Эффективность работы торгового предприятия во многом зависит от рационального размещения и выкладки товаров в торговом зале. Под размещением товаров понимают систему расположения их на отдельных участках рабочего места по отличительным ассортиментным признакам (видам, группам, артикулам, сортам). Размещение товаров осуществляется с учетом ряда факторов: частоты спроса, комплексности приобретения, специфических свойств товаров. При этом должны учитываться психология покупателей, их привычки, традиции. Товары размещают по товарно-отраслевому принципу, когда в пределах одного рабочего места (секции) находятся изделия одной товарной группы, и комплексному — когда в одной секции (отделе) магазина находятся товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенных групп покупателей.
За каждым товаром следует закреплять постоянное место. Покупатели привыкают к этому и легко ориентируются в торговом зале, а работникам магазина это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой ассортимента и объемом запасов.
Размещение товаров – это система размещения их на рабочем месте или в зоне обслуживания по наиболее существенным признакам – группам, артикулам, размерам, фасонам, цене. При размещении товаров необходимо учитывать их физико-химические особенности для обеспечения сохранности потребительских свойств. Соблюдение правил товарного соседства позволит исключить вредное влияние товаров друг на друга. Рациональное размещение товаров должно способствовать бесперебойной торговле товарами, предусмотренными ассортиментным перечнем.
Покупателям должны быть созданы максимальные удобства при осмотре и выборе покупки.
Расположение товаров должно способствовать равномерному распределению покупательских потоков и ориентированию покупателей в торговом зале. Для этого товары повседневного спроса размещают равномерно по всему торговому залу. Товары, требующие более длительного ознакомления, располагаются в глубине торгового зала, чтобы не мешать движению покупательского потока. Товары с ускоренной оборачиваемостью должны занимать большую часть демонстрационной площади магазина. Их необходимо рассредоточить, чтобы предотвратить скопление покупателей.
Рациональное размещение товаров в торговом зале должно обеспечить сокращение путей движения товаров к местам их выкладки, а также не допускать перекрещивания товарных и покупательских потоков. Площади под различные товарные группы выделяются с учетом типа предприятия, доли соответствующих групп товаров в объеме товарооборота, скорости обращения.
Важное значение имеет выкладка товаров. Под выкладкой понимается совокупность приемов и способов укладки и показа товаров в торговом зале. Выкладка товаров обеспечивает удобство при осмотре и отборке товаров, способствует его сохранности, привлекает внимание покупателей. Выкладывая товары на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала, особенности отдельных видов товаров, их упаковку.
Существуют различные способы выкладки. Наиболее распространенной является вертикальная выкладка, когда однородные товары размещают на всех полках горки по вертикали. Эта выкладка целесообразна для товаров массового спроса.
При горизонтальной выкладке каждый вид товара располагается на отдельной полке. Особенно эффективной является выкладка товаров навалом на полках, в корзинах, контейнерах и открытых холодильных прилавках. Это наиболее активный вид предложения, создающий эффект доступности товаров и оказывающий стимулирующее воздействие на покупателей.
Соблюдение основных принципов размещения и выкладки товаров обеспечивает рациональную организацию технологического процесса и эффективность работы розничного торгового предприятия. Различные товарные группы имеют свои специфические особенности размещения и выкладки.