Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.
Деятельность торгового предприятия не протекает самостоятельно. Она направляется людьми, регулируется ими и управляется. Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов. В управлении деятельностью предприятия присутствуют две стороны: управляющие и управляемые. Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, к ним относятся администраторы, руководители, управляющие. Объекты управления - это те, кем управляют - работники, коллективы, и то, чем управляют - экономика, коммерческое дело, торговый процесс. Взаимодействие субъектов и объектов посредством управляющих воздействий и обратной связи позволяет целенаправленно управлять всесторонней деятельностью предприятия. Управляющие воздействия представлены законами, указами, планами, программами, постановлениями, нормативами, рекомендациями, инструкциями, материальными и финансовыми стимулами. Обратные связи - это результаты непосредственных наблюдений и контроля со стороны субъекта управления, статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская документация.
Основной целью управления торговой деятельностью является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его конкурентной позиции на потребительском рынке. В современных условиях деятельность торгового предприятия связана с предпринимательством, коммерцией, эконометрикой, экономической кибернетикой и информатикой. Этим определяется новый качественный уровень и экономический рост рынка. Соответствующим образом должна строиться и организационная структура управления торговым предприятием.
Управление коммерческой деятельностью базируется на принципах и методах управления. Обеспечение согласованности между подразделениями (службами). Каждому подразделению (службе) торгового предприятия свойственны определенная предназначенность и выполняемые функции, т. е. они обладают в той или иной степени автономностью. Вместе с тем их действия должны быть скоординированы и согласованы во времени, что обусловливает единство системы управления торговым предприятием. Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями торгового предприятия. Коммерческая деятельность формируется и изменяется в соответствии с интересами и потребностями производства. Следовательно, функции управления коммерцией реализуются с учетом целей торгового предприятия. Обеспечение иерархичности структуры управления. Обеспечение комплексного подхода в управлении. С позиции комплексности принимаются во внимание все факторы, воздействующие на управленческие решения коммерческой деятельности. Предусматривается также связь коммерческих процессов торгового предприятия с субъектами внешней среды. Обеспечение малозвенности в структуре управления. Под малозвенностью понимается несложная структура управления. Но при этом должны достигаться стабильность и надежность управления коммерческой деятельностью. Обеспечение адаптивности структуры управления. Внутренняя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям. Обеспечение исполнительной информацией. Выработка и принятие управленческих решений основываются на исполнительной информации. Она включает получение исходной информации, обработку, анализ и выдачу результатов управляющего воздействия. Управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы управления торговым предприятием, которое выполняет еще и функции, связанные с технологической, экономической и финансовой деятельностью. Следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие и соподчиненность всех составляющих элементов, образующих целостную систему управления торговым предприятием.
Методы управления - это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью. Они подразделяются на административные, организационные, экономические и правовые. При управлении коммерческой деятельностью выполняются функции процесса управления: планирование, организация, учет и контроль.
18. Понятия «товародвижение» и «товароснабжение». Факторы звенности товародвижения
Товародвижение представляет собой процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей до торговых залов предприятий розничной торговли или до внерыночных потребителей.
Организация товароснабжения розничной сети включает в себя: определение потребности в определенных товарах; поиск и выбор наиболее выгодного с экономической точки зрения поставщика (поставщиков) этих товаров; заключение договоров (сделок) с выбранными поставщиками; выбор метода доставки товаров в магазины; контроль за ходом выполнения договоров; Таким образом, товароснабжение в торговле представляет собой комплекс торгово-оперативной деятельности торговых предприятий, основной целью которого является создание широкого и устойчивого ассортимента товаров в магазинах.
Товароснабжение розничной торговой сети должно быть планомерным и бесперебойным, ритмичным. Планомерность снабжения требует, чтобы товары в магазины завозили по графикам, определяющим частоту, периодичность доставки отдельных товаров и размеры доставляемых партий. Бесперебойность снабжения предполагает регулярную доставку товаров в пункты продажи в количестве и ассортименте, которые обеспечивали бы постоянное наличие необходимых товаров и исключали возможность нарушения установленного для данного магазина ассортиментного перечня. Ритмичность завоза товаров, т. е. периодическое пополнение запасов при определенных условиях. Ритмичность завоза товаров положительно отражается на работе магазинов, складов, транспорта: нормирование товарных запасов в магазинах становится более точным, ускоряется товарооборачиваемость, так как средний размер товарных запасов начинает в большей степени соответствовать установленным срокам поступления.
Одним из условий рационального товароснабжения является минимум средств, затраченных на его организацию. Организацию товародвижения следует рассматривать как составную часть процесса товароснабжения розничной торговой сети. Обычно перемещение товаров из пунктов производства в места потребления является весьма сложным процессом. Организация этого процесса зависит от местонахождения поставщиков и покупателей, свойств товаров, вида используемых транспортных средств, принятого порядка расчетов за поставляемые товары, схемы товародвижения и т. д. Однако во всех случаях рациональное товародвижение должно основываться на следующих принципах:
• выбор кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в места потребления (при равных качественных и стоимостных характеристиках товара);
• использование наиболее экономичных видов транспорта (с учетом физических свойств товара);
• применение эффективных форм товародвижения.
Наиболее общим фактором, обусловливающим объективную необходимость в товародвижении, является несовпадение мест (пунктов) производства и мест (районов) личного потребления. Производство как продовольственных, так и непродовольственных товаров, концентрируется на специализированных предприятиях, выпускающих продукцию в сравнительно узком (промышленном) ассортименте. Потребление товаров, наоборот, крайне рассредоточено и требует их комплектования в широком ассортименте в розничных предприятиях, расположенных в непосредственной близости от потребителей. Поэтому товары должны обязательно перемещаться из пунктов производства в районы потребления, из производственных в розничные предприятия. Одним из таких факторов является различная степень концентрации производства и различная по радиусу зона потребления продукции данного производства. Если производственное предприятие небольшое и таких предприятий, вырабатывающих однородную продукцию, в данном городе или области относительно немного и они имеют местное значение, то ничто не мешает устанавливать прямые хозяйственные связи этих производственных предприятий с местными розничными предприятиями или организациями.
Основным фактором звенности в торговле является стремление к облегчению установления хозяйственных связей между розничными и производственными предприятиями, находящимися на больших расстояниях друг от друга; стремление к сокращению издержек по таким связям. Факторами звенности товародвижения, образующимися независимо от звенности в торговле, являются физико-химические свойства и степень сложности ассортимента данной группы товаров. Существенным фактором звенности товародвижения являются транспортные условия, стремление к наиболее экономичному использованию различных видов транспорта и транспортных средств.
19. Организация доставки товаров в магазины
Товары в магазины могут быть доставлены централизованно или децентрализованно. При централизованном способе поставщики обеспечивают в необходимом количестве транспорт, ведут погрузочно-разгрузочные работы, отвечают за сохранность товаров в пути и своевременную доставку товаров в магазины. При децентрализованной доставке (самовывозе) все операции по завозу товаров, начиная с поиска транспорта, магазины берут на себя. Это ведет к росту издержек обращения, нерациональному использованию автотранспорта, отвлечению торгового персонала от выполнения своих основных функций по обслуживанию покупателей.
Централизованную доставку применяют как при транзитном товародвижении, так и при снабжении сети со складов оптовых и розничных организаций. Централизованная доставка товаров является одним из важнейших способов исполнения договора поставки. Суть ее состоит в том, что правовая обязанность по осуществлению доставки товаров к получателю (оптовому предприятию, магазину, столовой и др.) возлагается на поставщика, осуществляющего ее привлеченным им на договорных началах или собственным автотранспортом. Централизованная доставка оформляется, как правило, двумя договорами: договором поставки, в котором предусматриваются права и обязанности поставщика и покупателя, и договором централизованной автомобильной перевозки грузов, в котором предусматриваются права и обязанности поставщика-отправителя грузов и автотранспортного предприятия-перевозчика. В тех случаях, когда поставщик располагает своим автотранспортом, то все условия централизованной доставки, в том числе касающиеся и транспортировки грузов, предусматриваются в договоре поставки. Надлежащая организация централизованной доставки товаров позволяет ускорить товародвижение, обеспечить сохранность товаров при транспортировке и продаже.
Одним из центральных вопросов организации централизованной доставки товаров является порядок согласования количества и ассортимента, подлежащих очередной доставке товаров.
Возможны следующие способы определения количества товаров завозимых получателям в очередную доставку:
а) по заказам получателей (магазинов, столовых и т. д.) на очередную доставку необходимых им товаров по количеству и ассортименту. Сумма ежедневных или иной периодичности разовых заказов за определенный период (месяц, квартал) должна соответствовать количеству товаров, предусмотренному договором. Договорной практикой выбраны три способа передачи заказов поставщику: 1) доставка письменного заказа; 2) передача заказа по телефону; 3) прием заказа представителем поставщика, доставляющим товар.
б) в соответствии с заказами покупателей по договору — объединений, фирм, сетей и т. д. на очередную доставку товаров его торговым единицам — получателям товаров.
в) по разнарядкам покупателей с указанием в них получателя то варов и дней завоза. При этом способе покупатель ежемесячно, в зависимости от условий договора, выдает поставщику разнарядку на товары, подлежащие централизованной доставке каждому получателю, с указанием количества, ассортимента товаров и дней доставки.
г) доставка товаров, предварительно отобранных получателями. При этом способе определение количества и ассортимента товаров, подлежащих очередной доставке получателю, осуществляется путем предварительной отборки товаров представителем получателя на предприятии оптовой торговли или на складе промышленного предприятия, после чего отобранный товар доставляется поставщиком получателю. Этот способ применяется, как правило, при доставке непродовольственных товаров сложного ассортимента.
Порядок отборки товаров устанавливается в договорах. Покупатель и поставщик согласовывают дни явки получателя для отборки товара, порядок производства отборки, оформление ее документами, взаимную ответственность сторон. Изучение договорной практики показывает, что довольно часто в договорах поставки предусматриваются неоправданно высокие минимальные нормы доставки товаров. В результате значительное количество товаров завозится не в магазины, а на склады фирм, что извращает смысл централизованной доставки, ведет к лишним перевалкам, перевозкам, к росту издержек обращения, неоправданному использованию трудовых ресурсов на погрузку-разгрузку, приемку товаров, а нередко и к их порче. Торговые организации и предприятия-покупатели при определении в договоре количества подлежащих доставке товаров должны учитывать потребности непосредственных получателей товаров, их складские площади. Поставщики, осуществляющие централизованную доставку товаров, и покупатели — оптовые и розничные торговые предприятия и предприятия общественного питания должны совместно с автохозяйствами определять оптимальные экономичные маршруты завоза товаров по кратчайшим расстояниям.
20. Защита прав потребителей
В Российской Федерации имеется целая группа нормативных актов (как законов, так и постановлений правительства), регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.
Основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Гражданским кодексомРФ и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, прямую затрагивающих интересы потребителей. Это, преждевсего, Законы Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральные законы «О техническом регулировании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон Российской Федерации от 25 октября 2007 г. №234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» и ряд других нормативных актов.
Основные права и обязанности как организаций, продающих товары или оказывающих услуги, так и граждан-потребителей, которые этими товарами и услугами пользуется, закреплены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». В преамбуле Закона приведены основные понятия, используемые в нем: потребитель, изготовитель, продавец, исполнитель и др.
Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, придающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В качестве другой стороны во взаимоотношениях с потребителями выступают изготовители, исполнители и продавцы, которыми могут являться организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, которые производят для реализации потребителям товары, или реализуют их потребителям по договорам купли-продажи, либо выполняют для них по возмездному договору работы или оказывают услуги. Изготовителем признается та организация или индивидуальный предприниматель, которые производят товары для реализации их потребителям. Продавцом является организация или индивидуальный предприниматель, которые реализуют потребителям товары по договору купли-продажи. Исполнителем выступает организация или индивидуальный предприниматель, которые выполняют работы или оказывают услуги потребителям по возмездному договору. В Законе РФ «О защите прав потребителей» дается также определение такого понятия, как недостаток товара (работы, услуги), под которым следует понимать несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги), а также образцу или описанию при продаже товара по образцу или описанию. Здесь же указывается, что существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. В этой же части Закона сказано, что безопасность товара (работы, услуги) определяется его безопасностью жизни, здоровья, имущества потребителя и среды при обычных условиях его использования, транспортировки и утилизации, а также безопасного процесса выполнения работы (оказания услуги). Продавец обязан передать потребителю товар, а исполнитель выполнить работу или оказать услугу, качество которых должно соответствовать договору. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товары (работу), предназначенные для длительного использования, срок службы, в течение которого он обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также другими единицами измерения километрами, метрами и т. п.). На ряд товаров (продовольственные, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары, а также на некоторые работы, перечень которых также устанавливается Правительством. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» определено также, что изготовитель или исполнитель вправе устанавливать на товар или работу гарантийный срок, в течение которого они по выбору потребителя обязаны выполнить его требования о ремонте, замене товара ненадлежащего качества и другие, предусмотренные Законом требования. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая должна доводиться до сведения потребителей в доступной форме.
Потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке действия и органе ее выдавшем, если вид деятельности изготовителя, исполнителя или продавца подлежит лицензированию.
21. Основные правила отдельных видов товаров.
Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируют разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правила продажи отдельных видов товаров. Правилами установлено, что ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания продавец определяет самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности. При этом он обязан соблюдать требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах. В распоряжении продавца должны иметься необходимые помещения, оборудование и инвентарь, позволяющие сохранить качество и безопасность товаров при их хранении и реализации в месте продажи, обеспечить надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров. Средства измерения должны содержаться в исправном состоянии и представляться на метрологическую поверку в установленном порядке. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателю по его требованию.
На вывеске торговой организации должны быть приведены ее фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. Другая необходимая информация размещается в удобных для ознакомления покупателей местах. До сведения покупателей в наглядной и доступной форме своевременно должна быть доведена необходимая и достоверная информация о товарах и их изготовителях, обеспечивающая возможность правильного выбора товаров.
Покупателю должна быть предоставлена информация, подтверждающая соответствие товаров установленным требованиям (например, в виде их маркировки знаком соответствия). Он вправе потребовать у продавца один из следующих документов: сертификат или декларацию о соответствии; копию сертификата, заверенную держателем его подлинника, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика) с указанием его адреса и телефона.
Объем обязательной информации о товаре и его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром, должен соответствовать обязательным требованиям стандартов. Так, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» информация о реализуемых на территории Российской Федерации пищевых продуктах должна содержать следующие данные: наименование продукта; наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, наименование страны и места происхождения; товарный знак изготовителя (при наличии); массу нетто, объем и количество продукции; состав продукта; пищевую ценность (кроме алкогольной продукции, кофе, чая, пряностей и пищевкусовых добавок) с учетом специфики продукции; условия хранения; срок годности;срок хранения; срок реализации; обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информацию о сертификации пищевых продуктов. Перечисленная выше, а также другая, в том числе рекламная, информация наносится в виде текста или маркировки на упаковку (потребительскую тару), этикетку, контрэтикетку, ярлык либо лист-вкладыш, прилагаемый к каждой единице упаковки.
Требования к информации для потребителей о непродовольственных товарах отечественного и импортного производства, реализуемых на территории Российской Федерации, установлены ГОСТ Р 51121-97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования». В соответствии с этим стандартом информация для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде текстового документа паспорта, формуляра, руководства по применению и др.), прикладываемого к товару, или в виде маркировки, или и того, и другого одновременно.
При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с ними. Он вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия. Продажа одних товаров не может быть обусловлена продавцом обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей.
Кроме рассмотренных выше вопросов Правилами продажи отдельных видов товаров также установлен порядок предпродажной подготовки и продажи: продовольственных товаров; текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви; технически сложных товаров бытового назначения; парфюмерно-косметических товаров; автомобилей, прицепов и номерных агрегатов; изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения; животных и растений; товаров бытовой химии; пестицидов и др. Контроль над выполнением рассмотренных Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы в пределах своей компетенции.