Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков. Признаками классификации ассортимента могут быть такие факторы, как: местонахождение товаров (в промышленности или торговле); широта охвата товаров (простой, сложный, развернутый, смешанный ассортимент); степень удовлетворения потребностей (рациональный и оптимальный ассортимент). Следует различать ассортимент товаров, торговый ассортимент, и товарную номенклатуру. В широком смысле номенклатура — перечень названий, терминов, или категорий, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники и пр.
Товарная номенклатура— это перечень всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, представленных на отдельных товарных рынках или реализуемых конкретным предприятием. В отличие от ассортимента товаров товарная номенклатура не ставит целью классифицировать товары по какому-либо признаку; она ограничивается простым перечислением однородных или разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Ассортимент торгового предприятия (торговый ассортимент) представляет собой номенклатуру товаров, принадлежащих, как правило, к разным товарным группам, подгруппам, видам и разновидностям. Доля различных товаров в структуре торгового ассортимента определяется специализацией предприятия, его материально-технической базой, потребительским спросом и другими факторами. Поэтому торговый ассортимент — это набор товаров, сформированный по определенным признакам и призванный удовлетворить спрос в некоторый момент времени.
Формирование ассортимента - процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения. Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения — от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом в качестве целевой установки формированияассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий. Необходимым условием бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами в необходимом ассортименте является создание оптимального ассортимента товаров на оптовых предприятиях. Поэтому правильное, научное обоснованное формирование ассортимента представляет собой важнейшую функцию коммерческой службы оптовых предприятий.
На конкретном оптовом предприятии формируется ассортимент товаров на основании ассортиментного перечня товаров. В ассортиментом перечне предприятия предусматривается групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров. При этом по каждому виду товара определяется количество разновидностей ассортимента, которое должно предлагаться оптовому покупателю, и минимальное количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах оптового предприятия.
К факторам, влияющим на процесс формирования товарного ассортимента относят: Принципы формирования ассортимента, Принципы формирования ассортимента, Потребительские комплексы, Товарная классификация, Стадия жизненного цикла товара, Устойчивость ассортимента товаров.
Процесс формирования ассортимента товаров розничного торгового предприятия осуществляется по следующим этапам:
1.определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине;
2. осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;
3. определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов (в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров);
4. разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингентам покупателей. Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты, насыщенности и глубины. Основные понятия анализа ассортимента:- широта (количеством продаваемых ассортиментных групп); - насыщенность (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах); - глубина (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе); - гармоничность (степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребления или каких-то иных показателей).
Ассортиментный перечень – это перечень предлагаемых к продаже товаров в соответствии со специализацией розничного торгового предприятия.