В условиях рынка информация является одним из важнейших элементов управления коммерческой деятельностью торгового предприятия. Анализируя коммерческую информацию, предприятие должно грамотно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
Информационное обеспечение включает получение, передачу, обработку, накопление и реализацию выходной информации. Вся эта цепочка связана с многоступенчатым продвижением, анализом и систематизацией информации. При информационном обеспечении устанавливаются состав и структура необходимой информации. Выделяются два вида исходной информации: информация, характеризующая все стороны деятельности торгового предприятия; информация о состоянии рынка и внешней среды, а также распорядительная, исполнительная, нормативная информация, классификаторы и кодификаторы. В настоящее время широко используются персональные компьютеры на торговых предприятиях, в том числе и в коммерческой службе, поэтому одной из задач проектирования информационного обеспечения является создание автоматизированной технологии получения и обработки информации.
Материалы внутренней отчетности на торговых предприятиях создаются в банке данных информационной системы. Они находятся в распоряжении руководства и используются при планировании закупок и продаж товаров, заключения договоров, для решения коммерческих задач.
К информации предъявляются следующие требования: - достоверность – должна быть аргументированной и полной при её получении и выдаче; - надежность – должна постоянно накапливаться в достаточном объёме и обновляться; - оперативность – должна быть конкретной и качественной, чтобы обеспечить своевременное принятие коммерческих решений; - системность – её сбор должен проводиться непрерывно и системно; - комплексность – должна отражать в комплексе деятельность торгового предприятия, а также данные о рынке и внешней среде.
Для создания компьютерной информационной системы внутренней отчетности используются следующие данные:
- товарооборот предприятия и его структурных подразделений, динамику товарооборота за различные периоды, товарооборот на 1м2 торговой площади и одного работника;
- покупки – количество чеков и покупок по подразделениям;
- цены – динамика розничных цен по товарным группам.
- выручка от реализации товаров в каждом подразделении и ее удельный вес в общем объеме денежной выручки предприятия;
- товарные ресурсы по товарным группам, подразделениям, источникам поступления, учет расхода, прихода, остатков по товарным группам;
- поставщики, их юридические адреса, банковские реквизиты, условия договоров;
- контракты – исполнение контрактов, платежи по контрактам;
- трудовые ресурсы – численность работников, аппарата управления, товарооборот на одного работника торгового зала.
Коммерческая информация состоит из следующих видов информации:
- информация о покупателях и мотивах покупок;
- информация о требованиях рынка к товару;
- информация о конъюнктуре рынка;
- информация о конкурентной среде;
- информация о потенциальных возможностях торгового предприятия и его конкурентоспособности.
На основе анализа коммерческой информации руководителе торговых предприятий принимают коммерческие решения, то есть управленческие решения, связанные с куплей-продажей товаров.
Коммерческую информацию получают путем проведения комплексных маркетинговых исследований. Ее получают как из внутренних, так и внешних источников. К числу внутренних источников относится бухгалтерская отчетность предприятия, характеризующая результаты коммерческой деятельности. Таким образом получают информацию о ходе реализации товаров, о товарных запасах, ходе закупок, выполнении договорных обязательств поставщиками и т.п.
В качестве внешних источников коммерческой информации используют данные государственной статистики, периодической печати. Используя эту информацию, в магазине выявляют тенденции развития товарооборота, особенности спроса населения на реализуемые товары. Очень важной является также информация о численности и составе населения, доходах и т.д.