мозг, успеет

полностью осознать происходящее, не говоря уже о том, что­

бы решить, насколько хороша подобная идея. Признаком слу­

жит то, что, как только этот момент проходит, те, кто только

что казались одержимыми, никак не могут взять в толк, что

на них нашло.

Подобные налеты эмоций отнюдь не являются отдельны­

ми внушающими ужас происшествиями, приводящими к звер­

ским убийствам вроде «убийств работающих девушек». В ме­

нее катастрофической, но вовсе не обязательно менее острой

форме они случаются у нас достаточно часто. Вспомните по­

следний случай, когда вы «взбесились», выйдя из себя из-за кого-

то — вашего супруга (вашей супруги), или ребенка, или, воз­

можно, водителя другой машины — до такой степени, что по­

зднее, по зрелом размышлении или просто задним числом, это

казалось ничем не оправданным. По всей вероятности, это тоже

был подобный налет, захват власти нервами, который, как мы

увидим, зарождается в миндалевидном теле — центре, находя­

щемся в лимбическом мозге.

И



Дэниел Гоулман


Не все лимбические нападения причиняют страдание. Ког­

да кому-нибудь шутка кажется настолько смешной, что он бук­

вально разражается хохотом, это тоже отклик лимбической си­

стемы. Она срабатывает и в моменты бурного веселья: когда Дэн

Дженсен после нескольких удручающе неудачных попыток за­

воевать олимпийскую золотую медаль в соревнованиях по ско­

ростному бегу на коньках (что он поклялся сделать своей уми­

равшей сестре) в конце концов добился победы и получил зо­

лото на дистанции 1000 м во время зимних Олимпийских игр

1994 года в Норвегии, его жена от счастья пришла в такое вол­

нение, что ее срочно доставили к врачам неотложной помощи,

дежурившим у ледовой арены.

 

 

Местопребывание всех страстей

 

У людей amygdala — миндалевидное тело (от греческого сло­

ва, обозначающего «миндалину») представляет собой минда­

левидную группу взаимосвязанных структур, располагающую­

ся над стволом головного мозга вблизи нижней части лимби­

ческого кольца. Миндалевидных тел у человека два, по одному

с каждой стороны головного мозга, лежащему ближе к боковой

части головы. Человеческое миндалевидное тело довольно круп­

ное по сравнению с миндалевидным телом любого из наших

ближайших родственников по эволюции — приматов.

Гиппокамп и миндалевидное тело — это две главные состав­

ляющие примитивного «носового мозга», из которых в процессе

эволюции развились кортекс, а потом и неокортекс. И по сей

день эти лимбические структуры выполняют большую или даже

наибольшую часть таких функций мозга, как научение и запо­

минание, а миндалевидное тело является большим специалис­

том по части эмоций. Если миндалевидное тело разобщается с

остальным мозгом, это проявляется поразительной неспособ­

ностью оценивать эмоциональную значимость событий; это

явление иногда называют «аффективной, или эмоциональной,

слепотой».

Лишаясь эмоциональной значимости, столкновения теря­

ют свою власть. Один молодой человек, которому хирургиче-


 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.