Оптовая торговля – это продажа оптовым покупателям, торговля крупными партиями товаров с последующей их перепродажей в розницу или профессиональным использованием. Предприятия оптовой торговли должны специализироваться на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.
Основными задачами оптового торгового предприятия являются: 1. поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей; 2. закупка товаров у производителей и их доставка, хранение; 3. формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий; 4. обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров; 5. информационное обслуживание.
На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции:
- интегрирующая - обеспечение взаимосвязи между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта; оценочная - определение уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование; организующая и регулирующая - обеспечение рационального построения экономических систем.
На микроуровнефункции оптовой торговли делятся на две группы:- по отношению к клиентам-покупателям; - по отношению к клиентам-поставщикам.
Функции оптовых предприятий по отношению к клиентам-покупателям:оценка потребностей и спроса, сглаживание цен; преобразование промышленного ассортимента в торговый ассортимент; накопление и хранение товарных запасов; концентрация товарной массы; доработка, доведение товаров до требуемого качества; кредитование; фасовка, упаковка, доставка товаров; информационное и консалтинговое обслуживание. Оптовые предприятия обеспечивают значительную экономию издержек обращения в рознице. Розничные предприятия освобождаются от закупок товаров у множества производителей. Кроме того, снижаются затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой.
Функции оптовых предприятий по отношению к клиентам-поставщикам: концентрация коммерческой деятельности; поддержка процесса перехода прав собственности на товар; инвестиционное обеспечение процесса товародвижения; маркетинговое обслуживание; минимизация коммерческого рынка.
Основные формы осуществления оптовой торговли:Организуется производителем продукции на основе прямых связей, Через независимые оптовые торгово-посреднические компании, Через частных оптовых посредников, Биржевая оптовая торговля, Ярмарочно - выставочная оптовая торговля, Аукционная торговля.
Под оптовым рынком понимается юридическое лицо, которое обеспечивает условия для осуществления оптовой торговли на определенной территории. Оптовые продовольственные рынки – место купли-продажи конкурентоспособного с/х сырья и продовольствия оптовыми и розничными торговыми предприятиями и частными торговцами.
Оптовый торговый центр – современная форма осуществления оптовой торговли, которая оптимально сочетает магазин и склад, что выражается в предоставлении покупателю возможности на принципах самообслуживания приобретать оптовые партии товара.
Оптовые базы, складыэДанной форме осуществления оптовой торговли отдают предпочтение средние и крупные предприятия. Объем т/о этих предприятий сам по себе является непременным условием организации оптовых складов и баз. Следует отметить, что у данной формы есть несколько схем. Схема 1. Демонстрационный зал и офис находятся в территориальном удалении от складских помещений (как правило, офис – в центре города, складские помещения – за пределами города).
Схема 2. Демонстрационный зал, офис и склад представляют собой одно помещение (как правило, в черте города). Схема 3 представляет собой сочетание Схемы 1 и Схемы 2, суть которого состоит в наличии оперативного склада за пределами. Такая комбинация представляется оптимальной для крупных торговых предприятий.
Все вышеперечисленные формы осуществления оптовой торговли могут использоваться в сочетании. Так, крупное оптовое предприятие может осуществлять свою деятельность посредством и оптовых складов, и оптовых торговых центров, и оптовых рынков.
14. Методы оптовой торговли. Виды оптовых услуг.
Оптовая продажа товаров является составной частью коммерческой деятельности оптовых торговых предприятий. Организация оптовой продажи предусматривает создание на оптовых предприятиях широкого ассортимента товаров. Оптовая продажа товаров представляет собой реализацию товаров оптовым покупателям (предприятиям, магазинам и др., частным лицам) для дальнейшей перепродажи. Результат такой продажи выражается определенной суммой оптового товарооборота - одного из основных показателей деятельности оптового предприятия (фирмы).
Оптовая продажа товаров может осуществляться в двух формах товародвижения:
- транзит - когда оптовое предприятие придает товары без завоза их на свои склады;
- складская форма - оптовая продажа товаров со своих складов.
При продаже товаров со склада применяются следующие методыоптовой продажи товаров со складов: I. Продажа товаров с личной отборкой. По личной отборке товаров покупателями рекомендуется продавать главным образом товары сложного ассортимента. Широкий выбор по сортам, фасонам, рисункам, расцветкам требует участия представителя розничного торгового предприятия. Это относится к швейным изделиям, тканям, трикотажу, галантерейным товарам, обуви, кондитерским изделиям, консервам, винам. При личной отборке имеется возможность познакомиться со всем ассортиментом имеющихся в продаже товаров и выбрать из них те, которые пользуются повышенным спросом у покупателей. Личная отборка товаров проводится непосредственно в товарных секциях склада или в зале товарных образцов. Отборка товаров непосредственно на складах имеет ряд недостатков: - покупателям трудно знакомиться, со всем ассортиментом товаров, так как товары хранятся в упакованном виде и часто расположены в разных складских помещениях; - работники склада отвлекаются от приемки поступающих товаров, от комплектования партий товаров и отправки их в розничную торговую сеть.
2. Продажа товаров по письменным, телеграфным и телефонным заявкам без предварительной личной отборки. Эта продажа применяется в том случае, когда личное знакомство с образцами товаров нетребуется. Чаще всего такая продажа осуществляется по товарам простого ассортимента или по хорошо известным товарам сложного ассортимента. Особенно удобен такой метод оптовой продажи товаров при широком использовании централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. Для обеспечения работы по составлению заявок в магазинах на завоз товаров и упрощения их обработки на оптовых предприятиях осуществляют предварительную рассылку бланков заявок.
3 Продажа товаров через разъездных товароведов (коммивояжеров) и передвижные комнаты товарных образцов. Сущность этого метода оптовой продажи заключается в том, что разъездные товароведы оптовых предприятий посещают городские и сельские магазины в соответствии с утвержденными графиками и маршрутами. Товароведы имеют образцы различных товаров, а также каталоги, альбомы, проспекты. После ознакомления с номенклатурой предлагаемых товаров и анализа товарных знаков руководители розничных торговых предприятий оформляют заявки на товары. С помощью разъездных товароведов (коммивояжеров) можно предложить магазинам многие непродовольственные и продовольственные товары.
4. Метод стандартных поставок (нормативное снабжение), основанный на использовании планов-карт и обеспечивающий ритмичность завоза товаров в розничную сеть. Сущность метода стандартных поставок состоит в планировании продажи товаров по месяцам и частным срокам на основании динамики удельных весов продажи в базисном периоде.
Услуги оптовой торговли – одна из разновидностей посреднических услуг, удовлетворяющих социальные и информационные потребности розничного продавца. Услуги оптовой торговли различаются по нескольким классификационным признакам: по назначению, классам и группа товаров, типам складов. Для оказания основной услуги – реализации товаров оптовому продавцу необходимо осуществить значительное количество операций внутренней и совместной с потребителем деятельности, которые относятся к предреализационным дополнительным услугам. Охарактеризуем эти услуги по назначению: Основная услуга: реализация. Дополнительные услуги: предреализационные (изучение конъюнктуры рынка, формирование торгового ассортимента, выбор поставщиков товаров, закупки товаров и создание товарных запасов, завоз товаров на склад, хранение товаров, приём заказов и заявок на товары, кредитование получателей, товарная обработка, упаковывание, маркирование, формирование и отпуск товарных партий, контроль качества товаров, информационные услуги); послереализационные (доставка товаров, приём и хранение возвратной тары, возврат, утилизация или переработка отходов).
15. Роль, функции и классификация складов. Организация технологического процесса на складах.
Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
По назначению и характеру накопления на складах товарные запасы делятся на текущие, сезонные, досрочного завоза и резервные. Текущиезапасы создают из товаров, которые в течение года равномерно поступают от производственных предприятий на склады и в розничную торговую сеть. Сезонныезапасы создают в связи с разрывом, существующим между периодами производства и потребления товарок. Запасы товаров досрочного завозасосредоточивают в районах Крайнего Севера, высокогорных районах и в других труднодоступных местностях, куда по климатическим и природным условиям завоз товаров возможен преимущественно в определенное время года. Резервныетоварные запасы концентрируют на торговых складах только по особому указанию органов государственного управления. Они поступают на ответственное хранение как государственные резервы и без особого разрешения реализации не подлежат.
Для бесперебойного снабжения розничных торговых предприятий товарами склады контролируют соблюдение уровня товарных запасов. Товарные склады призваны обеспечить оптимальные условия хранения запасов товаров с момента поступления их на склады до отпуска розничным предприятиям. Одной из важнейших функций складов является организация контроля за качеством товаров. Подсортировка и фасовка товаров на складах проводятся в соответствии с требованиями покупателей. Функции складов, связанные с приемкой, перемещением и хранением товаров, их подсортировкой, фасовкой и упаковкой, представляют собой продолжение процесса производства товаров в сфере обращения. С формированием и подбором ассортимента товаров и отпуском их розничным предприятиям связаны функции размещения и укладки товаров в складских помещениях. Товарные склады, размещаясь на путях товародвижения, призваны способствовать его рационализации, устранению повторных, встречных и излишне дальних перевозок. Выступая в качестве оптовых звеньев на пути движения товаров от производственных предприятий к потребителям, склады превращают промышленный ассортимент в торговый.
В зависимости от характера выполняемых функций склады делят на подсортировочно-распределительные, сезонного и долгосрочного хранения товаров и транзитно-перевалочные.
К складам общего пользованияотносят специально построенные складские здания, помещения которых сдают во временную эксплуатацию любой, нуждающейся в складской площади торговой организации. Склады общего пользования торговые организации используют для хранения сезонных запасов товаров.
Технологический процесс на складах включает: приемку товаров по количеству и качеству, организацию хранения, фасовки, подсортировки, упаковки, переупаковки, обработку документов и отпуск товаров со складов. Содержание и объем технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, объема грузооборота склада, направлений грузопотоков и других факторов. Приемка товаров по количеству и качеству.Приемкой завершаются закупочные операции и одновременно начинается складская обработка поступивших товаров. В ходе приемки проверяют выполнение обязательств поставщика по количеству, ассортименту, качеству и срокам поставки товаров, их расфасовке, упаковке, затариванию, способам доставки. Хранение товаров и их размещение на складах.В процессе размещения ихранения товаров важное значение приобретает принятие мер по сохранению их первоначального качества и предотвращению уменьшения количества (утечки, усушки, утруски и т. п.). Различают две системы хранения товаров в складских помещениях: партионную — для товаров в транспортной таре и сортовую — для распакованных товаров.
Размещение и укладка товаров в складских помещениях осуществляются с учетом лучшей сохранности товара, его количества, создания удобств при отпуске и необходимости дальнейшего повышения эффективности использования площади и емкости складов. При этом предусматривается создание условий для контроля за состоянием и движением запасов товаров, для их отборки, перемещения, укладки и эффективного использования механизмов.
Операции по отпуску товаров со складов.Товары перед отправкой розничным торговым предприятиям требуют предварительной подготовки, куда входят фасовка, упаковка, переупаковка, подсортировка и другие технологические операции. Такая подготовка ведется централизованно. Для этого на складах организуют фасовочные цехи и упаковочные отделения. Подсортировку и комплектование партий товаров для отправки розничным торговым предприятиям ведут в экспедиции.