Результаты коммерческой деятельности торгового предприятия оцениваются её эффективностью. От эффективности коммерческой деятельности зависит повышение конкурентоспособности фирмы: чем выше показатель эффективности коммерческой деятельности, тем конкурентоспособнее торговое предприятие.
В качестве основного критерия оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия используется рентабельность, которая является уровнем прибыли на капитал, вложенный в дело. Система показателей, характеризующих эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия, включает: обобщающие показатели эффективности деятельности предприятия, показатели эффективности деятельности предприятия, показатели использования эффективности основных фонда, материально-оборотных средств.
Экономическая эффективность коммерческой деятельности - это способность в процессе реализации коммерческих операций производить экономический эффект (потенциальная эффективность) и действительное создание такого эффекта (фактическая эффективность). При функционировании коммерческого предприятия обычно наблюдается разрыв между его потенциальной и фактической эффективностью, обусловленный действием таких факторов, как неоптимальное распределение ресурсов, несовершенство экономических стимулов, недостаточное качество выполнения принятых договорных обязательств, необоснованный ассортимент, затоваривание, негибкая ценовая политика, упущения в маркетинговой деятельности. Количественной характеристикой экономической эффективности коммерческой деятельности может служить система показателей, позволяющая сопоставлять показатели эффективности одного предприятия в разных условиях; сравнивать показатели эффективности разных предприятий между собой; определять абсолютные и относительные показатели эффективности коммерческих операций и разных видов коммерческой деятельности, а также торгового и управленческого персонала. Показатель экономической эффективности является не абсолютной, а относительной величиной, в отличии от показателя экономического эффекта. Наиболее распространенный способ определения экономической эффективности заключается в делении величины эффекта на величину затрат (эффект на единицу затрат). Отсюда при прочих равных условиях чем больше экономический эффект (или результаты) и меньше произведенные для этого затраты ресурсов, тем выше эффективность.
Наряду с общей эффективностью коммерческой деятельности анализируют показатели частной и индивидуальной эффективности ее отдельных элементов и факторов, воздействующих на нее. Мерой частной эффективности является ее вклад в общую эффективность. Например, эффективность коммерческих решений (мероприятий), характеризуемая дополнительным экономическим эффектом, полученным за некоторый срок (плановый горизонт, расчетный срок, определенный год), является частным показателем, а эффективность работы торгового агента, менеджера или коммерческого директора определяется как индивидуальный показатель эффективности их работы.
Общая экономическая эффективность рассчитывается исходя из показателей, характеризующих работу коммерческого предприятия в целом. Это показатели рентабельности и деловой активности торговых и посреднических организаций и фирм.
Частная экономическая эффективность определяется сопоставлением эффектов и затрат на отдельные виды коммерческих операций и мероприятий, связанных с коммерческой деятельностью.
Оценка индивидуальной экономической эффективности может быть выполнена с учетом коммерческих достижений отдельных участников коммерческой деятельности и соответствующих затрат, вызвавших эти достижения. Последние определяются в результате учета и контроля выполнения конкретными исполнителями их непосредственных функций по продвижению и реализации товаров и услуг. Основные показатели экономической эффективности: производительность труда, фондоотдача, оборачиваемость средств, рентабельность продукции, рентабельность основной деятельности, рентабельность совокупного капитала, рентабельность собственного капитала, экономическая эффективность отдельных коммерческих операций (бизнес-процессов), производительность труда коммерческого процесса, эффективность деятельность менеджера по продажам и др.
Основанием для расчета группы общих показателей экономической эффективности коммерческой деятельности служат показатели выручки от продаж и прибыли. Часть этих показателей отражает деловую активность коммерческой организации в целом (производительность труда, фондоотдача, оборачиваемость средств в расчетах), а часть - рентабельность (прибыльность) и экономическую эффективность коммерческой деятельности.
23. Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация розничной торговой сети.
Предприятия розничной торговли в соответствии с введенным с 2011 г. Национальным стандартом ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» и Гостом Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» классифицируют по их видам и типам.Специализация торговой сети— это ограничение деятельности торговых предприятий по реализации отдельных товарных групп, подгрупп (магазин «Обувь», магазин «Женская обувь»). Специализированные магазины, предлагающие широкий выбор товаров для одной или нескольких категорий потребителей, Формируют свой ассортимент по потребительским комплексам.В зависимости от специализации (ассортимента реализуемых товаров) виды магазинов определяются как специализированные, неспециализированные и универсальные. Специализированный магазин — это предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров — хлебобулочные изделия, молочные товары, обувь, одежду и т. п. К разновидности специализированных магазинов относят магазины узкоспециализированные, реализующие товары определенной подгруппы (магазины «Восточные сладости», «Минеральные воды», «Мужская одежда», «Детская обувь» и др.).
К неспециализированным магазинамотносят магазины с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров. Магазин с комбинированным ассортиментом товаров — это предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей (магазин «Продукты», «Промтовары», «Все для дома», «Товары для женщин» и др.). Магазин со смешанным ассортиментом — это предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. Универсальный магазин— это предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров («Универмаг», «Универсам» и т. д.). Поскольку товары делятся на товары повседневного, периодического и эпизодического спроса, то и выбор товарного профиля магазинов также должен быть связан с подразделением товаров в зависимости от частоты спроса.
Типизация— система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Типизация торговых предприятий предполагает наличие следующих показателей: торговая площадь; товарный ассортимент; форма продажи товаров. Типизация магазинов позволяет сократить затраты на строительство, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.
Действующая классификация предусматривает следующие типы Предприятий розничной торговли: - гипермаркет: предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь — от 4000 м2; - универмаг:предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь в городской торговле — от 3500 м2, в сельской торговле — от 650 м2; - универмаг «Детский мир»:предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары универсального ассортимента для детей ииспользующее различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь — от 2500 м2; - магазин-склад:предприятие розничной, оптовой и мелкооптовой торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг населению. Торговая площадь — от 650 м2; - универсам:предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары повседневного спроса преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь — от 200 м2; - супермаркет:предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и неширокий ассортимент (не более 30%) непродовольственных товаров преимущественно по форме самообслуживания и инд. Обслуживание через прилавок. Торговая площадь — не менее 600 м2; - гастроном:предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии (не менее 40%) с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок. Торговая площадь от 400 м2;- магазин «Товары повседневного спроса»:предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары частого спроса, преимущественно по форме самообслуживания. Торговая площадь — от 100 м2;- магазин (павильон) «Продукты»:предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента повседневного спроса, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки; с индивидуальным обслуживанием через прилавок. Торговая площадь — от 18 м2; - минимаркет:предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента или ограниченный ассортимент, в т.ч. гастрономические, кондитерские товары, винно-водочные изделия, безалкогольные напитки; а также сопутствующие непродовольственные товары повседневного спроса. Торговая площадь — не менее 40, не более 50 м2; - торговый дом:предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин иженщин, использующее различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь— от 1000 м2; - магазин «Промтовары»:предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых — швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия. Торговая площадь — от 18 м2; - комиссионный магазин:предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организации или отдельных лиц на комиссионных началах. - магазин «Секонд Хенд»:предприятие розничной торговли, реализующее узкий ассортимент непродтоваров. Торговая площадь — от 18 м2; - стоковый магазин:предприятие розничной торговли, реализующее узкий ассортимент непродтоваров. Торговая площадь — не нормируется; - магазин «Дисконт», «Кэш энд Кэрри», «Дискаунтер»:предприятие торговли, реализующее широкий ассортимент продтовров и непродтоваров. Торговая площадь — не нормируется; - магазин «Бутик»:предприятие розничной торговли, реализующее ограниченный ассортимент модных товаров одной группы непродтоваров и продтоваров редкого спроса (коллекц. Вина, фирменный шоколад и др.). Торговая площадь — от 18 м2; - магазин- салон:предприятие розничной торговли, реализующее ограниченный ассортимент товаров единой группы (автомобили, обувь, цветы). Торговая площадь — от 18 м2;
Для каждого вида и типа магазина рекомендуется определенный перечень услуг, которые могут оказываться покупателям в конкретном магазине. Этот перечень содержит более 30 различных видов услуг ( ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Обшие требования»).
24. Управление персоналом.
Управление трудовыми ресурсами - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Управление трудовыми ресурсами заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Одной из важных функций торгового менеджмента является управление персоналом. Эффективность труда персонала магазинов, занятого непосредственным обслуживанием покупателей, во многом зависит от интенсивности покупательских потоков. А этот показатель имеет высокую степень аритмии на протяжении рабочего дня и в отдельные дни недели, что определяет неравномерность загрузки работников, большую долю вынужденных перерывов в их работе. Такое положение отрицательно сказывается на производительности труда персонала магазина.
Все эти специфические особенности деятельности торговых предприятий определяют сложность и большой объем функций, связанных с управлением персоналом. Понятие персонала торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем работников.
В целях эффективного управления процессом формирования и использования персонала на предприятиях торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам.
По категориям. В составе персонала предприятий розничной торговли выделяют три категории работников: персонал управления, торгово-оперативный персонал, вспомогательный персонал. По должностям и профессиям. На предприятиях розничной торговли в составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п.; в составе торгово-оперативного персонала - должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п.; в составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п. По специальностям. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.; в составе продавцов выделяют специальности - продавец продовольственных товаров, продавец непродовольственных товаров и т.п.
По уровню квалификации. Работники основных должностей, профессий и специальностей в зависимости от уровня знаний, умения и трудовых навыков подразделены на ряд квалификационных категорий(продавцы и кассиры - на 3; специалисты - на 4; грузчики - на 6 и т.п.). По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет; от 30 до 60 лет; свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до 55 лет; свыше 55 лет. В целях эффективного управления движением персонала на крупных предприятиях торговли может быть принята и более детальная группировка работников по возрасту.
По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета предусматривается группировка работников торговых предприятий со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях управления персоналом эта группировка также может быть детализирована. По отношению к собственности. В зависимости от этого признака на предприятиях торговли выделяют работников - собственников его имущества и наемных работников.
По характеру трудовых отношений. По этому признаку работники торговых предприятий подразделяются на постоянных и временных.
С учетом изложенных принципов классификации строится процесс управления персоналом торгового предприятия. Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде. Система формирования и использования персонала торгового предприятия должна быть подчинена общей стратегии его развития. Управление персоналом должно быть интегрировано со стратегией управления товарооборотом и торговыми услугами, развития материально-технической базы, финансового развития торгового предприятия. В процессе управления персоналом должна преследоваться цель стабилизации состава работников. С экономических позиций высокая текучесть персонала на предприятиях торговли обходится очень дорого даже по отношению к рабочим специальностям, а опытных, высококвалифицированных специалистов и менеджеров заменить очень сложно.
В процессе формирования и использования персонала необходимо учитывать трудовую мотивацию основных работников и стремиться к ее реализации в рамках возможностей торгового предприятия. Формирование трудовой мотивации отражает изменения ценностных приоритетов работников в условиях перехода к рыночной экономике, желание наемных работников к сотрудничеству и партнерству с владельцами предприятия на долгосрочной основе.
В процессе управления персоналом торгового предприятия должны обязательно учитываться правовые нормы государственного регулирования занятости и оплаты труда. Это относится к порядку приема работников на работу, обеспечению соответствующих режимов и условий их труда, соблюдению минимальной границы заработной платы, обеспечению соответствующих социальных выплат и другим установленным правовым нормам в этой сфере.
С учетом изложенных основных принципов формируется система управления персоналом на конкретном торговом предприятии, дифференцируются функции этого управления.
Управление численностью и составом работников является наиболее ответственным звеном в общей системе функций управления персоналом торгового предприятия.
Основной целью управления численностью и составом персонала является оптимизация затрат живого труда на выполнение основных видов работ, связанных с деятельностью торгового предприятия, иобеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации.
Реализация этой функции управления персоналом в наибольшей степени должна быть увязана с общей стратегией торгового менеджмента, т.к. сформированный на предприятии трудовой потенциал и будет обеспечивать осуществление всех стратегических целей и направлений его деятельности.
25. Система основных показателей, характеризующих отдельные элементы уровня обслуживания покупателей в магазине.
Качество торгового обслуживания - совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применения прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборота. Определение этих показателей основано на использовании данных статотчётности, а также специально организованных хронометражных и других наблюдений, анкетирования покупателей и работников и т.п. Культура обслуживания также включает целый ряд элементов, характеризующих уровень обслуживания покупателей состояние торгового зала магазина. К ним относятся показатели устойчивости ассортимента, применения прогрессивных форм продажи и дополнительных услуг, затраты времени на ожидание обслуживания, оценка культуры обслуживания по мнению покупателей, хорошее санитарное состояние и красивый внешний вид торгового зала и работников, соблюдение установленных правил торговли и продажи отдельных видов товаров и т.д.
Основными при определении уровня качества обслуживания предлагается считать следующие показатели: а) устойчивость ассортимента товаров; б) уровень дополнительного обслуживания покупателей; в) затраты времени на ожидание обслуживания; г) показатель обслуживания покупателей;
д) обобщающий коэффициент.
1. Показатель устойчивости ассортимента товаров определяется по формуле:
где, Qф– фактическое количество разновидностей товаров в момент изучения;
Qn – количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем, n - число проверок.
2. Уровень дополнительного обслуживания покупателей Кд = 1, т.к. был отменен ассортиментный перечень магазина.
3. Затраты времени на ожидание обслуживания рассчитываются по формуле:
где, Зо - оптимальные затраты времени покупателей на ожидание обслуживания (0,75 мин. или 45 сек.),
Зф - среднефактические затраты времени покупателей на обслуживание.
4. Общие затраты времени на ожидание обслуживания в магазине определяются по формуле:
где, 3i - средние затраты времени на ожидание обслуживания при покупке товаров,
Ti - значимость i -ой товарной группы в ассортименте магазина.
5. Показатель обслуживания покупателей рассчитывается по формуле:
где, Мм - количество покупателей давших отличную и хорошую оценки состоянию культуры обслуживания,
Mb- общее количество покупателей, оценивших состояние культуры обслуживания в магазине.
6. Обобщающий показатель уровня культуры обслуживания покупателей в магазине определяется по формуле:
Коб = Ку З1 + Кд З2 + Ко З3 + Км З4
где, 31,32,33,34 - значимость каждого из покупателей в общем уровне культуры обслуживания.
33 - затраты времени покупателей на ожидание обслуживания (0,30);
34 - обслуживание по мнению покупателей (0,15).
Если, Коб > 0,901 - высокий уровень обслуживания.
0,701 < Коб < 0,900 - удовлетворительный уровень обслуживания
Коб < 0,700 - низкий уровень обслуживания
26. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров.
Оптовая продажа товаров является одной из основных коммерческих функций оптовых предприятий. Все остальные функции по отношению к ней имеют подчиненное значение и как бы обслуживают оптовую продажу товаров. Содержание коммерческой работы по оптовой продаже товаров состоит из следующих основных операций:
1. Изучение покупательского спроса.
2. Нахождение оптовых покупателей товаров и установление рынка сбыта.
3. Установление хозяйственных связей с покупателями товаров.
4. Выбор форм и методов оптовой продажи товаров.
5. Организация оказания услуг оптовыми предприятиями клиентам.
6. Рекламно-информационная деятельность оптовых предприятий.
1. Изучение покупательского спроса.
Коммерческая работа оптовых предприятий начинается с изучения покупательского спроса. Изучение и прогнозирование спроса населения на товары позволяет учитывать текущие его изменения в плановой работе оптовых и розничных торговых предприятий и является важным элементом КД оптовой торговли. Материалы изучения и прогнозирования спроса должны быть положены в основу коммерческих решений. Основные задачи изучения и прогнозирования спроса на предприятиях оптовой торговли следующие: определение его общего объема и структуры по группам товаров; анализ и изучение внутригрупповой структуры; изучение и прогноз структуры спроса в ассортименте; изучение спроса по видам (реализованный, неудовлетворенный, формирующийся). Материалы краткосрочного и среднесрочного прогноза спроса используют при оперативном руководстве коммерческой работой, долгосрочного – для планирования развития промышленных предприятий, отраслей, производящих товары народного потребления и сферы обслуживания.
2. Нахождение оптовых покупателей товаров и установление рынка сбыта.
На данном этапе проводятся маркетинговые исследования региона путем изучения спроса и предложения на данную продукцию, конкурентной среды и степени конкурентоспособности товара. Определяя конкурентоспособность товара, учитывают товарный знак или товарную марку, престиж изделий, цену, качество послепродажного обслуживания и пр. после определения региона (района, зоны) сбыта, проводят сегментирование рынка. При сегментировании рынка выделяют предпочтительный сегмент. После выбора сегмента нужно произвести четкое позиционирование своего товара на этом целевом рынке. Позиционирование своих товаров на рынке позволяет оптовому предприятию получить достаточную прибыль и желаемый объем сбыта.
3. Установление хозяйственных связей с оптовыми покупателями
При стабильных отношениях сторон и достаточно крупных регулярных объемах поставок наиболее удобной формой организации хозяйственных связей является договор оптовой купли-продажи товаров. При разовых, эпизодических закупках товаров оптовые покупатели могут закупать товары без заключения договоров. Такие отношения строятся на основе предъявленных заказов (заявок) или по договоренности сторон путем оформления платежных документов.
4-5 этапы. Выбор форм и методов оптовой продажи товаров и организация оказания услуг оптовыми предприятиями.
6. Рекламно-информационная деятельность оптовых предприятий
Рост выпуска товаров народного потребления, расширение их ассортимента требуют хорошо налаженной информации о товарах, ознакомления потребителей с их достоинствами, назначением, правилами пользования. Эти функции выполняет торговая реклама.
Рекламная работа в оптовой торговле направлена на установление информационных связей с оптовыми и розничными организациями и населением, т.е. рекламные средства направлены на две аудитории. К рекламным средствам, обращенным к оптовым покупателям, относят:
- объявления в специальной торговой печати;
- информационные письма и бюллетени;
- альбомы, проспекты, каталоги;
- рассылка товарных образцов;
- выставки-продажи товаров;
- выставки в комнатах товарных образцов и др.
Рекламные средства, обращенные к населению: - объявления в периодической печати; - информация по радио и телевидению; - световая реклама; - листовки, вкладыши, памятки; - рекламная упаковка товаров; - выставки-дегустации и др.
27. Порядок установления хозяйственных связей. Договоры в торговле.
В процессе функционирования торговые предприятия устанавливают множественные хозяйственные связи со своими рыночными контрагентами: поставщиками и покупателями, которые оформляются в виде договоров. Заключению договоров предшествуют переговоры между продавцом и покупателем, которые завершаются сделкой. Сделки могут быть односторонними и многосторонними. Для совершения односторонней сделки в соответствии с законом необходимо и достаточно выражение воли одной из сторон. Примером односторонней сделки может служить доверенность. Многосторонние сделки называются договорами. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
Понятие и условия договора, виды договоров, порядок их заключения, внесения изменений и расторжения договоров, а также другие нормы договорного права изложены в ГК РФ, Федеральном законе РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Договор — это соглашение двух или более сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). С помощью договоров регулируются отношения, возникающие в процессе ведения торговыми предприятиями хозяйственной деятельности.В качестве участников договора могут выступать как физические, так и юридические лица. Отечественным законодательством предусмотрена свобода договора. Это означает, что стороны могут заключить договор как предусмотренный законом или иным правовым актом, так и не предусмотренный ими. Можно заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, так называемый смешанный договор. Условия договора определяются по усмотрению сторон. При этом стороны не могут нарушать закон. Договор должен соответствовать обязательным для обеих сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим на момент его заключения. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон смомента его заключения. Договоры могут быть классифицированы по количеству сторон, по возмездности, особенностям формы заключения, в зависимости от правовой цели. По количеству сторон договоры подразделяют на односторонние, двусторонние и многосторонние. В односторонних договорах одна из сторон имеет только обязанности, другая — только права. В многосторонних договорах, в том числе и двусторонних, обе договаривающиеся стороны имеют права и несут определенныеобязанности.
По возмездности договоры подразделяют на возмездные и безвозмездные. Договор, по которому одна из сторон должна получить плату, является возмездным, если же вознаграждение не предусмотрено, то договор — безвозмездный. В возмездном договоре устанавливается цена, определяемая сторонами, если она не регулируется государственными органами и не предусмотрена законом.
По особенностям формы заключения различают договоры, заключенные в устной и письменной форме. В розничной торговле, где покупателями являются физические лица (население), договор купли-продажи заключается в устной форме. В данном случае достаточно устного согласия покупателя приобрести товар и уплатить за него соответствующую сумму денег. Документом, подтверждающим совершение сделки купли-продажи в розничной торговле, может служить кассовый чек, а при покупке дорогостоящих и технически сложных товаров — еще и товарный чек. Особенностью публичного договора является то, что торговое предприятие не вправе отдавать предпочтение тому или иному покупателю, цена и условия договора должны быть одинаковы для всех. В зависимости от правовой цели наиболее распространенными в торговле являются договоры купли-продажи, поставки, мены, Комиссии и консигнации. Договор купли-продажи предполагает, что одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), которая обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму, определенную условиями Договора. Этот договор может заключаться не только между юридическими, но и между физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями. По договору поставки предприниматель-поставщик обязуется в условленный срок передать покупателю товары для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и получения ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В оферте должны быть указаны адресат предложения (одно или несколько конкретных лиц) и существенные условия предлагаемого договора. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
28. Методы поставки товаров оптовым покупателям и услуги, оказываемые оптовым покупателям
Поставка товаров оптовым покупателям в соответствии с заключенными договорами ведется со склада оптового предприятия или транзитом. Организация поставки со склада может вестись несколькими методами: личная отборка товаров оптовыми покупателями, телефонные, письменные оперативные заявки, стандартные (нормативные) поставки, через разъездных товароведов.
Общими требованиями при использовании любого метода поставки товаров являются максимальная скорость и наименьшие затраты выполнения оперативных заказов оптовых покупателей. Выбор метода поставки зависит от вида товара и местных условий.
Личная отборка может применяться по товарам сложного внутри-группового ассортимента (кондитерские изделия, консервы, вина одежда, обувь и т. д.), а также по малоизвестным товарам. Перед отборкой товаров на складе представители розничной торговли анализируют состояние товарных запасов на своих предприятиях, сопоставляют их количество с нормативами и сроками реализации.
Большинство продовольственных и ряд непродовольственных товаров являются товарами простого, устойчивого ассортимента, по которым широко применяют телефонные или письменные заявки. При письменном методе используется заочная система требований-заказов. Оптовое предприятие разрабатывает единую форму таких требований-заказов, что вносит единство в систему учета, приема и исполнения заказов. В таких бланках, предварительно рассылаемых, предусматриваются все реквизиты — наименование заказчика, его адрес, расчетный счет, условия поставки по договору и др. Для организации ритмичного завоза товаров на предприятия розничной торговли в соответствии с договорами, заказами и графиками доставки и оперативного контроля за обеспеченностью магазинов товарами на оптовых предприятиях могут быть организованы диспетчерские службы. Товароведы-диспетчеры собирают оперативную информацию от руководителей магазинов о наличии в продаже товаров, необходимости их завоза для пополнения запасов, обеспечивают доставку товаров на розничные предприятия.
Целесообразно применять прогрессивный метод поставки товаров со складов оптовых предприятий — метод стандартных поставок (нормативное снабжение), основанный на использовании планов-карт и обеспечивающий ритмичность завоза товаров в розничную сеть. Этот метод особенно эффективен при снабжении крупных универсальных продовольственных магазинов, в которых в связи с широким ассортиментом товаров на подачу оперативных заказов ежедневно затрачивается много времени, что часто приводит к спешке и, соответственно, к ошибкам в заказах. Сущность метода стандартных поставок состоит в планировании продажи товаров по месяцам и частным срокам на основании динамики удельных весов продажи в базисном периоде. Для этого все товары подразделяют на ряд групп в зависимости от товарооборачиваемости, интенсивности и колебаний спроса, уровня и мобильности заказовкаждую группу объединяют разновидности товаров, мало отличающихся по частоте спроса, уровню реализации и другим признакам. Для каждой группы устанавливают единый интервал завоза.
Услуги, оказываемые оптовыми предприятиями покупателям: Маркетинг, Коммерческая и сбытовая работа, Коммерческое посредничество, Консультационные услуги, Информационные и рекламные услуги, Производственные функции, Финансово-рыночные и кредитные услуги.
29. Содержание и организация закупочной работы. Изучение и поиск коммерческих партнёров. Критерии выбора поставщика.
Закупка товаров — составная часть коммерческой деятельности торгового предприятия. Она включает в себя такие операции, как изучение и прогнозирование покупательского спроса; выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров; организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая подготовку и заключение договоров поставки; организацию учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств. Основу экономической эффективности коммерческой работы по оптовым закупкам товаров составляют поиск и закупка необходимых товаров удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Процедура планирования закупок состоит из следующих этапов:
- сбор информации; анализ потенциальных потребностей покупателя и возможностей поставщика;
- выбор стратегии закупок (форм товароснабжения);
- определение метода закупок; принятие оперативных решений, связанных с процессом товародвижения;
- контроль и анализ выполнения плана; корректировка плана.
При осуществлении закупок торговые предприятия должны придерживаться определенных правил.
1. На ранних стадиях формирования ассортимента целесообразно закупать и продавать лишь ограниченное количество наименований товаров, чтобы коммерческие службы могли сосредоточить свои усилия на повышении качества и установлении стандартов на качество основных товаров. Только после этого можно дальше расширять и углублять ассортимент.
2. Установить тесное сотрудничество на всех уровнях между товароведами коммерческих служб и технологами производства, между производителями и оптовиками; приветствовать совместную работу по формированию ассортимента, улучшению качества и разработке новых товаров.
Рациональная организация закупки означает приобретение товаров нужного качества, в нужном количестве, в нужное время, у надежного поставщика, по приемлемой цене.
Одним из важнейших этапов закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками. Выбирая поставщиков, торговые предприятия должны учитывать следующие факторы: конкурентоспособность товаров; стоимость закупаемых товаров — цены и возможные скидки; надежность поставщика — деловая репутация; условия поставки — период времени от размещения заказа до его исполнения, минимальный и максимальный размер партии, ответственность продавца за поставки; условия расчетов — возможность платежа или получения кредита; удаленность поставщика — местоположение предприятия-поставщика, так называемый «транспортный рычаг», поскольку окончательная цена товара определяется с учетом транспортной составляющей.
Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
- объявление конкурса; - изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации; - посещение выставок и ярмарок; - переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции. К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие: - удаленность поставщика от потребителя; - сроки выполнения текущих и экстренных заказов; - наличие резервных мощностей; - организация управления качеством у поставщика; - способность обеспечить поставку запасных частей в течении всего срока службы поставляемого оборудования; - финансовое положение поставщика
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводиться работа по заключению договорных отношений. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Главным критерием при выборе поставщика некоторых комплектующихся, которые требуются регулярно и нехватка которых может привести к остановке производственного процесса будет надежность поставки. Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.